Украинский телеприемник — «интернационалист»
Следует ли предоставлять преференции отечественным производителям телевизоров, если они потеряли доверие покупателей?
Украинское общество разделилось еще и по «телевизионному» принципу. Квартиры одних граждан украшают современные японские, южнокорейские и голландские телеприемники, а то и домашние кинотеатры, а у других все еще работают советские «Электроны» и «Березки». Последних, правда, становится все меньше. Какие же телевизоры выбирают сегодня украинские потребители? И можно ли говорить хотя бы о потенциальной конкурентоспособности на этом рынке отечественной продукции? И можно ли вообще украинский телевизор называть украинским?
ПАЦИЕНТ СКОРЕЕ МЕРТВ, ЧЕМ ЖИВ
Сейчас в Украине у 23 предприятий различной формы собственности есть аттестованное телевизионное производство. Но большинство из них производят свою продукцию с использованием элементной базы известных иностранных фирм. То есть украинский телевизор, который продуцируется по так называемой отверточной технологии «интернационалист».
По мнению директора управления по маркетингу ПО «Новатор», что в Хмельницком, Вячеслава Петяка, по большому счету украинского телевизора вообще не существует. Из-за границы ввозятся определенные элементы и уже из них в Украине осуществляется конечная (крупноузловая) сборка. Чтобы иметь полноценное производство, государство должно содействовать своему производителю. Но программа «Украинский телевизор», по мнению экспертов «Дня», существует только на бумаге, реальной поддержки производству государство не оказывает. В результате практически все заводы, которые раньше производили телевизоры, прекратили существование, и сейчас собирают телевизоры в основном новые производственные образования.
И это понятно. Проще построить новое предприятие по самой современной технологии, чем переоборудовать существующее. Поэтому постсоветские заводы, которые сейчас едва прозябают, «переориентировались» на другую, далекую от телевидения, деятельность.
Тем временем Запад уже вышел на технологию производства телевизоров с жидкокристаллическими и плазменными экранами. А Украина, как отмечает господин Петяк, уже вероятно, никогда не сможет с ноля создать телевизор. Из- за того, что в эту сферу длительное время не направлялись средства, произошло безнадежное отставание: как техническое, так и технологическое. Впрочем такой же процесс характерен и для всего мира: есть три-четыре лидера, которые владеют современными технологиями, а остальные производители не способны производить кинескопы, а вынуждены лишь покупать панели и на этой основе изготавливать «свои» телевизоры. То есть можно говорить о диктате отдельных производителей как в мире, так и на отечественном рынке.
ЕДИНИЧНЫЙ ИМПОРТ
Но несмотря на ужасное технологическое отставание, украинские телевизоры не только собираются, но и попадают на экспорт. Предварительные (неофициальные) данные Минпромполитики показывают, что в 2003 году увидели мир 395277 новых телевизора «made in Ukraine». Для сравнения, в 2002 году количество новых украинских телевизоров составляло 159091. А за первые два месяца 2004 года предприятиями различных форм собственности было изготовлено 79622 телевизора. Это втрое больше, чем за соответствующий период прошлого года. Поэтому создается даже впечатление, что производство не стоит на месте. Тем более, что Министерством промышленной политики лоббируются интересы отечественного производителя. В первую очередь, увеличены ставки ввозной пошлины на импортные телевизионные приемники; а ставки ввозного таможенного сбора на комплектующие изделия, которые не изготавливаются в Украине, уменьшены с 30% до 10%. Законом «О бюджете Украины на 2002 год» были даже упразднены льготы, которые предоставлялись совместным предприятиям с иностранными инвестициями. Но все же в 2002 году в Украину было ввезено, по данным Государственной таможенной службы, 41480 цветных телевизора. При этом Украина смогла экспортировать только 1290 цветных телевизора — в такие страны как Россия, Молдова, Туркменистан, Германия, Тайвань, Кипр. И это можно считать прогрессом. 1999 году за границу было вывезено (во всяком случае по имеющимися в наличии данным) 14 украинских телевизора. Что же касается внутреннего рынка, то, по мнению экспертов, без торговой сети, обеспечивающей реализацию определенного количества телевизоров, производство их будет достаточно проблематичным. Производить такую сложную и ценную продукцию «на склад» сегодня, как и всегда в рыночной среде, нецелесообразно.
СИМВОЛ БЛАГОСОСТОЯНИЯ
Возобновить доброжелательные отношения с потребителем отечественному производителю довольно тяжело... Появление нового украинского телевизора потенциальный покупатель не заметил. Так же, как когда-то, лет 10 тому назад, из-за собственных экономических неурядиц не заметил и его исчезновения. Рядовой гражданин убежден в том, что только иностранные производители способны удовлетворить его потребности относительно качества, дизайна и тому подобное. Например, старший научный сотрудник Института социальной и политической психологии АПН Украины, кандидат психологических наук Ольга Петрунько уверенна, что такое представление о качестве украинской техники вполне справедливо.
Действительно, отечественному телевизору, не помогает и то, что он минимум на 5% дешевле импортного, и дизайн у него похожий... Однако действует условный рефлекс, который заставляет украинского покупателя покупать японский, корейский или во всяком случае индонезийский телевизор. Мол, я не так богат, чтобы размениваться на дешевые вещи. Конечно, каждый человек хочет вложить деньги в самое современное, красивое, прогрессивное. И поэтому пока что, как считает доктор социологических наук, народный депутат Николай Шульга, стереотип покупателя относительно качества украинского телевизионного производства недалек от истины. Чтобы развеять их, нужны незаурядные общие усилия власти, науки, производителей, маркетологов и рекламистов. На практике же чаще всего все происходит с точностью до наоборот. Так, в Хмельницком, где производятся отечественные телевизоры, отцы города подарили одному из местных учебных заведений по какому-то случаю импортный телевизор...
Выпуск газеты №:
№84, (2004)Section
Экономика