Перейти к основному содержанию

Виктор КИРИЛЛОВ: «Электронная Украина» звучит гордо

21 апреля, 00:00
Украина — третья страна мира по количеству дипломированных программистов. И тем не менее мы еще очень далеки от критериев, предъявляемых к информационным обществам. Однако уже есть предпосылки для того, чтобы изменить ситуацию. Около 20 депутатов из разных фракций объединились в межфракционное объединение «Электронная Украина», существующее в парламенте уже около полутора лет. О перспективах включения нашей страны в мировое информационное сообщество «Дню» рассказывает глава «Электронной Украины» Виктор КИРИЛЛОВ.

— Украина всегда была самой технологичной республикой Советского Союза, мы отвечали за ракетостроение, именно в Украине был создан первый суперкомпьютер. Эти темпы нельзя сбавлять, так как на производстве одних только чугунных «шляп» далеко не уедешь. Отечественное законодательство в сфере информационных технологий считается одним из самых совершенных в мире. Так, например, закон об «электронной подписи» — один из самых прогрессивных в Европе. Начав позже других, при формировании «электронного» законодательства, мы взяли лучшие мировые образцы и на их базе с учетом украинской специфики создали необходимый продукт.

— А как обстоит дело с материальной базой для развития в Украине информационных технологий и информационного общества? Насколько мне известно, создание максимально прозрачной системы госзакупок — ваша «зона ответственности»...

— Несколько лет назад была принята Программа информатизации Украины. Она предполагала единую централизованную системную закупку компьютерного оборудования для всех органов государственной власти. Это давало возможность создать единую сеть Интернет-коммуникаций между администрациями всех уровней, на единых технических параметрах, с абсолютной совместимостью. Унификация при закупках дала бы серьезную экономию государственному бюджету. Счетная палата только что провела проверку исполнения Программы информатизации — выводы удручающие, программа не исполняется. И теперь мы курируем этот проект. Речь идет об электронном обеспечении прозрачности тендеров. Если сравнить теперешние условия прохождения государственных тендеров и процессы трех—четырехгодичной давности, прогресс, безусловно, велик. Но, все же, для манипуляций некоторых чиновников остается еще достаточно простора. Не секрет, что «неугодного» участника можно «отстранить» от торгов с помощью нехитрых приемов. Потому сегодня предприниматели, которые собираются участвовать в торгах, закладывают определенный процент на так называемый «откат». Если брать в масштабах страны, то за год набегает огромная сумма, которая уходит фактически в теневой оборот. Чтобы лишить чиновников возможности сознательно лоббировать чьи-либо интересы и сделать процесс закупок прозрачным, систему торгов необходимо максимально абстрагировать от «человеческого фактора». Предлагаемая нами схема проста: вся информация об участниках торгов и их предложениях помещается на уже существующий портал Кабмина, в отдельный раздел. Специальное программное обеспечение автоматически будет производить отбор предложений, то есть программа сама оценивает выгоды того или иного варианта: цена, сроки, условия поставки и т.д. Решение будет приниматься действительно объективно. Более того, все участники торгов смогут наблюдать за процессом прохождения тендера в режиме он-лайн, критерии оценок будут прозрачны и известны всем. Возможность дачи- получения взяток минимизируется, количество участников торгов — увеличится. Мы подсчитали, что при внедрении этой системы ежегодная экономия составит три—четыре млрд. гривен. Все эти инициативы изложены в письме, которое наша группа направила премьер-министру.

— Реализация этих задач требует бюджетного финансирования?

— В этом году оно не предусмотрено. В связи с выборами многие статьи расходов увеличены, поэтому, думаю, более серьезно к проблеме бюджетного финансирования мы подойдем на этапе формирования бюджета уже на 2005 год.

— Максимальная открытость электронных тендеров вряд ли понравится многим крупным чиновникам и бизнесменам. Вы не сталкивались с противодействием, в частности, в зале Верховной Рады?

— В зале нет, но в кулуарах с нами пробовали проводить «осторожные беседы». Мол, ребята, зачем вам это нужно, и так все работает, даже журнал издается — «Вестник государственных закупок». Но мы деликатно объясняли, что не следует вмешиваться в оптимизацию законотворческого процесса.

— А сколько потребуется времени для того, чтобы такой метод госзакупок стал привычным?

— Думаю, полгода — год.

— Обращаете ли вы при этом внимание на электронную безопасность?

— В прошлом году, специально для предупреждения международных вирусных атак, которые поражали, в том числе, компьютерные сети Кабмина и парламента, в госбюджет было заложено три с половиной миллиона гривен. Эти деньги предназначались на создание единой общенациональной системы антивирусной защиты государственных учреждений. Закуплены и уже работают лицензионные программы отечественного производства. Украина является одним из немногих государств, которые себя таким образом обезопасили. Кстати, сейчас этот опыт перенимают Казахстан, Туркмения. Украинских специалистов приглашают туда на работу для установки подобных систем защиты.

— Входит ли компьютеризация сельских школ в компетенцию «Электронной Украины»?

— Конечно, мы этим занимаемся. По компьютеризации сельские школы уже практически сравнялись с городскими. Буквально за год—полтора этот показатель с отметки 1—3% поднялся до 40—45%. Если дело пойдет такими же темпами, то за год—два полностью завершим компьютеризацию всей системы среднего образования. Что ни говорите, а словосочетание «Электронная Украина» звучит гордо. Но важно, чтобы оно еще и в полной мере соответствовало действительности.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать