Перейти к основному содержанию

В Украине введут налог на выведенный капитал

Но в проекте Минфина его нет. Отложили на 2018 год
18 ноября, 10:30
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Украина третий год внедряет реформу налоговой сферы, и сейчас эксперты фиксируют третью попытку бизнеса преодолеть барьеры на пути развития. Будет ли она удачной? В общественной платформе «Налоги для экономической свободы» на этот вопрос есть оптимистичный ответ, так как предложения бизнеса по большей части нашли отзыв в Минфине и попали в его проект изменений в Налоговый кодекс Украины (касательно улучшения инвестиционного климата).

Об этих изменениях журналистам рассказывал заместитель министра финансов Евгений Капинус. «При разработке проекта налоговых изменений мы пытались решить проблему администрирования и устранить риски человеческого фактора при принятии того или иного решения, — говорит заместитель министра. — Среди ключевых вопросов — создание электронного кабинета налогоплательщика, и мы по максимуму прописали его задачу и функции. Это позволит бизнесу без обращения к чиновнику решать большинство возникающих у него проблем».

Другое достижение, по словам Капинуса, перевод баз данных с Государственной фискальной службы в Министерство финансов. При этом министерство обвиняли в том, что оно стремится «перетянуть» на себя дополнительные полномочия. Но заместитель министра утверждает, что это для чиновников вовсе не позитив, а лишь дополнительная ответственность. «Мы пошли на этот шаг лишь из-за того, что убеждены: необходимо разорвать заколдованный круг, когда организация, которая непосредственно ведет эти реестры и принимает те или иные решения, держит в своих руках соответствующие базы данных. Мы надеемся, что перевод их в другую  позволит уменьшить коррупционные риски».

«Достаточно весомое решение заложено касательно налога на добавленную стоимость, к администрированию которого больше всего нареканий со стороны бизнеса. Мы заложили подход, когда от ДФС не будет зависеть решение по возмещению. Теперь будет единый электронный реестр предприятий, которым нужно возмещать НДС. Информация о представлении платежки от бизнеса на возмещение будет попадать в этот реестр автоматически. А если в ГФС будут возникать вопросы или намерения провести проверку, то эта информация также должна попадать в реестр. И за 30 дней. Как предусмотрено законом, соответствующая сумма должна быть возмещена казначейством», — отмечает Капинос.

Кроме того, отныне, после принятия законопроекта, бизнесмен не будет отвечать за действия третьих лиц и их проблемы с законом. «Добропорядочный бизнес от этого получит значительное облегчение», — убежден чиновник. Он рассказывает и об изменениях в практике налоговых разъяснений. Их, как и ранее, будет предоставлять бизнесу ГФС, но если будут возникать разночтения, то Минфин как высшая инстанция будет давать свое, окончательное, толкование.  «И ГФС, как по мне, — указывает Капинос,     — не сможет этим злоупотреблять».

В законопроекте, внесенном в Верховную Раду, речь идет и о ликвидации налоговой милиции, отмечает заместитель министра, но статус и обязанности подразделения, которое придет ей на смену и будет заниматься исключительно аналитикой, будут определяться отдельным законом, который уже разработан и находится на согласовании в Минюсте. Персонал нового подразделения будет отобран по конкурсу.

«Все, что содержится в законопроекте, мы проанализировали и в целом считаем полезным для бизнеса, от него практически нет нареканий, — отмечает координатор платформы «Налоги для экономической свободы» Олег Лиховид.    — Единственная наша претензия касается того, что не все, что нужно было бизнесу, удалось в настоящий документ вместить. Я хочу подчеркнуть, что на этом этапе налоговой реформы удалось обеспечить действенное и конструктивное сотрудничество бизнесобъединений с Минфином и другими органами власти, которые приобщились к подготовке изменений к налоговому кодексу. Это хороший пример сотрудничества. И сейчас мы надеемся на такое взаимодействие с законодателями».

Такую оценку поддержал директор Института социально-экономических трансформаций Илья Несходовский. Он считает, что в стране наконец возникла новая модель сотрудничества бизнеса и власти, позволяющая открыто обсуждать, принимать участие в рабочих группах, которые по факту разрабатывают необходимые изменения, согласовывая позиции бизнеса и аргументы власти, чтобы выиграло все общество. По его мнению, это, действительно, беспрецедентное сотрудничество, в котором принимали участие все виды бизнеса.

«Куда двигаться дальше?» — спрашивает активист процесса реформ и переходит к предлагаемому бизнесом налогу на выведенный капитал, или, иначе, на распределенную прибыль (предлагается вместо налога на прибыль корпораций).  «Как концепция это предложение согласовано и с Президентом Украины, и с Минфином, — отмечает Несходовский. — Но есть еще отдельные моменты, которые нужно обсуждать. Этот налог нужно рассматривать как внутри страны, так и тогда, когда капитал выходит за ее пределы. Это  ключевые моменты. Ведь когда капитал уходит из страны, она теряет инвестиционные ресурсы, беднеет, не развивается. От этого нужно отказываться. Такую возможность нужно закрыть. Но еще важнее создать благоприятные условия внутри страны».

«Если владельцы принимают решение оставить в стране прибыль, полученную предприятием, будут его реинвестировать, развивать свои предприятия, то возникает очень много позитивов. Им не нужно будет обманывать, они смогут показывать всю полученную прибыль. И не будет никаких злоупотреблений. К тому же соответствующие данные будут проверены аудитом. Прибыль уже не будет фискальным элементом, за который практически штрафовали. Изменяются подходы, изменяется идеология».

Проблема только в выводе средств за границу, считает эксперт. В мире есть не только юрисдикции, признанные как оффшоры, но и широко использующиеся для вывода капитала за границу. Поймать на этом очень трудно, констатирует Несходовский. Даже трансфертное ценообразование не перекрывает возможность для незаконного выведения капитала. Есть компании, которые показывают миллиардные убытки в Украине, а когда выходят за границу  и хотят, чтобы в них инвестировали, то заявляют о миллионных прибылях. И их отчетность действительно подтверждена международным  аудитом. «А мы хотим, чтобы они показывали прибыль в Украине, — настаивает Несходовский, — и мы будем знать, кто владелец предприятия, будем получать инвестиционный ресурс».

«Мы предлагаем: если прибыль не выводится за границу, а остается в стране, то она не будет облагаться налогом за исключением того, который тратится на приобретение земли и недвижимости. Это будет компенсатор, который позволит не отслеживать все другие транзакции. Такую модель мы, бизнес, отстаиваем».

Однако, отвечая на вопрос «Дня», Капинус отметил, что рабочая группа, которая работала над новым видом налога, определила, что «этот налог вносит достаточно существенные изменения, и потому бизнесу нужно дать время, чтобы он мог освоиться и принять необходимые ему решения, что возможно только с 2018 года, чтобы в течение 2017 года бизнес мог себя подготовить».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать