Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Творческая» энергетика

В Киеве состоялся энергетический марафон TeslaCamp
02 октября, 10:45
КОЛИЧЕСТВО ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ В УКРАИНЕ СТРЕМИТЕЛЬНО РАСТЕТ. ТОЛЬКО ЗА ПЕРВЫЕ ШЕСТЬ МЕСЯЦЕВ 2015 ГОДА БЫЛО ЗАРЕГИСТРИРОВАНО БОЛЕЕ 200 ЭЛЕКТРОКАРОВ

Развитие энергетики в контексте развития бизнеса и развития стран уже не является малоэффективным и неинтересным. А в условиях ограниченности ресурсов и устаревших подходов к их использованию все больше научных работников, и не только, начинают работать над новыми подходами к потреблению и добыче «зеленого» топлива. И в мире это понимают. Так, по прогнозам агентства Bloomberg, суммарный объем инвестиций в энергетические технологии до 2040 года составит 14 триллионов долларов.

НА БЕРЕГУ... НЕБА

У Украины есть большие шансы получить значительную часть этих капиталовложений. И этому помогут инновации и... творчество, уверены отечественные энергетические энтузиасты. «Очень часто люди воспринимают энергетику как неинтересного динозавра. Мы хотим убить миф этого динозавра. Мы хотим показать, что энергетика — это классно и интересно, это пространство для творчества. Направление, которое может быть открыто, в котором люди могут реализовать себя и демократизировать энергетику», — говорит координатор украинской сети энергетических инноваций Greencubator Роман Зинченко.

Шесть лет назад он вместе с единомышленниками бросил вызов энергетическим монополиям и начал учить украинцев новому типу энергетического мышления, построенному на свободе и демократии.

За это время команда энергетических волонтеров реализовала немало энергетических инициатив. Среди них     — TeslaCamp. На протяжении двух лет «Лагерь на солнечной энергии» проходил недалеко от города. На открытой природе, с питанием от энергии солнца, палатками, интернетом в поле и едой с костра, в течение двух дней молодые энтузиасты из разных отраслей придумывали новые способы работы с энергетикой.


ЭНЕРГЕТИКА МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНОЙ И ЛЕГКОЙ, УВЕРЕНЫ ОРГАНИЗАТОРЫ TESLACAMP-2015. ЗА ДВА ДНЯ НА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ МАРАФОНЕ ВЫСТУПИЛИ БОЛЕЕ 30 МЕНТОРОВ, А ПОСЛУШАТЬ ИХ ПРИШЛО СВЫШЕ 200 ПОСЕТИТЕЛЕЙ

 

Впрочем, в этом году организаторы энергетического кемпа решили вместо берега Десны собрать в прошедшие выходные больше 30 менторов и 200 программных разработчиков, молодых предпринимателей, биологов и общественных активистов «на берегу неба» — на одной из крыш столичного здания. «В этом году мы поняли, что надо идти дальше. Недостаточно просто выезжать на природу, раскладывать солнечные батареи и запускать там временный лагерь. Мы хотим создать перманентную среду, где будут рождаться энергетические таланты», — объясняет Роман Зинченко.

«ЗЕЛЕНЫЙ» СТАРТ

А их в Украине — немало. Например, два года назад именно во время TeslaCamp появился один из самых успешных украинских стартапов — система умного энергоменеджмента Ecois.me. «Мы сейчас на пороге новой эпохи — зарождения новой индустрии в Украине, которой в действительности не было — индустрии экономии энергии. Это индустрия, которая может решить проблемы на многих производствах и привлечь к себе миллиарды долларов. И это сможет энергетически оздоровить Украину», — убежден Роман Зинченко.

Еще один, не менее успешный «зеленый» стартап с отметкой made in Ukraine, — DelFast. Это служба, осуществляющая доставку товаров не больше чем через час. Особенность такой доставки — не только в незначительном времени предоставления услуги, но и в том, что ваш заказ привезут на... электровелосипеде. Среди самых известных клиентов DelFast, в частности, «ПриватБанк» и «Новая почта». «Мы сделали проект, который находится на грани столкновения технологий. Мы предложили новый тип логистики — все доставляли «на потом», а мы — уже, потому что на протяжении часа — это сейчас. Во-вторых — это транспорт. Третье   — это энергоэффективность и энергонезависимость», — говорит основатель стартапа Даниил Тонкопий.

В отличие от обычных традиционных стартапов, основой целью которых является решение локальной проблемы, Зеник Матчишин предлагает решение для глобальной проблемы. Его сервис доступного анализа и оптимизации расходов на энергетические ресурсы uMuni помогает экономить электроэнергию не только жителям Львова, но и других городов области. «У нас была идея, как помочь городу перейти от месячного счета за потребленную электроэнергию к ежедневному. То есть мы перешли на ежедневный сбор информации по школам, детским садам, больницам, магазинам, больницам и т.п. — 4,5 тысячи зданий, которые находятся в коммунальной собственности», — говорит Зеник. По его словам, таким образом можно экономить минимум 5% электроэнергии с учетом роста тарифов.

ПОДЗАРЯДИСЬ ОТ РОЗЕТКИ — И В ПУТЬ

Традиционно на TeslaCamp были представлены последние украинские новинки электромобилей, которые можно было поводить и убедиться в легкости и удобстве управлениям экотранспортом. К слову, за последние полгода в Украине было зарегистрировано 200 электрокаров.

Увеличить их количество, отмечают сторонники экоэлектротранспорта, можно только при условии развития инфраструктуры зарядных станций. «Статистика по Украине свидетельствует, что до декабря 2014 года, пока TeslaКлаб совместно с ОККО не открыли сеть зарядок, электромобилей в Украине было крайне мало. И с развитием инфраструктуры у нас начали чаще появляться электрокары. Мы решили сравнить эти данные с Норвегией. И там четко наблюдается зависимость: чем больше развита инфраструктура, тем больше электромобилей. И европейский опыт свидетельствует, что каждая зарядка рожает 10 таких автомобилей, в США — около 30», — говорит соучредитель ElectroCars Александр Кравцов. Напомним, что команда ElectroCars в этом году приняла участие в электромобильном марафоне Киев — Монте-Карло.


ЧТОБЫ УСКОРИТЬ РОСТ КОЛИЧЕСТВА ЭЛЕКТРОКАРОВ, СЧИТАЮТ СПИКЕРЫ ФОРУМА, НЕОБХОДИМО ОБЕСПЕЧИТЬ МОЩНУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ ЭЛЕКТРОЗАПРАВОК

 

«Необходима сеть, которая покрывает город в радиусе километра»,  — добавляет руководитель направления Ensto Building Technology в Украине Вячеслав Шевнин. По его словам, необходимо также обеспечить наличие разных типов зарядных станций в зависимости от их места расположения. Например, домашние станции могут быть менее мощными, поскольку будут заряжать автомобиль на протяжении ночи, офисные — более мощные, чтобы наполнить энергией электромобиль за более короткий промежуток времени. «Как только в Украине будет достаточное количество зарядных станций, люди перестанут бояться покупать электромобили», — говорит Шевнин.

ПУШКА ГАУССА В МИНИАТЮРЕ

Завершением TeslaCamp стала презентация проектов двухдневного хакатона, проходившего параллельно с выступлениями менторов. Например, ребята из BoostLab (Харьков) решили сделать физику в школе более интересной и предложили вариант портативной пушки Гаусса.

«С этими командами мы будем делиться знаниями, помогать им найти возможные интересные направления применения их идей, чтобы они выводили эти проекты на следующий этап хакатона. Мы можем их консультировать», — говорит Роман Зинченко. Уже скоро команды выступят на очередном хакатоне Hack4energy, который уже не первый раз проходит по инициативе Greencubator. Кстати, весной его организаторам удалось провести одновременно хакатоны в 11 городах Украины.

«Мы хотим, чтобы здесь через три года была сотня «живых» энергетических компаний. Это создаст новый рынок, огромные возможности для применения человеческого таланта и привлечения денег сюда. Важно, чтобы рождались лидеры. А для этого они должны понимать свои возможности и вызовы. А вызовы здесь — достаточно серьезные. Это неэффективный, сложный и монополизированный сектор. Но нужен оптимизм. TeslaCamp — в известной степени — это об оптимизме. О вере в то, что ты можешь быть творцом на рынке энергетики», — подытоживает Роман Зинченко.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать