Перейти к основному содержанию

Урожай 2015: вызов или приговор?

«День» расспросил аграриев Украины об особенностях сбора зерновых
17 августа, 19:03
ФОТО REUTERS

Украина уже собрала более половины раннего урожая. Такие данные озвучил министр аграрной политики и продовольствия Алексей Павленко. «37 миллионов 800 тысяч тонн при общем плане на уровне 60 миллионов тонн — это значит, что Украина будет с хлебом», — резюмировал он. Павленко подчеркнул, что в том числе на подконтрольной территории Донецкой области было намолочено 1 миллион 450 тысяч тонн, Луганской — 770 тысяч тонн зерна. Наивысшая урожайность в Хмельницком регионе — 53,3 центнера с гектара.

В то же время министр отметил, что если сохранится жаркая погода, то может снизиться ожидаемый урожай озимых, в частности в западных областях. На экспорт пошло или отгружено 3, 225 миллиона тонн зерна нового урожая. «Это 97 кораблей», — объяснил он. По словам Павленко, на сегодняшний день мировые цены на все виды зерновой продукции, которую поставляет Украина, растут.

Итак, жатва идет, цены растут. Но будут ли аграрии с прибылью? Ведь для сектора как хороший, так и плохой урожай — это всегда проблема. В первом случае — минус в падении закупочных цен (из-за большого вала зерна) и нехватка элеваторных мощностей, чтобы сохранить урожай до весны, когда рынок поднимет цену. Во втором — нечего продавать. К этой традиционной ситуации прибавились еще и экономические трудности: девальвация сделала посевную существенно дороже, а значит, еще весной «села» часть прибыли аграриев.

Аморфность банков в кредитовании сектора привела к тому, что многие сельхозпроизводители не имеют достаточно средств для уборки урожая, поэтому вынуждены продавать зерно перекупщикам. Все эти факторы, по мнению бывшего вице-премьера по вопросам АПК Виктора Слауты, уже привели к тому, что за 1 квартал 2015 года 83% всех сельхозпредприятий — убыточны и только 17% — на плаву (!)

С каким настроением сегодня аграрии убирают хлеб? Будет ли прибыльным 2015 год по сравнению с 2014-м? И какие проблемы для них сегодня являются самыми горячими? Об этом «День» спросил у сельхозпроизводителей в разных уголках страны.

ХАРЬКОВЩИНА:

«СИТУАЦИЯ СО СРЕДСТВАМИ — ХУДШАЯ ЗА ВСЕ ГОДЫ»

Виктор Вовченко, директор сельскохозяйственного общества «Гусарівске» на Харьковщине, говорит о неутешительных результатах государственной политики в отрасли сельского хозяйства. «В этом году в отрасли наихудшая ситуация со средствами во время сбора урожая по сравнению со всеми предыдущими годами, а у меня 42 года стажа! — говорит мужчина. — Этим летом в связи с регистрацией товарно-транспортных накладных и перечислением 20% НДС у нас просто вымыты оборотные средства. У нас еще никогда такого не было за последние годы, чтобы, имея деньги — больше миллиона на счету, мы не могли заплатить заработную плату. Никто не понимает, как начислять — и это уже более двух месяцев. Мы еще не видели такого хаоса и таких непрофессиональных специалистов».

Другой харьковский аграрий, Сергей Кузьменко, добавляет, что возросла учетная ставка банков: «Для того чтобы собрать зерно, большая часть аграриев берет кредиты. И если раньше нужно было заплатить банку 15%, скажем, из 10 миллионов, то сегодня нужно заплатить 27%. Это большая разница. Рост учетной ставки отразится на себестоимости сельскохозяйственной продукции». Сергей Кузьменко также подтверждает данные о недостатке оборотных средств в хозяйствах.

Большинство аграриев прогнозируют снижение своих прибылей в этом году, многие ждут убытков — даже очень больших. Объясняют это, кроме неудачной финансовой политики правительства, неблагоприятными погодными условиями. «Выпало всего два дождя: один 28, второй 9 миллиметров. По сравнению с прошлым годом мы собрали вполовину меньше урожая. Горит зерновая кукуруза и подсолнечник. Мы думаем уже собирать, потому что все высохнет», — рассказывает Виктор Вовченко.

Сергей Кузьменко отмечает, что сами фермеры не занимаются сбытом, урожай скупают крупные зернотрейдеры, которых в Украине насчитывается три-четыре компании, они же экспортируют зерно за границу. Худшее положение у тех фермеров, которые не имеют хранилищ для зерна. Они вынуждены продавать зерно по самой низкой цене, когда идет сбор урожая, не могут придержать товар на несколько месяцев или на полгода и, соответственно, теряют в прибылях.

«Цена на зерно в этом году составляет $120 за тонну, раньше было $180 и доходило до $200. Доходы значительно уменьшились, и мы все компенсируем своей дикой работоспособностью», — говорит он.

Аграрии обвиняют государство в отсутствии помощи. «Весь мир дотирует сельское хозяйство. В США на гектар земли дают тысячу долларов дотаций, в Европе — 700 евро. Только мы не имеем государственных дотаций! — возмущен Виктор Вовченко. — Если мы покупаем технику из-за границы, переплачиваем за нее на 40-50%, но мы же должны это делать. Потому что если ты купил новейший комбайн, то продвинул хозяйство на 20 лет вперед с точки зрения сбора ранних зерновых. Но государство никак не помогает и не поощряет производителей-энтузиастов. Мы хотим, чтобы правительство осознало, что аграрная политика — это продовольственная безопасность нашего государства, потому что безграмотная политика может привести к повторению 1930-х годов», — предостерегает он.

ВОЛЫНЬ:

«ГОСУДАРСТВУ ВСЕ РАВНО, ЧТО МЫ ВЫРАЩИВАЕМ!»

Леонида Хильчука из села Ягодное Турийского района даже в воскресенье можно застать только на поле. «Жатва!» — кратко говорит он, выделяя несколько минут на разговор, потому что скоро нужно будет принимать зерно от комбайна. Уже несколько дней он возит выращенный урожай в Луцк, на мощное предприятие «Волыньзернопродукт», имеющее (сами сооружают) самые современные на Волыни элеваторы, перерабатывающие заводы. В прошлом Леонид — бригадир тракторной бригады местного колхоза. А теперь стал, как когда-то его предки, просто единоличником. Оформить статус фермерского хозяйства не позволяет много факторов. В первую очередь то, что государство на самом деле в этом не заинтересовано, иначе бы не создавало столько препятствий для работы на поле и сбыта урожая. Поэтому более 90% бывшей колхозной земли в селах Гайки и Ягодное (это один сельсовет) обрабатывают именно единоличники.

Кроме зерновых, выращивает Леонид и сою. Это относительно новая культура для Волыни, но в Ягодном-Гайках уже лет семь как присматривались к ней. Потому что на этих землях она родит хорошо, и прибыль хозяин имеет более высокую. И урожай забирают просто с поля. А зерновые — это проблема только тех, кто их выращивает, говорит Леонид.

Соя вытесняет в Ягодном и Гайках не только зерновые. Вытесняет даже картофель, который здесь родит прекрасно, а поскольку местный люд предприимчивый, то и сортосменами занимались серьезно. Сегодня картофель из этих краев массово поставляют в заведения питания на Шацких озерах, во львовские вузы, собственно, его качество знают по всей Украине.

Гайковский сельский голова Анатолий Жолоб рассказывает, что хозяйничать на земле у них есть кому. Более мощные, так сказать, хозяева, взявшие в аренду паи земляков, уже начали раскорчевывать заросшие земельные участки. Государство же никак не регулирует этот процесс, инвестора в этих краях не было и нет. На уровне только сельского совета вопрос с ним решить очень трудно. А невыгодно выращивать. Найдешь сам покупателя — будешь с такой-сякой прибылью. Не найдешь — твоя проблема.

Причем хозяева, которые сегодня еще выращивают зерновые в Ягодном-Гайках, говорит сельский голова, — это не бизнесмены. Они любят землю, она им, как образно говорят, пахнет. И в этом году мы еще будем с хлебом благодаря им.

ТЕРНОПОЛЬЩИНА:

«АГРАРИЯМ НУЖНЫ ДОЛГОСРОЧНЫЕ КРЕДИТЫ ПОД РАЗУМНЫЕ ПРОЦЕНТЫ»

На Тернопольщине жатва, так сказать, идет полным ходом. Аграрии уже намолотили 1,1 миллиона тон зерна. Как рассказывает председатель ОГА Степан Барна, в области высокая урожайность — более 60% с гектара.

В целом же год на Тернопольщине выдался урожайным, но возникли проблемы с качеством зерна, — рассказала «Дню» инспектор отдела растениеводства Департамента агропромышленного развития Тернопольской ОГА Мария Дерманская. «Если в прошлом году не было только клейковины, то в этом прибавилось массовое поражение болезнями. На мой взгляд, причина в плохом качестве средств защиты, потому что минудобрения внесли и погода весной способствовала их усвоению. Также участились случаи поражения фузариозом, по-народному — красное зерно. Если с головней еще пойдет на корм, то с фузариозом нельзя», — отмечает Мария Дерманская. Как говорит специалист, в этом году хозяйства хуже обеспечены материально-техническими ресурсами. Связано это со стремительным подорожанием топлива и тех же минудобрений и средств защиты растений. Но цены на выращенную продукцию остаются относительно низкими: «Например, посеяли пшеницу, и нужно дать два центнера нитроамофоски на гектар, которая в прошлом году стоила 5—6 тысяч гривен, а в этом году уже 10—12 тысяч за тонну. Цена же на пшеницу как была 2900-3000 гривен за тонну, то так и осталась. Здесь арифметика очевидная — не в плюсах товаропроизводитель».

Если говорить о реализации зерна, то каждый руководитель хозяйства распоряжается по собственным возможностям: «На больших предприятиях могут себе позволить оставить выращенное до лучших времен, когда цены на рынке подрастут, потому что имеют еще в распоряжении собственные средства. Более мелкие же хозяйства, не имеющие помещений для хранения, очистки, досушивания зерна, вынуждены продавать его сразу с комбайна. И они не всегда в выигрыше, ведь цены в жатву каждый год низкие и начинают расти лишь зимой», — рассказывает инспектор отдела растениеводства Департамента агропромышленного развития Тернопольской ОГА Мария Дерманская.

Кстати, в этом году государство обратило внимание на малые предприятия с реализацией продукции в пределах 10 миллионов гривен. Им будут оказывать финансовую помощь, согласно апрельскому постановлению Кабмина «Об утверждении Порядка использования средств, предусмотренных в государственном бюджете для финансовой поддержки мероприятий в агропромышленном комплексе путем удешевления кредитов». Для Тернопольщины предусмотрено почти девять миллионов гривен.

ЧЕРКАСЩИНА:

«БИЗНЕС НУЖДАЕТСЯ В ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВАХ»

«В области завершен сбор ранних зерновых и зернобобовых культур, — рассказывает заместитель директора Департамента агропромышленного развития Черкасской областной государственной администрации — начальник управления агропромышленного производства и продовольствия Иван Точеный. — По состоянию на 12 августа намолочено 1,6 миллиона тон, средняя урожайность — 48,8 ц/га (в прошлом году — 47,8 ц/га). Черкасщина занимает второе место по показателям в Украине по урожайности ранних зерновых культур».

«Анализируя ход проведения жатвы и урожайность культур, которые на сегодня есть, производство зерновых и зернобобовых в текущем году по предварительным данным ожидается на уровне  прошлого года — 3,6 миллиона тон, — говорит Точеный. — В этом году аграрии области увеличили посев озимых культур более чем на 30 тысяч га, поэтому впервые мы имеем показатель 1,6 миллиона тон яровых зерновых, в прошлые годы этот показатель был на уровне 1,2 — 1,3 миллиона тон».

В жатве было задействовано 1,8 тысячи зерноуборочных комбайнов, из которых 0,8 тысячи высокопродуктивные, почти 7,2 тысячи тракторов, 6,2 тысячи грузовых автомобилей.

О реализации хлеба аграриями чиновник говорит: «Опыт показывает: когда выгодная цена на рынке, вот тогда и реализуется значительная часть выращенного урожая. Крупнотоварные сельхозпредприятия, имеющие складские помещения, очистительные и зерносушильные комплексы, могут хранить свое зерно и, соответственно, продать его наиболее выгодно. А малые сельхозпредприятия, фермеры, единоличники, чтобы рассчитаться с пайщиками или по кредитным соглашениям, вынуждены продавать зерно сразу по цене, сложившейся на момент продажи. На данное время, по информации Товарной биржи, тонна пшеницы мягкой 2 класса стоит 3200 грн/т, ячменя 3 класса — 3030 грн/т». Руководитель ФХ «Харвест Агро» Дмитрий Перминас рассказывает, что собранный урожай предприятие продает сразу государственным закупочным компаниям.

О государственной поддержке аграриев Иван Точеный говорит сухо: «Представительством ПАО «Аграрный фонд» в Черкасской области в 2013—2014 гг. было заключено девять форвардных биржевых контрактов с восьмью сельхозтоваропроизводителями Черкасской области на закупку 28,2 тысячи тон зерна пшеницы и ячменя урожая 2014 года. По состоянию на начало года сельхозтоваропроизводители выполнили обязательства согласно форвардных биржевых контрактов в полном объеме. Также в 2014 году было заключено семь форвардных биржевых контрактов с пятью сельхозтоваропроизводителями на поставку 55,5 тысячи тон зерна пшеницы урожая 2015 года».

ЗАПОРОЖЬЕ:

«С ЗЕРНОМ, НО БЕЗ ПРИБЫЛЕЙ»

В Запорожской области в этом году собрали самый большой урожай зерна за последние семь лет, а по озимой пшенице установили рекорд за всю Независимость Украины, собрав почти 2 миллиона тон. Однако качество нынешнего урожая оказалось не наилучшим. Из-за дождей в период дозревания зерна и во время собирательной кампании из 216 тысяч тон пшеницы лишь 39% соответствуют продовольственному зерну 2-3 класса, отмечают в Запорожской облгосадминистрации.

По словам главы ячейки Аграрного союза Украины в Запорожской области и гендиректора ООО «Ольвия» Анатолия Тиховода, в этом году урожай хлеба аграриев значительно лучше предыдущих лет, однако цены, которые предлагают покупатели за зерно, оставляют сельхозпроизводителей без прибылей. «Цены, которые предлагают за наши зерновые, не соответствуют расходам, понесенным аграриями. Из-за роста валюты значительно выросли цены на удобрения, топливо и т.п. Поэтому предприниматели, закупавшие в кредит удобрения, средства защиты растений и топливо в феврале-марте, вынуждены продавать хлеб за бесценок. А берут урожай сейчас за $140 за тонну, не больше. В 2012, 2013 годах было $190—210 за тонну. Мы понимаем, что на мировом рынке цена упала, но не настолько же, как в Украине», — жалуется Анатолий Тиховода.

Не все предприниматели аграрного сектора в этом году имеют возможность хранить зерно, из-за кредиторских задолженностей вынуждены искать первого попавшегося покупателя и продавать по низкой цене. Лишь незначительная часть аграриев крепко стоит на ногах и имеет возможность улучшать материально-техническую базу.

Условия государственной поддержки аграрии называют «драконовскими». Предыдущие годы работать с Аграрным фондом было намного проще, отмечают они. В этом году появились нововведения, которые, наоборот, усложняют жизнь аграриев. Среди таких — электронное администрирование НДС. «Это просто катастрофа. Бухгалтера не знают, что делать, — тормозятся наши торговые обязанности, потому что не всегда получается зарегистрировать накладную, а это обязательно делать. Еще нужно предварительные оплаты сделать на счета казначейства. Почти 800 тысяч я заплатил казначейству, но деньги уже две недели не могу получить назад. Это лишь загоняет аграриев в тень. Если так будет продолжаться с электронным администрированием и аграриям отменят льготный спецрежим по НДС, то, наверное, все перейдут на упрощенную систему и государство потеряет налоги», — делится предприниматель.

Многие аграрии задумываются над тем, чтобы прекратить сотрудничество с Аграрным фондом, поскольку тот не идет на уступки и не поддерживает их. По словам директора ООО «Ольвия», в этом году поддержка со стороны государства не была ощутимой. «Многие сельхозпроизводители собираются отказываться сотрудничать с Аграрным фондом, потому что условия такие же, как и у банков. Это раньше фонд был структурой, которая помогала, но сегодня почему-то государство не заинтересовано, чтобы аграрии зарабатывали», — говорит директор предприятия.

Наталия БИЛОУСОВА, Мария ЮЗЫЧ, Алена СОКОЛИНСКАЯ, Харьков; Наталия МАЛИМОН, Волынская область; Лариса ОСАДЧУК, Тернополь; Инна МОЛЧАНОВА, Черкассы; Виталий АНДРОНИК, Запорожье, «День»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать