Перейти к основному содержанию

Украинский хенд-мейд «вырос» из сувениров

17% наших сограждан имеют хобби, на котором можно зарабатывать
11 июля, 19:57
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Мировая мода на хенд-мейд коснулась Украины. Страна переживает настоящий бум популярности авторских изделий. Руководитель сервиса по продаже товаров ручной работы Crafta.ua Александр Юрьев утверждает: украинцам есть куда развиваться в этом направлении, потому что спрос продолжает расти. Наших сограждан все больше интересуют практичные бытовые вещи авторского изготовления.

Очень долго в Украине хенд-мейд ассоциировали именно с сувенирами, которые предлагают туристам около музеев и исторических достопримечательностей. Но когда отечественный рынок отреагировал на новые тенденции, пришедшие к нам с запада (жителей США и богатых стран Запада давно привлекают уникальные и качественные вещи: авторская одежда, аксессуары, разнообразные товары для дома), оказалось, что шкатулка, булава и писанка — не совсем то, что нужно нашему потребителю. Переориентировавшиеся мастера смогли сразу найти своих покупателей.

КАК КРИЗИС «ПЕРЕКРОИЛ» РЫНОК

Одним из факторов расцвета спроса на украинский хенд-мейд стал кризис. Безусловно, сначала он негативно повлиял на рынок товаров авторского производства: в начале 2014 года продажи упали в первую очередь из-за того, что люди стали экономить на всем, что не входило в группу товаров первой необходимости. Под эту категорию подпали и подарки (а около 42% хенд-мейд-изделий покупали именно для этой цели).

Также кризисным фактором стало подорожание материалов. Еще во времена «доллара по восемь» украинские производители закупали преимущественно иностранные нитки, ткани, украшения, фурнитуру и другие элементы. После курсового колебания закупочные цены выросли в несколько раз — и это соответствующим образом повлияло на себестоимость готовых изделий. Но потом начался период стабилизации рынка.

Начиная со второй половины 2015 года, спрос на товары ручной работы значительно вырос: мастера и потребители успели приспособиться к новым рыночным условиям. В частности, некоторые авторы нашли альтернативу в материалах отечественного производства. Авторские изделия более качественны, уникальны, а цены на них часто такие же, как и на массовую продукцию, из-за того что в их себестоимость не заложены расходы на аренду, рекламу, логистику, поддержку бренда и тому подобное.

ШАНС ПРЕОДОЛЕТЬ БЕЗРАБОТИЦУ

Учитывая тенденции, продажу товаров ручной работы можно расценивать как вариант для развития собственного бизнеса, что особенно актуально на фоне сложной ситуации на рынке труда. В частности, по данным Министерства социальной политики, в нашей стране за одно рабочее место борются 19 человек, причем наименьший спрос — на представителей средней квалификации.

Одно из преимуществ развития бизнеса по производству и продаже товаров авторской работы — отсутствие больших капиталовложений в начале. Достаточно потратиться на материалы для первых нескольких изделий — а это доступно почти каждому. Также необходимо ориентироваться на спрос. Сегодня покупателей больше всего интересуют такие авторские товары:

•  мебель;

•  текстиль;

•  детские вещи (одежда, игрушки, аксессуары);

•  взрослая одежда и обувь;

•  украшения и аксессуары;

•  натуральные косметические средства;

•  канцелярские товары.

РЫНОК СБЫТА ТОВАРОВ РУЧНОЙ РАБОТЫ

Продавать хенд-мейд-изделия украинские мастера могут на специализированных ярмарках и выставках. Правда, такие мероприятия проводят нерегулярно (пиковые сезоны — лето и один-два месяца перед Новым годом). Тем более что участие в мероприятиях доступно не каждому — оно не бесплатное, кроме того, мастерам из небольших населенных пунктов придется везти товар в большие города, что достаточно неудобно.

Поэтому многие мастера сдают свой товар под реализацию в специализированные магазины или продают их собственноручно на «стихийных» рынках хенд-мейда. Яркий пример — Андреевский спуск в Киеве. Но этот способ также не очень удобен, потому что требует больших затрат времени. Мастерам буквально некогда работать над новыми изделиями. Тем более что покупатели на таких рынках — далеко не весь срез возможной целевой аудитории. Ну кто на спуске будет покупать мебель?

Еще один способ — продажа своих товаров через собственный сайт. Он дает возможность привлечь большее количество покупателей со всей страны или даже соседних государств. Но создание и продвижение интернет-ресурса — довольно дорогое дело, которое также отнимает немало времени.

Один из наиболее приемлемых способов продажи продукции ручной работы — размещение на специализированных интернет-платформах. Самый известный зарубежный портал, который специализируется на продаже хенд-мейд-товаров и в основном ориентируется на мастеров из США и Европы, — Etsy.com.

Однако недавно начали открываться отечественные интернет-платформы. Среди них — Crafta.ua, главная задача которой, как утверждают ее основатели — собрать как можно больше мастеров и любителей хенд-мейд-изделий на одной платформе, сделать размещение и поиск необходимых товаров максимально удобным и скорым, а также дать покупателям возможность заказывать товары напрямую у мастеров.


•  17% наших сограждан имеют хобби, на котором можно зарабатывать (в том числе хенд-мейд);

•  около 42% мастеров — творческая молодежь;

•  среди производителей товаров ручной работы 64% — женщины.

Большинство из них — молодые мамы, начавшие создавать интересные вещи (в основном для детей), пребывая в декретном отпуске, для многих это превратилось в постоянное дело и источник дополнительного дохода.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать