Украинский полигон ошибок,
или Цена чужих советовТем не менее это не помешало директору-распорядителю Международного валютного фонда (МВФ) Мишелю Камдесю заявить на прошлой неделе, что апогей мирового финансового кризиса уже позади. Оптимистический анализ М.Камдесю основывается на том, что главные мировые экономические державы «выглядят здоровыми», положение в Азии явно улучшается, а Бразилия «усиливает свою макроэкономическую политику». Глава МВФ подчеркнул, что улучшение ситуации в странах, пораженных кризисом, происходит «благодаря их усилиям и осуществлению программ смелых реформ». Наряду с Таиландом и Южной Кореей он приветствовал в этом плане Филиппины и Индонезию среди тех 60 стран, которые осуществляют реформаторские программы МВФ. «Мировая финансовая система должна основываться на прочных национальных финансовых учреждениях, опирающихся на признанные международные критерии регулирования и контроля», — отметил глава МВФ в своем выступлении в Ассоциации внешней политики.
Эта мысль Мишеля Камдесю, пожалуй, один из немногих постулатов, с которыми согласились бы все без исключения критики программ МВФ. В том числе и Джордж Сорос с Джефри Саксом. Так, Джордж Сорос в интервью польскому журналу Wprost прямо связал относительно благополучное состояние польской экономики (и это несмотря на 5-процентный спад производства только в минувшем январе!) с проведением взвешенной, прагматичной и, главное, «собственной» экономической политики.
Однако в позиции МВФ и Дж.Сороса сохраняются и принципиальные расхождения. Дж.Сорос неоднократно предлагал Международному валютному фонду взять на себя функцию мирового центрального банка. По его мнению, если Фонд согласится играть роль кредитора «последней инстанции», это позволит значительно смягчить «хронически нестабильное состояние» мировой экономики. Но МВФ с этим предложением не соглашаются, как не соглашается с ним американское Министерство финансов и Федеральная резервная система США (т.е. американский «нацбанк»). В минувшую среду агентство Bloomberg со ссылкой на Мишеля Камдесю сообщило, что Международный валютный фонд не намерен брать на себя функции мирового центрального банка или кредитора «последней инстанции» или, иначе говоря, не намерен существенно изменять устоявшуюся практику помощи терпящим бедствие странам.
Впрочем, однозначной точки зрения на миссионерство МВФ до сих пор нет. «Работа МВФ в Бразилии в течение последних двух лет представляет собой взятый из учебников пример неудачного монетарного управления», — считает директор Гарвардского института международного развития Джефри Сакс. — МВФ, правительство США и Бразилия разработали абсолютно бесплодную стабилизационную программу, которая основывается на продолжении режима фиксации валютного курса». Более того, он уверен, что МВФ зачастую препятствует возрождению здоровой финансовой системы в нестабильной экономической среде.
Может показаться, что дискуссия, ведущаяся в узком кругу финансистов мирового уровня, совершенно не имеет отношения к Украине. Между тем Украина, по крайней мере еще в течение текущего года, будет играть роль пресловутого «примера из учебника». Во многом потому, что «собственной экономической» программы у нее просто нет. Поэтому единственное, что ей остается, это повторять чужие ошибки. Заметим, одной из них, по мнению Сакса, является приверженность фиксированному валютному курсу без каких-либо на то «микроэкономических» оснований.
В рамках договоренностей с МВФ 11 февраля Нацбанк возобновил девальвацию курса гривни на торгах Украинской межбанковской валютной биржи, который до этого в течение 3-х месяцев удерживался на отметке 3,4270 UAH/USD. В итоге с начала месяца курс гривни на торгах УМВБ снизился на 4,55%. Чтобы нащупать так называемый равновесный курс гривни, на прошлой неделе Национальный банк увеличил предельный размер отклонений курсов гривни в пунктах обмена наличной иностранной валюты от официального курса с 5 до 10%. Впрочем, судить об эффективности этой меры пока рано. Судя по девальвационным ожиданиям, до дефицита наличной гривни и остановки ее падения еще далеко.
Специалисты Нацбанка параллельно с удешевлением национальных денег делают все возможное, чтобы сократить объемы свободных денег на счетах банков. На минувшей неделе стало известно о первых нескольких десятках возможных жертв из числа наиболее нерасторопных банков. Им просто не повезло: за последний год финансовой неразберихи они так и не заручились надежной поддержкой ни у правительства, ни у «денежных» партнеров. Так, как это, например, сделал Приватбанк. В самом деле, невыплаченная кругленькая сумма долга по ОВГЗ непосредственно Приватбанку не лишила его почетного председателя редкого у нас оптимизма.
Видимо, председатель правления Приватбанка Александр Дубилет уверенно смотрит в будущее, что позволяет ему экстраполировать свои ощущения на всю банковскую систему. «На сегодня не все, но многие банки имеют достаточный запас ликвидности для того, чтобы пережить какие-то возможные всплески на ресурсном рынке, на валютном рынке... Я не думаю, что в этом году банки будут агрессивны в области инвестирования. Безусловно, банки будут продолжать активные операции, но направленность этих операций изменится, и изменится как в объемах, так и качественно», — сказал г-н Дубилет. В самом деле, избранная Нацбанком тактика медленного и управляемого девальвирования гривни даст возможность крупным банкам приспособиться к зарабатыванию инфляционной прибыли. А отсев мелких банков будет подан как «укрепление банковской системы», что также согласуется с рекомендациями МВФ.
Иное дело тактика правительства. Здесь, как и прежде, господствуют двойные стандарты: для своих — одни, для остальных — другие. 24 февраля пресс-секретарь Президента Александр Мартыненко проинформировал о новой «коррекции» экономической политики. Господин Мартыненко сослался на некие новые условия налогообложения украинских предприятий, стимулирующие их активность. «Не думаю, что для закрепления такой переориентации нужен какой-либо особый указ. Большинство указов Президента как раз и направлены на это. Я думаю, с целью действительной защиты украинских предприятий как минимум следует сосредоточиться на новых условиях налогообложения, других способах стимулирования экономической активности предприятий, финансировании приоритетных проектов», — сказал А.Мартыненко. На практике это, очевидно, проявится во введении новых налогов и сборов, наподобие тех, которые на прошлой неделе были введены президентскими указами. 23 февраля Президент Леонид Кучма подписал указ о введении дополнительных сборов в Пенсионный фонд — сбора в размере 1% от стоимости недвижимости, покупаемой юридическими и физическими лицами, и сбора в размере 10 гривен за каждый мобильный телефон, проданный операторами мобильной связи.
В свою очередь, правительство готовит «специальные меры» по увеличению бюджетных доходов с целью погашения долгов по заработной плате в бюджетных организациях. Об этом заявил на пресс-конференции премьер-министр Валерий Пустовойтенко. «Мы очень активно работаем в этом направлении, разрабатываем специальные меры, сегодня (25 февраля. — Авт.) у меня по этому поводу будет совещание», — сказал он. Для тех, кто забыл, как решает подобные вопросы г-н Пустовойтенко, напомним, что взыскание долгов и налогов происходит обычно в закрытых помещениях или на полигонах в основном с помощью мер психологического давления. Ведь иначе, используя законодательство и прозрачные процедуры возврата долгов, «своих» явно не уберечь от разорения.
В конце прошлого года, когда МВФ приостановил программу сотрудничества с правительством, некоторые наивные наблюдатели сочли это признаком появления у Фонда понимания сути реальных политэкономических предпочтений властей. Теперь, после трехмесячного согласования взаимных уступок, и особенно после уверений премьера, будто бы Украине осталось выполнить только два условия из всего перечня условий Международного валютного фонда, которые необходимы для возобновления финансирования, приходится согласиться с диагнозом, поставленным МВФ профессором Саксом.
Месяц назад, задавая сам себе вопрос о том, почему МВФ стал одним из участников такой разрушительной (имеется в виду Бразилия) и неэффективной политики, кстати, весьма напоминающей отечественную, Сакс отвечал: «Во-первых, начиная с середины 90-х годов, МВФ и министерство финансов США слишком прислушивались к советам с Уолл-Стрит. Инвесторы США хотели получить свои деньги… без убытков, связанных с девальвацией. Во-вторых, МВФ считает, что может обойти рынок, хотя на самом деле рынок обходит МВФ… В-третьих, как пример антиинфляционного фанатизма, МВФ спокойно воспринимает глубокие рецессии (и деградацию экономики. — Ред.), если считает, что коллапс, который вытекает из этой рецессии, даст возможность сэкономить несколько процентов на ценах. И последнее, МВФ остается глухим к критике».
Выпуск газеты №:
№38, (1999)Section
Экономика