Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Украинский вопрос» и энергетическое будущее Европы

Еврокомиссар Марош ШЕФЧОВИЧ: «ЕС готов транспортировать столько газа, сколько нужно Украине»
05 мая, 19:14
ФОТО REUTERS

Европа и дальше будет поддерживать Украину в решении ряда энергетических вопросов и приложит максимум усилий, чтобы поскорее найти газовый компромисс с Россией. Об этом во время Международной конференции по поддержке Украины заявил вице-президент Европейской комиссии (ЕК) по вопросам энергетического союза Марош Шефчович. В роли еврокомиссара по вопросам энергетики словак работает уже полгода. Именно ему пришлось распутывать клубок энергетических проблем как внешних — снимать напряжение в газовых отношениях между Россией и Украиной, так и внутренних — обновить энергостратегию ЕС. Означает ли обновление энергостратегии Европы и соответственно — расширение источников и маршрутов поставок энергоресурсов, сокращение инвестиций в украинский энергосектор? Что является главным условием дальнейшего финансирования Европой модернизации отечественной ГТС? Как помочь Украине в газовом споре с РФ? Об этом и многом другом в первом эксклюзивном интервью для украинских СМИ рассказал сам Марош Шефчович. Во время беседы господин еврокомиссар был откровенным настолько, насколько позволяла его должность. На некоторые вопросы ему было сложно отвечать:

Какую роль отводит Евросоюз Украине как стране-транзитеру газа в рамках обновленной энергостратегии еврозоны?

— Проблема энергетической безопасности — один из важнейших приоритетов для всего Евросоюза. Мы понимаем, какую важную роль играет и будет играть Украина в дальнейшем транзите газа в ЕС. Поэтому существует несколько возможностей для такого сотрудничества. Например, представляет интерес использование ваших подземных газохранилищ. Это может быть очень полезным элементом для новой архитектуры энергобезопасности Европы. Как мы слышали в ходе сегодняшней международной конференции, также есть место для совместного сотрудничества по вопросам энергобезопасности для отечественных и европейских компаний.

Сохраняет ли Евросоюз инвестиционные планы относительно модернизации украинской ГТС в связи с «оживлением» проекта «Южного газового коридора», предусматривающего расширение Южнокавказкого газопровода (Баку — Тбилиси — Эрзурум, а также строительство через Турцию в ЕС газопровода TANAP)?

— Мы работаем совместно с рядом международных финансовых организаций (ЕБРР, ВБ, ЕИБ) по вопросам модернизации газотранспортной системы. В частности, в 2014 году был заключен договор между Украиной и ЕБРР о начале финансирования модернизации участка «Уренгой — Помары — Ужгород». Насколько мне известно, на эти цели банк уже выделил 300 миллионов евро. Украина очень важна для ЕС в качестве надежного транзитера газа, поэтому мы и присутствуем на этой конференции. Евросоюз желает помочь Украине и много работает над тем, чтобы возобновить модернизацию ГТС. А что касается «Южного газового коридора», то его поддержка осуществляется в рамках общей политики Евросоюза по диверсификации источников поставки энергоресурсов. Поэтому мы будем развивать проект «Южного коридора» и поставки сжиженного газа в Европу. При этом мы хотим, чтобы Украина продолжала играть роль важного транспортера российского газа в ЕС.

ИНВЕСТИЦИИ В ГТС НЕ УМЕНЬШАТСЯ

— Означает ли поддержка Европой «Южного газового коридора» и TANAP сокращение европейских инвестиций в модернизацию украинской «трубы»?

— Нет. Проект по строительству «Южного коридора» направлен на транспортировку газа из Каспийского региона (Азербайджан, Туркменистан и, возможно, Ирак. — Авт.) и реализуется за средства консорциума частных инвесторов, в котором British Petroleum (ВР) играет важную роль (в проекте TANAP доля ВР — 12%, 30%       — BOTAS и SOCAR — 58%. — Авт.).

«Помары — Уренгой — Ужгород» — это первый шаг. Можно ли ожидать, что до конца 2015 года в Украину пойдут еще европейские деньги на модернизацию ГТС?

— Что касается денег — это очень большой вопрос. Ведь существует несколько инструментов для финансирования: от МВФ до других финансовых институций (ЕБРР, ЕИБ. — Авт.). В переговорах с украинским правительством мы постоянно обсуждаем, на какие конкретно цели пойдут эти деньги.

— Существуют ли сегодня барьеры, препятствующие предоставлению ЕС денег на эти цели?

— Нет. Но предоставление любой финансовой помощи на эти цели обуславливается выполнением конкретных условий, и об этом ведутся постоянные переговоры с Кабмином. Их выполнение важно для нас. Дальнейшее предоставление денег зависит от того, какими темпами будет продолжаться процесс реформирования энергосектора. Мы приветствуем принятие парламентом закона «О рынке газа», но сейчас нужно как можно быстрее его имплементировать. Важным также будет принятие закона о независимом регуляторе в энергосекторе и в целом проведение реформ в этом направлении. Выполнение этих условий необходимо для того, чтобы международные финансовые институции и ЕС могли помогать Украине финансово в модернизации ГТС. Также проведение реформ в энергосекторе станет мощным сигналом для всех потенциальных зарубежных инвесторов, что Украина — это страна с европейским законодательством и прозрачными правилами игры, и здесь можно работать.

РЕВЕРС С ЕС МОЖЕТ СОСТАВИТЬ ОКОЛО 20 МЛРД КУБОМЕТРОВ В ГОД

— Какой объем свободного энергоресурса вы видите на внутреннем рынке ЕС для реэкспорта газа в Украину? Что является условием стабильности реверсных поставок?

— По рыночным условиям ЕС готов транспортировать столько газа, сколько нужно Украине. Мы уже видели подтверждение этого прошлой зимой. Вероятно, то же самое будет и в этом году. Есть возможность поставлять газ как от европейских компаний, так и норвежских.

О каких конкретно цифрах реэкспорта может идти речь? Назовите ориентир.

— Цифры известны, и они определяются техническими лимитами стран, через которые осуществляется такой реэкспорт. Например, мощности Словакии позволяют передать до 15 миллиардов кубометров газа в год, Венгрии — около шести миллиардов, а Польши — до полутора миллиарда кубометров. То есть поставки реверсного газа в Украину из Европы теоретически могут составить около 20 миллиардов кубометров в год. Но реальный реэкспорт будет зависеть от цены закупаемого газа, спроса в Украине и готовности страны платить эту цену.

Считает ли Еврокомиссия исчерпанным газовый конфликт между Украиной и Россией в связи с подписанием 1 апреля договора о поставках газа на второй квартал между «Нафтогазом Украины» и «Газпромом»?

— Достигнутые между «Нафтогазом» и «Газпромом» соглашения — хороший сигнал. Но мне было бы гораздо спокойнее, если бы нам удалось заключить трехстороннее газовое соглашение на зимний период. Предыдущий опыт подписания такого соглашения сработал очень хорошо. Сейчас я работаю над тем, чтобы Украина, Россия и ЕС заключили новое газовое соглашение, и следующая зима прошла без проблем. Уже состоялась встреча на экспертном уровне относительно этого вопроса.

То есть пока еще потенциал газового конфликта не исчерпан?

— Я бы так не сказал. Все работает нормально, зиму прошли хорошо, поставки газа из России осуществлялись в соответствии с подписанными договоренностями, Украина платила все своевременно, как и договаривались, не было никакого конфликта или дополнительных проблем. Российская и украинская стороны желают, чтобы эта же система работала и в следующем зимнем сезоне. Но для этого необходимо заключить новый трехсторонний договор.

— Когда состоится встреча руководства энергетических ведомств Украины, России и ЕС для формирования такого соглашения?

— Экспертная группа по данному вопросу состоялась неделю назад. По результатам ее заседания мы составили и послали в Киев и Москву наше виденье компромиссного решения. Пока ждем ответа. Затем будем организовывать встречу на высоком политическом уровне.

А когда предварительно может состояться эта встреча?

— Надеемся получить ответ по нашим предложениям в течение недели-двух, затем изучим замечания и предложения с обеих сторон. Возможно, понадобится проведение еще одной встречи на экспертном уровне. Надеюсь, что в мае-июне встретимся в Брюсселе, чтобы заключить новое трехстороннее соглашение по газу.

НОВОЕ ГАЗОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ — НА БАЗЕ «ЗИМНЕГО ПАКЕТА»

— В чем состоит главное компромиссное предложение Европы в рамках этого договора?

— В том, чтобы продолжать систему газовых договоренностей, выработанных в прошлом году. Мне бы хотелось, чтобы этот срок продлился до принятия решения Стокгольмским арбитражем или же до следующего зимнего периода. Лучше, чтобы Украина и Россия пока работали в рамках договоренностей, достигнутых прошлой зимой. Это касается предоставления «Газпромом» газовой скидки, достигнутого компромисса по принципу «бери или плати». То есть нужно разработать новое газовое соглашение с учетом позитивного опыта имплементации «зимнего пакета» на 2014 год.

Есть ли в достигнутых газовых договоренностях между РФ и Украиной «предохранители» выполнения Россией взятых обязательств?

— Конечно, действует система раннего предупреждения, в которой установлено, каким образом поступать в таких случаях. У нас возникало несколько подобных моментов прошлой зимой, но мы быстро реагировали: направляли своих экспертов в украинский диспетчерский центр. В этих вопросах ЕС активно работает с российской и украинской стороной.

Как вы считаете, имеет ли Украина право на пересмотр контракта с «Газпромом» от 2009 года, и каковы шансы на успех?

— Я не могу комментировать. Сейчас это решается в Стокгольмском арбитраже.

И все же, оперируя опытом некоторых европейских стран, которые в судебном порядке пересматривали условия газового контракта с «Газпромом», имеет ли Украина такое право?

— Стокгольмский арбитраж должен принять решение, есть ли основания для пересмотра договора. Поэтому нужно дождаться результата.

— Как показал опыт выполнения Минских соглашений, для России международные договоренности необязательны для выполнения. Какой может быть реакция ЕС, если РФ нарушит газовые соглашения с Киевом?

— Это гипотетический вопрос, я бы не хотел давать гипотетический ответ.

ОБ АНТИМОНОПОЛЬНОМ РАССЛЕДОВАНИИ ЕК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ГАЗПРОМА»

— Подтвердите или опровергните распространенную в СМИ информацию о том, что ЕС подготовил судебный иск к «Газпрому» в связи с нарушением антимонопольного законодательства.

— Есть предварительные выводы Европейской комиссии о том, что касательно восьми стран-членов ЕС «Газпром» создал территориальные ограничения, которые перекраивали внутренний рынок ЕС путем ограничения возможности или полного запрета для этих стран торговать газом. В случае пяти членов Евросоюза — что действующие в них газовые цены — несправедливы. А относительно двух государств-членов ЕС — в связи с тем, что покупка газа была связана с их участием в конкретных инфраструктурных проектах. У «Газпрома» есть период до 12 недель, чтобы он мог объяснить свое участие в той истории и предоставить ЕК свои аргументы. После этого посмотрим, что последует дальше.

— Ранее была информация, что в ЕС проводилось антимонопольное расследование деятельности «Газпрома», и по его результатам последнему якобы грозил штраф в размере 10—15 миллиардов долларов. Это правда? И если да, то каковы результаты данного расследования?

— Ничего не могу сказать о том, что привело бы к таким штрафам. Скорее всего, речь идет о текущем антимонопольном расследовании. Но ни о каких штрафах речь не идет, ведь мы находимся только в начале стадии «заявления о возражениях». Вряд ли сейчас стоит рассуждать о будущем разбирательстве. Если «Газпром» не предоставит приемлемых разъяснений Европейской комиссии, это послужит поводом для еврокомиссара по вопросам конкуренции Маргарет Вестагер принимать дальнейшие решения. Единственный, кто имеет полномочия комментировать данную проблему — это еврокомиссар по вопросам конкуренции.

— По вашему мнению, не послужит ли разрешение «Евроатома» относительно поставок «Росатомом» ядерного топлива на два новых атомных реактора АЭС в Венгрии поводом для усиления энерголобби Кремля в Европе?

— Что касается поставок ядерного топлива, то у нас действуют очень четкие процедуры, включающие совместное подписание новых контрактов с группой ядерных поставщиков, и их положительное решение предполагает реализацию принципа диверсификации в ЕС.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать