Перейти к основному содержанию

Труба-«мышеловка»

Эксперты: Уже к концу мая станет понятно, «кто почем» в оппозиции и на чьей стороне играет власть
16 мая, 19:30
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня», 1996 р.

До конца мая парламент должен решить: оставить ГТС в государственной собственности или отдать «трубу» частному инвестору, как предлагает правительство и... наши соседи в Кремле.

Правительственный законопроект № 2937 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты с целью реформирования НАК «Нафтогаз України», как заверил председатель Верховной Рады Украины Владимир Рыбак, депутаты будут рассматривать в течение ближайших двух пленарных недель. А в соответствии с расписанием заседаний — это 14—17 мая и 21—24 мая. «Как только комитеты рассмотрят, мы будем их рассматривать на этих двух пленарных неделях», — сказал он на брифинге во вторник. Законопроект №2937 проходит по комитету экономической политики, который возглавляет представитель оппозиции Андрей Иванчук, известный как доверенное лицо одного из лидеров оппозиции — Арсения Яценюка.

Суть правительственной законодательной инициативы проста — снять запрет на приватизацию украинской «трубы». А именно, как говорится в тексте законопроекта, — государственных предприятий и дочерних НАК «Нафтогаз України», осуществляющих деятельность по транспортировке газа магистральными трубопроводами и хранению его в подземных хранилищах, а также предприятий, учреждений, организаций, образовавшихся в результате их реорганизации. Также Кабмин предлагает разрешить аренду объектов магистрального трубопроводного транспорта.

Эксперты убеждены, что такая постановка вопроса сегодня противоречит государственным интересам Украины. В частности, председатель Альянса «Новая энергия Украины» Валерий Боровик убежден: «Все это делается ради удовлетворения частных интересов отдельных руководителей государства». А именно, внесение этого законопроекта означает то, что власть избрала «прогазпромовский» вектор сотрудничества в вопросе модернизации украинской ГТС: сдача в аренду российскому монополисту или же создание консорциума на двоих. Ведь требования реформировать ГТС так, чтобы ее можно было сдавать в аренду, или еще «лучше» — продать, Украине артикулировали именно в кремлевских кабинетах. Напомним, три года назад, когда нынешний президент РФ Владимир Путин был премьером, а нынешний премьер Дмитрий Медведев — президентом, Владимир Владимирович заявил, что «если украинское государство этого захочет, РФ может принимать участие в ее приватизации». А немного раньше Москва сделала «предложение» Украине отдать ГТС в аренду.

А вот ЕС, как утверждают эксперты, ни разу и ни при каких обстоятельствах не требовало от Украины разрешить приватизировать ГТС. «Европейский Союз хочет видеть украинскую систему транспортировки природного газа и ее добычи в том виде, который отвечает полю европейского законодательства. А это значит, что оператор не должен быть зависимым ни от правительства, ни от корпорации, ни от каких-либо других участников рынка, а должен функционировать в соответствии с рыночными принципами», — подчеркивает Боровик. И именно это, отмечает эксперт, содержится в документах по имплементации второго и третьего энергопакета Европейского энергетического содружества, обязательства по которым взяла на себя Украина.

Поэтому украинский парламент, если он действительно «украинский», должен отклонить правительственный законопроект и принять на голосовании имплементацию третьего энергопакета Европейского энергетического содружества. «Если депутат отстаивает интересы государства, он должен выйти на трибуну или сказать в интервью либо комментариях СМИ, что это неплохой законопроект. Но он не ко времени. Не сейчас. Не при этой власти. Потому что он позволяет под флажком европейского реформирования нефтегазового сектора, условно говоря, приватизировать или отдать кому-то газотранспортную систему в частных интересах руководителей государства», — убежден Боровик.

Эксперт говорит, что в рядах оппозиционных политиков подобные «идеи» есть. Мол, на позавчерашнем заседании комитета ВРУ по вопросам топливно-энергетического комитета, председатель комитета Николай Мартыненко заверил, что будут готовиться предложения. «Просто не «с ходу» они реагируют. И еще. У нас оппозиция такова, что иногда она «позиция», а иногда «оппозиция»», — убежден Боровик.

Впрочем, на сегодняшний день ни оппозиция, ни власть не внесла на рассмотрение парламента альтернативные законопроекты об имплементации третьего энергопакета. Очевидно, что это должен делать профильный комитет. «У них достаточно специалистов, чтобы это сделать. Я знаю, что такие законопроекты готовятся, условно говоря, разными группами. Пусть вносят», — резюмирует эксперт.

Несмотря на гарантии оппозиции, эксперт сомневается, что правительственный законопроект будет отклонен парламентом. «Когда этот законопроект готовился к внесению, было блокирование Верховной Рады. И я тогда комментировал в СМИ, что мы скоро увидим истинное лицо оппозиции. Увидим реальность их «штыков». Если они разблокируют Верховную Раду (а тогда она была заблокирована) и дадут возможность проголосовать один из самых главных на сегодняшнем этапе закон, который тогда требовала РФ (Медведев и Путин), тогда сразу будет видно истинное лицо этой оппозиции и то, кто ее финансирует. Вот мы увидим, как сейчас оппозиция даст проголосовать этот законопроект», — отмечает Боровик. Он же убежден, по этому законопроекту необходимо блокирование: «всеми костьми нужно лечь, чтобы он не прошел».

«Увидим, как это будет реализовано фракцией «УДАР» и частью «Батьківщини». Это будет очень интересно. Здесь мы действительно увидим «кто почем«», — подчеркнул Боровик.

Вчера «День» в кулуарах парламента попытался сделать определенный параллельный подсчет голосов по законопроекту № 2937. Опрашивали «ключевых» — лидеров парламентских фракций и председателей профильных комитетов. Ответ коммунистов не был неожиданным: в руководстве фракции КПУ отметили «Дню», что они «были всегда против приватизации стратегической ГТС и на данный момент менять свою позицию не намерены». А вот реакция так называемых оппозиционных народных депутатов, мягко говоря, удивила: не знаем, на фракции не рассматривали и ... даже «впервые слышу о таком законопроекте». Те же, кто «что-то слышал» об этом законопроекте, заверяли: голосовать «за» не будут, даже регионалы. Возможно, действительно, наша власть просто хочет выиграть немного времени у РФ, пока ведет переговоры с ЕС, как рассказал в комментарии «Дню» директор энергетических программ центра «Номос» Михаил Гончар. «Есть вариант, что законопроект «провалят» в парламенте, чтобы еще раз показать «соседке», мол, правительство не против, но парламент с этим не согласен. Поэтому вопрос аренды ГТС неактуален и «труба» сохранит статус-кво», — делает предположения эксперт.

Похоже, что голосование за законопроект действительно станет индикатором: для власти на украинскость, для оппозиции на качество.

КОММЕНТАРИИ

Олег ТЯГНИБОК, председатель фракции «Свобода»:

— У нас есть информация, что этот законопроект будет рассматриваться в следующий четверг, 23 мая. Если это произойдет, то мы будем ложиться костями, чтобы не допустить приватизацию ГТС. Мы считаем, что это предательство национальных интересов.

Мы будем апеллировать к обществу — просить людей прийти в день голосования под стены Рады. Мы заинтересованы в том, чтобы Украина была энергетически независимой.

Если бы украинский парламент голосовал в правильном русле, то предложений и дополнений в этот законопроект могло бы быть много. В конце концов, пока еще действует закон, который был проголосован в прошлом созыве, запрещающий приватизацию ГТС. На данный момент, вместе со всеми оппозиционными фрациями мы изучаем вопрос, стоит ли подавать альтернативный законопроект.

Игорь МАРКОВ, Партия регионов:

— Пока я не буду понимать, что хотят сделать с трубой: на каких условиях, какова стоимость, то голосовать я не буду. Пусть правительство предложит варианты обращения с трубой и обстоятельно объяснит необходимость приватизации. Буду голосовать за трубу только в том случае, если со всех сторон это будет выгодно Украине.

Владимир ОЛЕЙНИК, Партия регионов:

— Я слышал, что на голосование могут поставить в следующий четверг, но пока этого законопроекта я не видел. Мы не должны доиграться до того, что такая важная газотранспортная система будет потеряна. Газотранспортные системы Беларуси и России уже прошли модернизацию. На мой взгляд, трубу должны модернизировать три стороны: те, кто добывает газ, те, кто транспортирует, и те, кто потребляет.

Поэтому я буду голосовать за этот законопроект. Я доверяю правительству в этом вопросе. Именно они отвечают за результаты экономической политики. Если будет политическая воля, то мы на заседании фракции решим голосовать за этот вопрос. Если фракцией будет принято такое решение, то в сессионном зале за этот законопроект проголосует вся фракция.

Александра КУЖЕЛЬ, «Батьківщина»:

— За этот законопроект я точно голосовать не буду. И вообще, я пока не слышала о его принятии комитетом. И в нашей фракции пока этот вопрос не рассматривался.

Оксана ПРОДАН, народный депутат (фракция «УДАР»), первый заместитель председателя комитета по вопросам налоговой и таможенной политики:

— В законопроекте № 2937 от 26 апреля сего года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты с целью реформирования НАК «Нафтогаз України» отменяется запрет на приватизацию газотранспортной системы Украины. При этом власти в очередной раз прикрывают свои желания якобы обеспечением евроинтеграционных шагов. На самом же деле этим проектом право распоряжения одной из последних ценностей Украины передается Кабмину. А следовательно, это проект по присвоению народной собственности «Семьей».

На самом же деле необходимые реформы в нефтегазовой отрасли, в том числе модернизацию ГТС, можно и необходимо провести без изменения форм собственности.

Фракция «УДАР» выступает за сохранение газотранспортной системы в государственной собственности и за проведение реорганизации «Нафтогаза» с целью обеспечения прозрачности его структур и деятельности.

Думаю, что этот проект не пройдет в ВРУ — оппозиция его не поддерживает, коммунисты не могут поддержать приватизацию ни в каком виде.

Игорь ВАСЮНИК, народный депутат (фракция «Батьківщина»), член парламентского комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса:

— Законопроект №2937 о реформировании НАК «Нафтогаз України» написан исключительно в интересах России, чтобы украсть у украинского народа газодобывающую и газотранспортную отрасль. Речь идет о стратегическом проекте Кремля и сегодняшней власти и сдаче ею государственных интересов.

Действительно, НАК «Нафтогаз Украины» нуждается в реорганизации. На мой взгляд, должны функционировать три государственных акционерных компании — по добыче, транспортировке и реализации энергоресурсов. Целесообразно также избавиться от всех непрофильных активов, находящихся в управлении «Нафтогаза». Но законопроект №2937, предложенный Кабмином, преследует абсолютно иную цель. На самом деле, нарисована классическая схема «дерибана» стратегического объекта Украины. Вопрос так называемой реорганизации этой структуры на сегодняшний день находится лишь в плоскости политики и влияний, как внешних, так и внутренних. Реформировать компанию нужно, но в интересах государства Украина с продолжением моратория на приватизацию.

Законопроект еще должен пройти комитетские слушания, в том числе в профильном комитете по ТЭК. Как народный депутат Украины буду занимать категорическую позицию «ПРОТИВ» во время рассмотрения этого законопроекта и голосования. Считаю, что депутатский корпус тоже его не поддержит. В то же время все понимают, если власть уже затеяла эту аферу, она бросит все силы пропаганды и средств, чтобы протянуть этот законопроект. А это значит, что давление на оппозиционных депутатов тоже усилится и не исключено, что без силовых методов борьбы не обойдется.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать