Вне логики рынка
Россияне ведут разработку ракеты-носителя среднего класса «Ангара», которая при доработке все равно получится... украинским «Зенитом» — прокомментировали «Дню» в ГКБ «Южное»Заменить ракету-носитель «Зенит» в международной программе «Морской старт» в ближайшие годы практически нереально. Так в днепропетровском ГКБ «Южное» прокомментировали сообщения СМИ о том, что российские партнёры собираются отказаться от использования украинской ракеты. Аргументы при этом в прессе соседней страны выдвигаются серьезные: южмашевский носитель «Зенит-3SL» за последние пять лет подорожал втрое, а потому российские партнеры не укладываются в установленные бюджеты. В силу этого руководство «Морского старта», где главными акционерами после ухода американского Боинга стали дочерние структуры российской РКК «Энергия», подумывает не только о замене ракеты-носителя, но и о переносе базового порта из Калифорнии на Дальний Восток.
Эта новость не могла остаться без внимания, тем более что буквально на днях Днепропетровск посетила представительная делегация во главе с вице-премьером правительства Российской Федерации Дмитрием Рогозиным. На совещании, проходившем в ПО «Южмаш» и ГКБ «Южное», с обеих сторон звучали оптимистические оценки относительно перспектив сотрудничества в ракетно-космической сфере. Следом южмашевские руководители отбыли на переговоры в российскую столицу Москву.
Узнать мнение самих заводчан оказалось делом непростым. Подтвердить или опровергнуть информацию о «подорожании» украинских ракет, в отделе маркетинга ЮМЗ, куда адресовали из первой приемной, отказались наотрез. Впрочем, коллеги заводчан из ГКБ «Южное» уверены, что реальной альтернативы «Зенитам» пока нет. «Мое мнение, как инженера, таково: заменить нашу ракету пока нечем,— сказал для «Дня» глава пресс-службы Юрий Мошненко. — Насколько известно, в настоящее время россияне ведут разработку ракеты-носителя среднего класса «Ангара», в чем-то сопоставимого с «Зенитом». По идее, можно попытаться использовать эту ракету для запусков с плавучей платформы, но как признаются сами российские коллеги, в результате при доработке все равно получается ... «Зенит». Примерно так, как в известном анекдоте: что бы ни пытались изготовить, а выходит автомат Калашникова».
По словам господина Мошненко, для «Морского старта» необходим очень надежный ракетный комплекс, который мог бы сохранять устойчивость даже при морской качке, заправляться горючим и запускаться в автоматическом режиме. Для того чтобы создать аналогичную ракету, россиянам потребуется время и немалые средства, но встает вопрос: а зачем это делать, если уже существует «Зенит»? Возможно, стоимость «Зенита», действительно, возросла, но нужно учитывать, что дорожает все— и комплектующие, и материалы, тем более что на 70 процентов они поступают из ... самой России.
К слову сказать, ракеты «Зенит» запускают не только с плавучей платформы в Тихом океане, но и с казахстанского космодрома Байконур по программе «Наземный старт», которая дополняет старт морской. Как известно, 31 января нынешнего года случилась досадная авария— южмашевский «Зенит», стартовавший с натовским спутником на борту, из-за сбоя в системе управления, упал в океан. Эта неудача не принесла лавров украинским ракетостроителям, однако, уже в начале сентября ракета «Зенит-3SLБ» удачно стартовала с Байконура и вывела на орбиту израильский космический аппарат АМОС-4.
К сожалению, уникальный проект «Морской старт» до сих пор не может выйти на стабильный уровень запусков — не менее пяти в год, для того, чтобы быть «в плюсах». Мошненко отмечает, что этому мешает, растущая конкуренция на рынке космических услуг и трудности с поставкой комплектующих. Сейчас российская сторона ищет пути оптимизации проекта. В ГКБ «Южное» не исключают, что россияне действительно могут перенести базовый порт для «Морского старта» из Калифорнии на Дальний Восток — вероятней всего, в Совгавань. «Разговоры о том, чтобы изменить базовый порт идут давно— по крайней мере, уже несколько лет,— подтвердил Мошненко. — Не секрет, что доставка ракет-носителей в Калифорнию стоит дорого. Вполне возможно, что если бы базовый порт находился на российском Дальнем Востоке, то это было бы для проекта оптимальнее». Но это в теории, а на практике — необходимо строительство инфраструктуры, которая потребует больших капиталовложений.
В ГКБ «Южное» подчеркивают, что проектом «Морской старт», несмотря на всю его важность, не ограничивается деятельность украинских ракетостроителей. Продолжается работа над совместным украинско-бразильским проектом «Циклон-4», а меньше месяца назад конверсионная ракета «Днепр» вывела на околоземную орбиту два десятка наноспутников из 14 стран. «Мы работаем по всем направлениям и стремимся к равноправному сотрудничеству», — отметил Мошненко.
Выпуск газеты №:
№229, (2013)Section
Экономика