Удержаться на плаву
Что ожидает украинскую экономику в 2020 году? Или три совета правительствуДля отечественной экономики 2020 год будет переломным. И в первую очередь — в том смысле, удастся ли новой власти не только удержать экономические показатели на нынешнем «застойном» уровне, но и заложить крепкие фундаменты для стремительного развития хозяйственной сферы в ближайшем времени. В то же время существуют значительные риски того, что в украинской экономике «что-то пойдет не так» — из-за многочисленных внутренних, а особенно внешних неблагоприятных факторов. И, к сожалению, этих рисков — немало.
Следовательно, в этом материале я попытаюсь смоделировать как позитивный, так и негативный сценарии плюс те факторы и реперные точки, которые могут угрожать «карточному домику», каковым фактически является украинская экономика.
КАТАЛИЗАТОРЫ РАЗВИТИЯ И «ЧЕРНЫЕ ЛЕБЕДИ»
Чтобы смоделировать векторы развития отечественной экономики в течение 2020 года, необходимо принять во внимание, прежде всего, такие базовые вещи, как уровень внутреннего валового продукта (ВВП), курс национальной валюты, бизнес-климат, трудовая миграция и размер прямых иностранных инвестиций (ПИИ).
РОСТ ВВП
Прошлогодний показатель в лучшем случае составит + 3,5%. В этом контексте следует вспомнить виденье премьер-министра Алексея Гончарука полугодовой давности относительно роста ВВП в течение ближайших 5 лет на 40%. То есть речь идет о прорыве украинской экономики на уровне ежегодного прироста национального богатства на 7—8%. Что же мы видим в действующем Госбюджете-2020? Рост валового внутреннего продукта предусматривается на уровне 3,7% — практически на уровне, аналогичном показателю прошлого года. То есть правительство и парламент сами спрогнозировали экономическую стагнацию в течение 2020-го и расписались в ней. Собственно, такой слишком умеренный и осторожный «застойный» сценарий является вполне правдоподобным. Особенно же — принимая во внимание прошлогоднее падение промышленности на 7,5%, увеличение дефицита госбюджета на 3,3%, негативное сальдо торгового баланса — на уровне минус 7 млрд дол. К тому же в 2020 году государству придется выплатить по внешним и внутренним долгам около трети доходов госбюджета (340 млрд грн.). В интересах экономической «стабильности» Украины в текущем году свидетельствуют достаточный размер золотовалютных резервов (около 25 млрд дол.) и фактическая договоренность с МВФ о программе расширенного финансирования EFF на 5,5 млрд дол. в течение 3 лет, а также — вероятно высокий уровень потребительской активности и т.п. К сожалению, никакие катализаторы к радикальному увеличению ВВП сейчас не вырисовываются (показатель роста традиционно будет колебаться около 3%). В то же время значительные риски для его позитивной динамики существуют, и их — немало. Об этом — немного ниже.
КУРС НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ
Существуют достаточные макроэкономические предпосылки для того, чтобы курс гривни к доллару находился в коридоре 24—26 гривни за доллар. Диапазон колебания, скорее всего, будет оставаться в пределах 2 гривен. Позитивным фактором здесь выступают, опять же, достаточный уровень золото-валютных резервов и соглашение с МВФ, а также — сдержанная монетарная политика со стороны НБУ, сохранение инфляции на достаточно низком, как для Украины, уровне (в пределах 4—5%), сравнительно стабильная банковская система с достаточными «амортизационными» резервами и т.п. В то же время существуют высокие риски негативного сценария, которые, к сожалению, мало зависят от Украины и ее правительства. Речь идет о «черном лебеде» мирового экономического кризиса — в первую очередь в результате усиления торговых войн между мировыми экономическими игроками (в первую очередь между США и Китаем). А также: 1) существенное уменьшение объема собранного урожая из-за вероятно неблагоприятных погодных условий (глобальное потепление климата уже, кажется, начало «догонять» и Украину); 2) значительное замедление мировой экономики и стремительное падение цен на металл и руду, что болезненно ударит по зависимой от сырьевого экспорта Украине; 3) резкий отток из нашей страны средств инвесторов, которые вложились в отечественные долговые облигации, и погашение нашим государством ОВГЗ и других ценных бумаг «по срочному требованию»; 4) отсюда — вероятность включения Нацбанком печатного станка и выпуск значительного объема необеспеченной денежной массы; 5) банковская паника и массовое изъятие депозитов вкладчиками в связи с потерей доверия населения к банковской системе и национальной денежной единице и т.п. В то же время существенная девальвация гривни неминуемо приведет к стремительному росту цен, охлаждению потребительского и инвестиционного спроса. Все это может привести к массовому обнищанию граждан. Конечно, будем надеяться, что эта ужасная опция не реализуется. Впрочем, в любом случае, правительство и парламент должны выработать достаточный инструментарий из надежных предохранителей, чтобы быть готовыми к реализации наихудшего экономического сценария.
БИЗНЕС-КЛИМАТ
Предпосылки для улучшения деятельности отечественного бизнеса и стимулирования его развития так и не были созданы. Зато из-за принятия ряда законодательных новаций относительно лиц-предпринимателей их положение было, напротив, ухудшено. Речь идет о введении с 1 октября 2020 года требования об обязательности применения регистраторов расчетных операций предпринимателями-упрощенцами из «рисковых» отраслей, а с 2021 года — для всех других. И несмотря на то, что вместо кассового аппарата можно будет пользоваться специальной программой в смартфоне, этот шаг власти так или иначе направлен на усиление контроля над малым и средним бизнесом со стороны налоговиков. Очевидно, это усиливает риски для еще большей тенизации частного предпринимательства. В то же время никакого упрощения в администрировании налогов так и не произошло — «азаровская» бюрократия до сих пор «рулит», а это является наибольшим препятствием для легального бизнеса. Значительной активизации предпринимательства в 2020 году, скорее всего, помешает нехватка «всеобъемлющей» налоговой реформы с внедрением нового Налогового кодекса (НК), который будет стимулировать бизнес-активность, а не давить ее, как действующий «азаровский». В то же время существенным тормозом станет традиционное всевластие разнообразных правоохранительных органов, которые продолжат «доить» бизнес, а также — возможно отсрочка старта Бюро финансовых расследований и серьезной реформы судебной системы. С другой стороны, нет уверенности в том, что снижение НБУ учетной ставки до 13,5% будет способствовать возобновлению кредитования банками реальной экономики. Ведь вполне вероятно, что банковские учреждения львиную долю денег традиционно будут направлять на приобретение депозитных сертификатов Нацбанка. Следовательно, особых сдвигов — в смысле оживления бизнеса и выхода его из тени — к сожалению, в 2020 году вряд ли можно ожидать.
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ
По разным оценкам, из Украины выехало от 4 до 8 миллионов украинцев. Единственным позитивным фактором в этом контексте являются ежегодные переводы украинских мигрантов: объем этих средств в 2019 г. приблизительно в 5 раз превысил размер прямых иностранных инвестиций в украинскую экономику и составлял 12,7 млрд дол. Действующая власть обещает способствовать возвращению наших соотечественников в Украину. Именно для этого в 2020 году должна стартовать правительственная программа доступных кредитов для трудовых мигрантов с целью открытия собственного дела. Годовую процентную ставку обещают на уровне 5—9%, что для Украины является просто-таки фантастическим. Но будет ли способствовать данный инструмент массовому возвращению украинцев на Родину? Относительно этого существуют значительные сомнения. Ведь когда идет речь о дешевых кредитах для тех работников, которых власть планирует вернуть в Украину, низкие кредитные проценты вообще не выглядят для трудовых мигрантов определяющим стимулом. Поскольку предпринимательство связано со значительными рисками, большинство работников не готово к этому. По большому счету, чтобы они начали собственное дело, нужны не столько льготные кредиты, сколько прозрачное налогообложение, упрощенная система получения лицензий и гарантированная защита их имущества правоохранительной и судебной системами. Собственно говоря, данные «блага» и являются основой сильной экономической системы стран ЕС, в которых преимущественно и работают украинские мигранты. Однако со всем этим в Украине — огромные проблемы. Поэтому, если в 2020 году не будет наблюдаться критическая рецессия мировой экономики, а зарплаты наемных работников в нашей стране будут повышаться несущественно, то трудовая миграция из Украины только постепенно будет расти.
ЗАРУБЕЖНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ
Прошлогодний правительственный план привлечения прямых зарубежных инвестиций был выполнен всего на 3%, они составляли всего-навсего 2,5 млрд. дол. При этом большая часть этих средств была реинвестирована крупным олигархическим бизнесом в собственные украинские предприятия из оффшорных юрисдикций. Поэтому существуют огромные сомнения в том, что в 2020 году начнет реализовываться суперамбициозный план премьер-министра Алексея Гончарука относительно привлечения 50 млрд дол. ПЗИ в течение ближайших 5 лет. Есть ли экономические и рамочные предпосылки для привлечения в Украину 10 млрд дол. по результатам прошлого года? Вряд ли. Ведь, к величайшему сожалению, малопонятная, хаотичная и непрогнозируемая бизнес-среда в Украине, на фоне отсутствия долгосрочных планов развития украинской экономики и правил регуляторной «игры» (которые постоянно меняются — вроде бланков налоговой отчетности) никуда не исчезает. И все это (наряду с отсутствием практических действий относительно реформирования судебной системы) будет пугать зарубежных инвесторов и в течение следующего года. Причем — даже тех, которые вынашивали какие-то планы капиталовложения в те или иные проекты в Украине. Следовательно, если в 2020 году удастся привлечь хотя бы на 10% больше прямых зарубежных инвестиций, чем в прошлом году, то это уже будет трактоваться как огромный успех Кабмина «технократов и реформаторов».
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА
НА ЧЕМ СЛЕДУЕТ СКОНЦЕНТРИРОВАТЬСЯ ПРАВИТЕЛЬСТВУ?
Теперь речь о том, чтобы в текущем году власть смогла заложить прочные основы для прорыва в системных реформах и для успешного развития отечественной экономики. Для этого, как минимум, необходимо:
• сконцентрироваться не на валовых показателях экономики и на фискальном наполнении казны «любой ценой», а на национальной стратегии и «дорожной карте» по созданию инновационной и технологической экономики — с превалированием производств с высокой добавленной стоимостью, а также — регуляторного «зеленого света» прямым зарубежным инвесторам. Очевидно, для поддержки инновационного бизнеса и удельного зарубежного (а не оффшорного отечественного) капитала следует сформировать весомый «мотивационный пакет» из институционных, налоговых, инфраструктурных и других стимулов. Для государственной поддержки, представительства и защиты интересов таких предприятий следует законодательно усилить полномочия Совета бизнес-омбудсмена. В то же время правительство должно разработать комплексный антикризисный план — на случай стремительной турбулентности мировой экономики. Для оперативного противодействия кризисным явлениям, в частности, следует положить начало национальному стабилизационному фонду, который будут наполнять бюджетообразующие государственные предприятия;
• отменить все законы и законопроекты «налогового террора» (например № 1210 с «камуфляжем» относительно фискальных и вредных для всех категорий бизнеса новаций «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по совершенствованию администрирования налогов, устранения технических и логических несогласованностей в налоговом законодательстве»). Вместо этого — инициировать проведение Национального форума украинского бизнеса при участии профильных топ-чиновников и законодателей, с максимальным представительством от всех предпринимательских отраслей и «калибров», общественных ассоциаций и экспертных «мозговых центров». По результатам форума, необходимо собрать краеугольные и наиболее яркие идеи бизнеса относительно нового Налогового кодекса, регуляторных практик и специализированного законодательства. Экспертный совет форума должен разработать проект нового бизнесориентированного ПК и пакет законов о стимулировании отечественного бизнеса. Правительство должно утвердить эти системные новации, а Верховная Рада — принять как законы;
• разработать национальную программу и пакет правовых актов, направленных на возвращение трудовых мигрантов в Украину, полностью изменив правительственный концепт «Возвращайся и оставайся». И только после ее реализации в течение 3-летнего срока и создания всех необходимых условий для украинских мигрантов следует их приглашать возвращаться на Родину. В национальной программе необходимо предусмотреть для трудовых мигрантов не только льготные кредиты, но и, например, 5-летние налоговые каникулы (только реальные, а не фиктивные, как у политического беглеца В.Януковича); компенсацию государством стоимости учебы и повышения квалификации экс-мигрантов и их детей; предоставление в течение периода становления бизнеса — на условиях льготной аренды — офисных площадей, которые находятся в государственной или муниципальной собственности; государственное обеспечение на 5-летний срок пакетами медицинского и имущественного страхования и т.п. Между тем, уже сегодня следует предусмотреть для нынешних украинских «работников» комплексную поддержку со стороны государства за рубежом: в смысле юридической помощи, создания соответствующих условий для их должного пенсионного обеспечения в будущем, консульскую поддержку общественных объединений мигрантов в институционном и проектно-финансовом аспектах и т.п. Словом, возвращение мигрантов правительство должно рассматривать не в контексте отчетной «галочки», а как один из важнейших компонентов возрождения украинской экономики.
Выпуск газеты №:
№10, (2020)Section
Экономика