Перейти к основному содержанию

Украинские шахты в ожидании эффективных менеджеров

Донецкие эксперты — о приватизации угольных объектов
22 января, 10:58
ФОТО РЕЙТЕР

Государственные шахты Украины передают бизнесу. В утвержденном Кабинетом Министров перечне — 58 шахт и шахтоуправлений, намеченных для приватизации в 2012—2014 годах, половина из них расположена в Донецкой области. Власть, профсоюзы и научные работники по-разному видят то, как должна проходить приватизация шахт, впрочем, все убеждены: углепром нуждается в изменениях.

Заместитель заведующего отделом проблем перспективного развития ТЭК Института экономики промышленности НАН Украины Леонид Стариченко рассказывает: «В Австралии, США, Канаде, Венесуэле и Индонезии угольная промышленность высокодоходная. В Бельгии, Голландии, Португалии и Франции эта отрасль свернута по причине убыточности. Углепром перестали дотировать в России, Казахстане и Чехии. Такие процессы должны касаться и Украины, они обеспечат рентабельность отрасли. Завершить приватизацию до 2014 года, а реструктуризацию с прекращением дотаций шахт до 2016 года нереально. Значительная часть действующих государственных шахт вряд ли привлечет инвесторов, и если формально следовать принятой правительством программе реформирования угольной  отрасли, их нужно закрыть. Более приемлемым для нас является немецкий опыт, когда шахты выводят из эксплуатации постепенно. Нужно ориентироваться на то, что угольная промышленность не станет доходной до 2016 года, и еще 10—15 лет у нас будет существовать убыточный сектор экономики. Пока не проводится ни массовая приватизация, ни разгосударствление, ни масштабная реструктуризация, дотации же, наоборот, растут, хотя формально это противоречит правилам ВТО, членом которой является Украина. Пока претензий к нам не было, впрочем, наиболее убыточные шахты нужно выводить из эксплуатации — это создаст среди них конкурентную среду. Стоит воспользоваться американским опытом пассивного консервирования шахт с хранением доступа к неотработанным запасам угля».

Заместитель директора департамента развития базовых отраслей промышленности Донецкой облгосадминистрации, начальник управления угольной промышленности Павел Золотопупов заверяет: «Угольная промышленность всегда была затратной отраслью в мире, особенно в Украине, потому что у нас сложная горная геология. Приватизация — мировой опыт, Россия и Польша пытаются перевести шахты в сектор бизнеса. В Украине есть законы, которые касаются передачи угольной промышленности частным собственникам, это может быть концессия, аренда, государственно-частное партнерство и приватизация.

В Донецкой области шахты для приватизации разделены на три группы, в зависимости от рентабельности производства. Более привлекательные объекты будут продаваться дороже. По предварительным оценкам, государство получит от приватизации шесть миллиардов гривен. В Донецкой области крупные государственные предприятия, куда зашел частник, рентабельные — например, «Добропольеуголь», которое арендуется».

Недостатки приватизации шахт — сокращение штата новым владельцем и приобретение отдельных «лакомых» кусков целостно-имущественных комплексов производств. Первый заместитель председателя Независимого профсоюза горняков Украины Анатолий Акимочкин говорит: «Приватизация — попытка получить эффективного владельца. Уже есть позитивные последствия этого процесса: компании вкладывают существенные средства в развитие производств, заработная плата на приватизированных предприятиях больше, чем на государственных, нет проблем с выделением спецодежды, средств индивидуальной защиты и тому подобное.

Однако на частных предприятиях сокращается численность работников, а в некоторых городах шахтеру сложно найти новую работу. Происходят процессы аутсорсинга и аутстаффинга: вспомогательные производства выводятся за пределы предприятия и с ними заключают договор на выполнение подрядных работ. В дальнейшем это позволяет владельцу отказаться от услуг вспомогательных производств. Наша организация выступает против таких явлений, впрочем, необходимое желание рабочих не подписывать спорные документы. Вообще, не ожидаю активной приватизации в 2014 году: на переданных бизнесу предприятиях штат сократился почти вдвое, а в 2015 году — президентские выборы».

Действенный вариант спасения приватизированных шахт — создание вертикально интегрированных структур: владелец получает из добытого угля определенный конечный продукт. Так работают взятые в концессию предприятия «Добропольеуголь» и «Ровенькиантрацит»: львиная доля продукции этих угледобывающих производств поставляется на теплоэлектростанции, металлургические заводы, небольшой процент — экспортируется.

Директор Донецкого государственного научно-исследовательского угольного института, доктор технических наук Борис Грядущий поощряет такую практику: «В мире эффективность углепрома оценивают не только по объемам добытого угля, но и по количеству выработанной из него продукции — электроэнергии, металла и тому подобное. Поэтому неправильно говорить, что угольная промышленность — беда бюджета Украины. Предприятия, на которых внедряется вертикально интегрированная система, работают стабильно, развиваются».

«Добропольеуголь», «Ровенькиантрацит», «Свердловантрацит» взяты в концессию энергетической компанией ДТЭК группы СКМ. Мелких владельцев угледобывающих предприятий немного, и обычно они покупают маленькие шахты. Возникает риск монополизации, поэтому, хотя передача шахт бизнеса полностью оправдана, стратегию развития углепрома должно определять государство.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать