Валерий БОРОВИК: Мы сами должны предлагать повышение газовых цен
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20071016/4177-5-2.jpg)
— Моя принципиальная точка зрения заключается в том, что нужно менять схему поставок природного газа в Украину. Контракты на поставку газа должны быть прямыми: между НАК «Нафтогаз Украины», с одной стороны, и российским «Газпромом» и «Туркменгазом» — с другой.
— Не будет ли это толчком и предлогом для России, чтобы в этот предзимний период существенно повысить для Украины цену на газ?
— Независимо от того, были ли у нас выборы или нет, и от того, кто — «оранжевые» или «бело-голубые» — пришел к власти, все равно Россия бы это делала и именно в осенне- зимний период. Это политика России — постепенно повышать цены на свои энергоносители. Это довольно жесткая и понятная политика. Она осуществлялась бы независимо от того, есть ли у нас газовая задолженность или нет.
— Но в том случае, если мы будем разрушать систему газоснабжения, Россия может ответить нам на это высшим скачком цен на газ...
— Систему разрушать нужно, независимо от того, кому и какой предлог это сегодня или завтра создает. Нам следует самим инициировать установление реальных цен. Потому что тогда, когда ты предлагаешь и готов к этому, — это сильная позиция. А если тебя вынуждают и начинают делать это силовыми методами, как это было в прошлом году, то у тебя очень слабая, явно проигрышная позиция. Еще раз повторяю: нам нужно самим инициировать повышение цен на газ и добиваться как реальных европейских цен, так и реальных европейских же тарифов на транзит и транспортировку газа по украинской территории. И тогда нам не придется каждый новый сезон ждать каких-то осложнений, в том числе — и для бюджета страны. И это будет толчком к развитию в Украине альтернативных источников энергии, к созданию действующей системы энергобезопасности страны.
— А какой уровень газовых цен способны выдержать наша промышленность, жилищно- коммунальное хозяйство и наши граждане с их зарплатами?
— Я считаю, до 190—200 долларов, если говорить о промышленности. При этом химия уже практически будет на грани, но она удержится благодаря тому, что сегодня эти предприятия по большей части куплены структурами, связанными с «Росукрэнерго». Что же касается металлургии и машиностроительной отрасли, то им это даст толчок к внедрению ресурсосберегающих технологий и альтернативных источников энергии. Мы, например, провели энергетический предаудит Нижнеднепровского трубопрокатного завода из группы Интерпайп. Сейчас мы должны были бы проводить уже и сам аудит. Но они эту программу пока приостановили.
— Почему?
— Потому что сегодня пока что нет повышения цен на газ, которое прогнозировалось. А как только цены на газ повысятся, все найдут возможность провести аудит, сделают реконструкцию и изобретут другие возможности, чтобы уменьшить расходы на топливо. И, как минимум, уменьшат потребление газа на 30 процентов. Так же можно будет экономить на воде, электроэнергии и так далее. Это позволит нам быть действительно независимыми от своих стратегических партнеров. И нам нужно через это пройти.
— Но не лучше ли будет переходить на новые цены не сразу, а постепенно, чтобы все могли к ним подготовиться?
— А разве мы за нынешний год в этом направлении хоть что-то сделали? Так же будет и при оттягивании повышения газовых цен...
Выпуск газеты №:
№177, (2007)Section
Экономика