Украинцы заплатят за... сохранение олигархата
Эксперт: «Кредит от МВФ — это не реформы, а временная отсрочка дефолта, который является результатом существования коррумпированной системы «распределения» при власти»
Верховная Рада приняла «МВФ-овский» пакет законов. К полуночи понедельника за основу и в целом депутаты проголосовали шесть из семи законопроектов. На второе чтение оставили лишь закон о стабилизации финансового положения НАК «Нафтогаз України» (№ 2214).
В целом, парламентарии пересмотрели показатели в бюджете. Согласно изменениям, доходы должны вырасти сразу на 37%. Причина — девальвация гривни и инфляция. Также увеличить поступления планируется за счет повышения рентной платы за добычу природного газа из глубин менее 5000 метров — с 20% до 70%.
Увеличенные доходы будут потрачены на погашение государственного долга, который также значительно вырос из-за девальвации гривны. Кроме того, малоимущим гражданам назначают адресные субсидии на оплату услуг ЖКХ. Напомним, что увеличение цены на газ для населения — одно из главных требований МВФ и, в то же время, необходимое условие для сокращения дефицита бюджета «Нафтогазу».
Впрочем, самым дискуссионным оказался второй законопроект — «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о пенсионном обеспечении» (№2212 от 23.02.2015 судьбы). Его депутаты приняли аж с пятой попытки.
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»
Согласно ему, выплаты работающим пенсионерам сокращаются на 15%, если они превышают 1423 гривны. А максимальный размер пенсии для бывших сотрудников госорганов — прокуроров, судей, налоговиков и др., устанавливается на уровне 10 прожиточных минимумов для неработоспособного человека. То есть — почти 9,5 тысяч гривен. Кроме того, сотрудникам контролирующих органов не будут выплачивать единовременное пособие в случае смерти (ранее оно составляло 10 годовых заработных плат), получении тяжких (5 годовых зарплат) или легких (1 годовая зарплата) телесных повреждений во время исполнения служебных обязанностей. Также повышается на 5 лет порог необходимо трудового стажа для досрочного выхода на пенсию.
Впрочем, принятые «на колене» законы хотя и помогут Украине получить деньги от МВФ, не решат неотложные проблемы в экономике и стране в целом, считают сами депутаты. «К сожалению, ничего позитивного нельзя сказать об украинских проблемах. Их с места не сдвинули. Огромный дефицит бюджета, отсутствие безопасных источников его финансирования в имеющихся размерах — по этим вопросам правительство так и не осмелилось сделать решительный шаг для их решения», — констатировал народный депутат (БПП) Виктор Пинзеник.
«Очевидно, что тот принцип, о каком правительство договорилось с МВФ и который оно реализовало в своих законопроектах изменений в Государственный бюджет, — наверное, наихудший из тех, которые были в других странах, получавших помощь Международного валютного фонда. Фактически такой принцип приводит к превращению украинцев в общество бедности», — считает заместитель председателя фракции БПП в Верховной Раде Николай Томенко.
«День» спрашивает у экспертов и депутатов о том, как власти избежать негативной реакции общества на вынужденные «нововведения» и существует ли им альтернатива?
КОММЕНТАРИИ
Сергей ТАРУТА, народный депутат, внефракционный:
— Кроме популизма и попытки угодить МВФ, никакого смысла в этих изменениях нет. Мы с той же риторикой, с теми же аргументами в предновогоднюю ночь принимали бюджет и рассказывали, что это поможет нам получить помощь от Международного валютного фонда. До сегодняшнего дня мы эти средства не получили. У меня большой опыт переговоров c МВФ и я точно уверен, что мы смогли бы договориться и убедить их, что cейчас не время для такой шоковой терапии. Она не для этого нужна. Но нужно прозрачно и откровенно начать вести с ним диалог.
Во-вторых, мы больше теряем от курсовых прыжков. Потери от сегодняшней девальвации гривни настолько существенны, что забирать у пенсионеров те копейки, которые у них есть, абсолютно негуманно. Если у нас есть 2—3% плохих силовиков и чиновников, то почему другие 95% должны страдать? Во всём мире чиновников соблазняют хорошим соцпакетом и пенсиями, а мы эти пенсии берём и урезаем. Люди много работали в этой сфере именно потому, что были уверены, что они в состоянии обеспечить свою старость. Сейчас их этого лишили.
Прежде всего, нам нужно искать внутренние резервы, чтобы работала экономика. Сейчас же никто не приглашает промышленников, аграриев, бизнес к обсуждению того, что делает премьер. Проблемы такие, как сейчас, у нас уже были до этого дважды. Впервые — в начале 2000-х, когда промышленники переживали подобные сложности и правительство им помогало. Я помню кризис 2008 года, когда были собраны промышленники... Сейчас же вообще никто не занимается реальным сектором. Мы получим кредит МВФ на проедание, на новые долги? Никто ответа не даёт. Зато нас шантажируют — если мы не проголосуем, никто кредиты не даст.
Андрей НОВАК, председатель Комитета экономистов Украины:
— Сегодня в Украине введено внешнее финансовое управление со стороны МВФ. И в понедельник не правительство подавало изменения к законодательству, и не ВР их голосовала. Всё это — решение председателя миссии МВФ в Украине, которая в ультимативной форме поставила вопрос перед украинской властью: или вы принимаете изменения, или не получаете транши в ближайший период.
Мы в полной финансовой зависимости от МВФ. Потому что от этого сотрудничества зависят наши отношения и с другими кредиторами и инвесторами. Поэтому, в принципе, хорошо, что эти законодательные акты приняли.
Другой вопрос, что украинское правительство и НБУ, как два наивысших экономических института власти фактически ничего не делали для того, чтобы требования, которые нам выставляет МВФ, не усложнять для граждан. Потому что нерешение проблемы дефицита «Нафтогазу» — многолетняя проблема, которой действующее правительство тоже не занималось должным образом. То же — дефицит Пенсионного фонда, проблемы государственных монополистов.
К сожалению, сейчас украинская власть недостаточно адекватно использует период войны и списывает на неё все свои грехи — от девальвации, за счёт которой появились новые миллиардеры, до неконтролированных расходов из бюджета на АТО, оборону, Вооруженные силы Украины.
Нагрузка, которую нужно удержать через войну и экономическую нестабильность украинская экономическая власть перевела на простых людей, даже пенсионеров. И выходит так, что обложить налогом пенсионеров власть находит инструменты, а обложить налогом олигархов — нет. А мы находимся в такой ситуации, когда не можем протестовать, потому что это играет на руку врагу. И, по их мнению, мы должны склонить голову и принимать все те «новаторства», которые приняты правительством по требованию МВФ...
Но стоит обращать внимание на то, что МВФ не требует конкретно поднять тарифы или увеличить пенсионный возраст. Он требует лишь сбалансированности доходной и расходной частей государственного бюджета. И подсказывает, где есть наиболее проблемные места. А то, что у нас именно такие проблемы, это уже наша внутренняя вина за то, что мы их не решали.
Игорь БУРАКОВСКИЙ, директор Института экономических исследований и политических консультаций:
— В понедельник депутаты приняли много изменений, которые ещё не совсем понятно как будут написаны, потому что законы принимались фактически «на колене».
Но сегодня украинская экономика находится в кризисе, который проходит на фоне военных событий и проблем с аннексированным Крымом. Поэтому при таких условиях главный вопрос, который стоит перед Украиной, — в плоскости экономического выживания.
И при таких условиях трудно оценивать решения, которые бы, скажем, прямо влияли на повышение социальных стандартов и решение проблем, которые сегодня являются хорошо известными. Поэтому, в этом смысле, принятые в понедельник законы — это те же непопулярные решения, когда ради сохранения страны и экономической деятельности, нужно ограничивать и соответствующие расходы, и возможности бизнеса.
И я думаю, по мере того, как ситуация будет стабилизироваться, определённые ограничения могут быть сняты. Но для того, чтобы это делать, нужно возвращаться к вопросу реформ. Потому что чрезвычайные меры дают краткосрочный эффект на несколько месяцев. А те изменения, которые приняли в ВР, — не реформы, а просто авральное решение проблемы.
Андрей ДЛИГАЧ, сооснователь «Громадянської платформи «Нова Країна», координатор инициативы «Перший професійний уряд реформ»:
— Принятие указанных законов — это опять латание дыр, а не проведение реформ. Народ страны выдержал бы временное ухудшение социальных стандартов лишь при условии проведения решительной и быстрой модернизации экономики. Вместо этого, страна снова получила затягивание ремней без каких-либо перспектив.
Кредит от МВФ — это не реформы, а временная отсрочка дефолта, который является результатом политики сохранения олигархически-коррумпированной системы распределения при власти.
Власть должна была бы строить прозрачные отношения с обществом, показывать решительность в проведении реформ. Но всё, что она делает — это провоцирует увеличение социального напряжения.
Поэтому, по-моему, необходимо, во-первых, реформировать, собственно, Кабмин для проведения быстрых отраслевых реформ. Во-вторых, — провести реальную дерегуляцию. В-третьих, — налоговая реформа, которая также способствовала бы улучшению бизнес-климата. В-четвертых, нужно реформировать систему справедливости. Защита прав инвесторов должна поддерживаться восстановлением доверия к судебной системе. Кроме этого, необходимо быстро провести прозрачные государственные закупки, да и самой власти, наконец-то проявить прозрачность в коммуникации с гражданским обществом.
Выпуск газеты №:
№37, (2015)Section
Экономика