Перейти к основному содержанию

Украинское молоко завоевывает европейские рынки

Эксперт: «Это прежде всего сигнал для внутреннего потребителя: в стране есть качественный продукт»
12 апреля, 19:05
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Группа компаний «Молочный альянс» стала первой среди молочных компаний Украины, которая выполнила заказ европейского партнера на промышленную поставку молочной продукции. В качестве заказчика выступила компания «Украинский торговый дом «Надежда» из города Варна (Болгария).

«Заказ имеет пробный характер с целью изучения спроса и вкусовых преимуществ потребителей. Продукция поступит в продажу в специализированные магазины, которые ориентированы на население из стран СНГ. Первый магазин, в котором будет продаваться продукция брендов группы компаний «Молочный альянс», называется «Українка», он находится в городе Варна», — прокомментировал глава наблюдательного совета ГК «Молочный альянс» Сергей Вовченко.

Первая партия экспорта в Болгарию включает твердые сыры торговых марок «ПірятинЪ» и «Славія», молоко питьевое ультрапастеризованное ТМ «Яготинское», молоко питьевое ультрапастеризованное витаминизированное для детей ТМ «Яготинское для детей», масло сладкосливочное ТМ «Златокрай».

Напомним, с 10 января 2016 года ПАТ «Золотоношский маслокомбинат» и филиал ПАО «Яготинский маслозавод» Яготинское для детей», которые входят в Группу компаний «Молочный альянс», получили право экспорта продукции собственного производства в страны Евросоюза.

По мнению руководителя группы «Консультирование Украины по вопросам аграрной торговли в рамках полного и всеобъемлющего Соглашения о свободной торговле между Украиной и ЕС» Ольги Трофимцевой, наибольший потенциал в открытии европейского молочного рынка для Украины — это нишевые высококачественные продукты, например, органический сыр из козьего молока.

«Несмотря на Соглашение о зоне свободной торговли, как таковой свободной торговли не следует ожидать в ближайшие пять-семь лет», — отметила Трофимцева.

В рамках Соглашения о свободной торговле Украина может поставлять в ЕС 36 товарных позиций в рамках согласованных тарифных объемов. Квоты на экспорт молока, йогуртов, кисломолочной продукции составляют лишь 8 тыс. тонн, сухого молока и сливочного масла — 1,5 тыс. тонн на каждый сегмент.

Еще одним перспективным направлением украинского экспорта в ЕС считаются поставки традиционных продуктов для удовлетворения потребностей этнических групп населения, то есть выходцев из постсоветских стран. По оценкам экспертов, аудитория этнических магазинов в Европе составляет 10 млн человек.

Разделяет мнение Ольги Трофимцевой и президент Ассоциации производителей молока Андрей Дикун. Он тоже отмечает, что ни о каких молочных реках в ЕС из Украины сегодня не идет речь и идти не может. Однако главным, по его мнению, достижением того, что украинские молочники вчера таки вышли на рынок ЕС, является сигнал для отечественного потребителя — в стране есть качественное молоко. Далее — прямой речью.

КОММЕНТАРИЙ

Андрей ДИКУН, президент Ассоциации производителей молока:

— Европейский рынок молока один из крупнейших в мире. А потому однозначно — он интересен для нас. Есть и другие регионы, страны которых имеют высокую численность населения, но они не имеют развитой культуры потребления молока и молочных продуктов, как в Европе.

Наличие в Украине элемента независимости основных европейских компаний, как Danon, Bell, «Шостка», «Лактализ», «Бонгрей», свидетельствует о том, что мы рассматриваемся как место, где может производиться и перерабатываться качественное молоко с прицелом на рынок Европейского Союза.

Однако ЕС достаточно неплохо защищает себя и свои рынки. Работа по открытию рынка ЕС для украинских молочников продолжалась 8 лет. Успех на 95% зависел от работы работников ветеринарной службы. Им, прежде всего, нужно было убедить европейских партнеров в том, что в Украине мы можем производить качественное молоко.

За последние годы Украина действительно сделала огромный шаг вперед. Мы приняли законодательство, которое отвечает требованиям ЕС. Речь о безопасности пищевых продуктов, идентификации продукта и тому подобное. Мы дали четкий сигнал Европе, что не просто декларируем желание, но и начали делать определенные шаги.

У нас было несколько инспекций из ЕС. Они смотрели на производство молока на наших фермах и заводах. И те, которые смогли доказать, что у них потоки молока от фермы и от населения (это если объяснять на доступном для всех языке) идут отдельно, и получили возможность экспорта в ЕС.

Я бы не говорил, что в ЕС потекут «молочные» реки. Нам все еще нужно искать партнеров в Европе, выходить на полочки их супермаркетов. Для этого необходимы немалые средства. Кроме того, Европа не только много потребляет молока, она сама его много производит и делает это качественно. Трудно сегодня нашим сыроделам конкурировать с французскими коллегами, которые делают около 1,5 тысячи разных видов этого продукта, например.

Главное достижение из сегодняшнего события — это признание качества нашего молока в первую очередь для самих себя. Потому что украинцы много говорят, что у нас нет качественной «молочки». А это не так, потому что европейцы нам бы рынок не открыли.

А во-вторых, подходы к признанию качества продукта в Европе признаны многими странами мира, потому автоматически с европейским нам открываются рынки еще около 40 стран мира. Нам уже не нужно с нуля открывать каждую страну и тратить на это ресурсы.

Европейцы дали понять, что до конца года ряд украинских предприятий получат еврономера.

Китай, понимая, что если наше молоко берет Европа, то и для них оно подойдет, открыл тоже для нас свой рынок.

Однако я отмечаю, что ни о каких «реках молока» на экспорт из Украины речь не идет. Мы все еще не торгуем с миром этим продуктом в серьезных объемах. Это — первые шаги, пробные партии, поиск партнеров, участие в выставках, торговые миссии... Вся эта работа украинскими молочниками ведется очень активно, потому что мы, по факту, имеем большой профицит сырого молока в Украине из-за сокращения потребления на внутреннем рынке, во-первых, в связи с аннексией Крыма и агрессией на Донбассе (эти регионы много молока потребляли), и из-за падения покупательной способности наших граждан. Да и потеря российского рынка нанесла серьезный удар нашим производителям молока. В краткосрочной перспективе им очень тяжело реструктурировать сбыт. Поэтому в стране идет рекордная за последние 20 лет вырезка поголовья скота. И мы имеем самую низкую в мире цену на молоко экстра-класса.

В конце концов выход на Европейские рынки поможет нашим молочникам не только заработать, но и привнести европейские ценности на внутренний рынок. Скажем, сегодня мы активно готовим законопроект о молоке и молокосодержащих продуктах. Хотим, чтобы в наших магазинах отдельно на полках были расставлены молочные продукты и молокосодержащие. И то, и то имеет право продаваться. Но одни продукты имеют право называться сметаной, йогуртом, кефиром и тому подобное, а другие — нет.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать