Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Тупик с надеждой на «зеленый»

На что надеяться крупнейшему потенциальному банкроту страны?
21 октября, 00:00

Финансово-экономическая ситуация в компании критическая. Спад производства за 9 месяцев составил 17,7 %, задолженность перед государственным бюджетом в совокупности с пеней и штрафами на 1 октября выросла до 22 млн. грн. По 6 млн. грн. составили долги перед Пенсионным фондом и по заработной плате, а соотношение кредиторской (75 млн. грн.) и дебиторской (около 25 млн. грн.) задолженностей дает веские основания для признания предприятия полным банкротом. Следует добавить, что компанию не обошло эхо «гражданской обороны» в Переяслав-Хмельницком, вследствие чего расчетные счета были арестованы.

НЕ У ДЕЛ

За последние шесть лет «Укрзалiзниця» не приобрела ни одного луганского тепловоза. Украина, Россия и другие страны СНГ сегодня пользуются старым подвижным составом, который все чаще выходит из строя. Конструкционный срок службы тепловоза — 25 лет. После этого благодаря модернизации и капитальному ремонту машина еще может служить довольно долго. В условиях финансово-экономического кризиса железнодорожники вынуждены не заказывать, не покупать новую технику, а поддерживать старый подвижной состав за счет капитального ремонта. Но опять же не с помощью луганских тепловозостроителей. По этой причине на сегодня эксплуатируется лишь 30% имеющихся тепловозов, остальные находятся в отстое и подлежат разукомплектованию (на запчасти). Это, пожалуй, одна из главных причин того, почему луганские тепловозы остаются невостребованными. Статистика здесь такова: если раньше производилось 1270 тепловозов в год, то по результатам минувшего года с конвейера сошло только 6 секций.

Не выдерживают конкуренции с продукцией днепропетровского СП «Татра-Юг» луганские трамваи. Луганчане первыми предложили свой отечественный трамвай, однако государственный интерес и, естественно, средства, тем не менее, сосредоточились в Днепропетровске. «Лугансктепловозу» сегодня отводится второстепенная роль, причем с определенным условием: если он выиграет тендер на получение заказа на изготовление запасных частей для днепропетровского трамвая, значит дела его поправятся за счет инвестиций. Если не выиграет, от своего трамвая придется либо отказаться, либо искать пути снижения издержек производства.

БАЛЛАСТ

Как вынужден признать директор по управлению и финансам предприятия Александр Шматков, сегодня оно производит продукцию с убытком до 30%. Это — стопроцентная гарантия реального, а не номинального банкротства.

При сокращающихся объемах производства численность трудового коллектива, тем не менее, не претерпела пропорциональных изменений. В результате этого из каждых ста рабочих и специалистов непосредственное участие в производстве продукции принимают только тридцать человек. Однако фонд заработной платы распределяется всем поровну. Получается, как в той народной поговорке: один с сошкой, а семеро с ложкой. Чтобы не допустить этого, и решили отправить часть рабочих и специалистов в отпуск без содержания.

По мнению председателя правления компании Евгения Свиридова, разумнее пока выводить на работу только то количество людей, которое обеспечивается трудовыми контрактами. Таким образом, погашая ежемесячно задолженность по зарплате и снижая в результате налоговый пресс, он надеется вывести завод из финансового тупика. При сокращении расходов по заработной плате частично снимается острота взаимоотношений с бюджетом и Пенсионным фондом. В конечном итоге это должно дать возможность лучше распорядиться теми ограниченными ресурсами, которые компания получает в качестве оплаты за реализуемую продукцию. Кроме того, отправив треть рабочих в отпуск, а не сократив их, завод сохраняет коллектив.

НАДЕЖДЫ

В последнее время спрос на продукцию луганских тепловозостроителей постепенно растет. Российская Приволжская железная дорога заключила контракт на поставку 8 секций тепловозов. Такой договор заключен впервые. Правда, в связи с экономическим кризисом в России выполнение контракта приостановлено.

Очень выгодны контракты с эстонским партнером. Они гарантированы от политических и финансовых потрясений, происходящих в России и в Украине. Но и этот контракт выполняется, как правило, с опозданием, несмотря на то, что оплачивается вовремя.

Поправить положение на предприятии могут инвестиции. Но «Лугансктепловоз» имеет огромные долги. Инвесторы поделятся своим капиталом только в том случае, если убедятся в самоокупаемости проекта. Например, выпуск прицепных вагонов будет самоокупаем лишь тогда, когда компания выйдет в режим нормального воспроизводства.

А еще инвесторы требуют гарантий сбыта. Но «Укрзалiзниця» сегодня не гарантирует приобретение прицепных вагонов.

Поиском инвесторов компания занимается постоянно, но ощутимых результатов еще не имеет. Чужую задолженность никто погашать не хочет. Инвесторы склонны к созданию совместных предприятий, свободных от предыдущих долгов, и готовы вкладывать средства в такие структуры.

СТАРЫЙ БАГАЖ

Считается, что предприятие сохранило свой потенциал: 95% грузовых магистральных тепловозов, эксплуатируемых на территории СНГ, — это луганские машины. Их модернизацию и производство тоже можно считать прерогативой тепловозостроителей, поскольку только у них для этого имеется база. Но внутренний рынок все еще вялый, а на внешний пробиться трудно.

О помощи предприятию со стороны государства который год идут разговоры. Побывали здесь и министры, и премьеры, и президенты. Но ситуация все более осложняется.

Второй год в судебном производстве Луганска находится дело о признании компании банкротом. Иск подали кредиторы, главный из которых «Проминвестбанк». И хотя ни кредиторов, ни само государство вариант банкротства такого крупного предприятия не устраивает, все-таки его судьба пока остается вне поля зрения правительства.

Глава облгосадминистрации Александр Ефремов недавно издал распоряжение, по которому все основные предприятия области, образующие бюджет, подлежат проверке и выяснению истинных причин экономической отсталости. Большое внимание уделено кадровому вопросу. Причем он рассматривается так: если причиной экономического спада является неумелое руководство предприятием, с такими руководителями будут прощаться, но только после того как они рассчитаются со всеми долгами.

Первым в списке предприятий, подлежащих проверке, стоит «Лугансктепловоз».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать