Перейти к основному содержанию

В бой идут... «Фурии»

Потребность в беспилотниках для украинских военных огромная, но потенциал этого вида вооружений еще недооценен
09 августа, 19:27
ФОТО С САЙТА ESPRESO.TV

На прошлой неделе в Чернигове прошли определяющие ведомственные испытания беспилотных летательных комплексов отечественного производства. В них могли бы принять участие 30 образцов техники, но отважились на это далеко не все производители. И все же 15 машин было испытано. «У нас сформировалось ядро из частных и государственных компаний, способных производить беспилотные аппараты, — отмечает директор информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергей Згурец. — По итогам испытаний определена первая пятерка комплексов, отвечающая требованиям Министерства обороны. Возможно, будет принято решение об их производстве и дальнейшей эксплуатации в войсках».

Война на востоке открыла в Украине новый перспективный рынок как для отечественных, так и для иностранных производителей и инвесторов. Ведь оказалось, что украинская армия и национальная гвардия официально имеют на вооружении лишь небольшое количество беспилотников давно устаревшего советского производства. Между тем в каждой бригаде армии США сегодня должно быть по штату не менее 50 таких летательных аппаратов. Причем комплексы тактических беспилотников, которые нам предлагают покупать различные страны, рассказывает Згурец, стоят от 10 до 15 миллионов долларов. «Допустим, в украинской армии 125 бригад. Понятно, — делает вывод  известный военный эксперт, — нам лучше производить их на отечественных предприятиях».

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ РНБО

«За два года боев в зоне АТО стало ясно, что без беспилотных систем повысить эффективность действий войск просто невозможно. — говорит он, — и сейчас Минобороны и другие силовые структуры предпринимают все усилия, чтобы оснастить армию и другие силовые ведомства такими системами, но этот процесс сопряжен с определенными техническими, финансовыми, организационными и другими трудностями. И на оснащении украинской армии беспилотных комплексов, мягко говоря, недостаточно». 

Эксперт перечисляет нормативные документы Украины, открывающие дорогу для массового производства и использования беспилотников в войсках. Это Концепция обеспечения вооруженных сил беспилотными летательными аппаратами, рассчитанная до 2025 года, государственная программа развития вооружений до 2020 года, предусматривающая требования по количеству беспилотных комплексов (по годам), которые должны быть закуплены в рамках этой программы, а также  стандарты, определяющие  требования к беспилотным аппаратам и их классификацию. Аппараты «поля боя» и «микро» летают от двух до 15 км,  тактические — до 80 км, оперативно-тактические —  имеют радиус действия от 300 до 800 км.

А еще есть система принятия образцов вооружения, предусматривающая требования к тем или иным образцам. Она определяет задачи для них, проводит их испытания и ставит на вооружение. «Это такое сложное сито, через которое, по большому счету, проходят все беспилотные комплексы, как и другие виды вооружений, которые должны быть приняты на вооружение. Эта процедура позволяет отсеять все то, что можно назвать белым шумом», — подчеркивает Згурец.

При этом он называет номер принятого в прошлом году постановления правительства, позволяющего разработчикам беспилотных систем поставлять эти комплексы на опытную эксплуатацию в войска. По результатам применения в боевых условиях военные делают выводы, подходят ли им те или иные аппараты. Однако Згурец сетует на то, что в рамках утвержденного оборонзаказа не предусмотрено ни опытно-конструкторские работы по беспилотникам, ни соответствующего финансирования. Да и конкурсы по закупкам беспилотников, как считает эксперт, следовало бы проводить более прозрачно.

В этом его поддерживает директор компании «Атлон Авиа», где освоено производство беспилотников марки «Фурия», Артем Вьюнник. Он также отмечает, что на «беспилотном рынке» в Украине развернулась конкуренция. «Некоторые волонтерские группы, которые перешли на профессиональный уровень, занимаются этой тематикой всерьез, — отмечает инженер. — К сожалению, некоторые из них используют свое волонтерское прошлое с целью получения конкурентных преимуществ. Но мы в целом спокойны: в Вооруженных силах и в СБУ решения принимаются исключительно на основании тех или иных технических критериев». «Требования военной приемки, предъявляемые к образцам вооружений, безусловно, правильные, — подчеркивает он. — Но совсем не дело военпредов интересоваться налоговыми накладными и стоимостью каждого купленного нами винтика».

Директор предприятия имеет к Вооруженным силам и другие претензии. По его мнению, в войсках нет понимания тактики применения беспилотников. Плохо поставлено обучение экипажей. Он уверен, что за два месяца из человека, не имеющего соответствующего образования, квалифицированного оператора беспилотников нельзя подготовить. Более того, сегодня в войсках, по его словам,  осталось, не больше 10—15% людей, прошедших обучение по этой специальности. А нередко случаются просто анекдотические ситуации. Так, для одной из таких машин были подготовлены два оператора. Но затем ее направили в одну часть, а их в две другие. «Машина теперь проходит опытную эксплуатацию на складе. Зачем мы людей учили?» —  сетует Вьюнник.

По просьбе «Дня» Згурец сравнивает «беспилотные потенциалы» агрессора и Вооруженных сил Украины. По его словам, Россия использует зону боевых действий на Донбассе для отработки новых образцов вооружений, влючая  и беспилотные комплексы. После войны в Грузии в РФ, по словам эксперта, сделали ставку на разработку беспилотных систем и пока что агрессор нас в этом опережает. «Но мы эту дистанцию сокращаем и достаточно эффективно боремся с российскими беспилотниками, — сказал Згурец. — Наши комплексы «Стрела-10» сбили за время боевых действий около 30 российских аппаратов класса «Орлан».

За эти полтора-два года мы подтянулись в конструкциях таких комплексов не только до уровня российских, но и западных образцов, говорит Згурец. «А по количеству мы отстаем, — продолжает эксперт. — У нас широко используются так называемые волонтерские комплексы, но их технические возможности  являются недостаточными. Они не могут работать ночью — не обеспечивают в таких условиях автономную посадку и очень чувствительные к средствам электронной борьбы, что приводит к существенным их потерям. «Больше того, применение несовершенных комплексов создает угрозы для команд, которые ими управляют, и проблемы для подразделений».

Как скоро промышленность Украины может освоить стандарты НАТО и перейти на серийный выпуск таких аппаратов, как «Фурии» или их модификации? Вьюнник считает, что это произойдет еще не скоро: сначала на эти стандарты должны перейти наши вузы, обучающие военных. «Мы, конечно же, учитываем в своих разработках стандарты НАТО, особенно, что касается качества.  Как только вузы подтянутся, производители очень быстро перейдут. Нам все равно, как обозначать танк, ромбиком или квадратом, но солдат должен понимать, что это и как этим пользоваться».

«Что касается серийного производства и массового рынка, — разъясняет директор предприятия-изготовителя, — тут потребность огромная, но пока не сформулирована военными. Ими еще до конца не оценен потенциал беспилотной авиации». «У нас еще довольно скромные производственные мощности, — признает Вьюнник,  но уверяет: — За год-полтора мы сможем полностью обеспечить наши Вооруженные силы».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать