Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Воспоминания о... будущем реформировании

Готова ли экспертная среда выступить не критиком, а реальным советником власти
18 января, 11:19

В конце минувшего года социологическая группа «Рейтинг» измеряла с использованием личных формализированных интервью (face to face) успехи и поражения украинской власти на пути реформирования страны и ее экономики. Как отмечает заместитель директора группы Любомир Мысив, большинство респондентов считают выдающимся успехом реформ правительства повышение минимальной зарплаты до 3200 гривен, внедрение е-декларирования для чиновников.

Относительными успехами украинцы называют, по словам Мысива, государственные  закупки  через  электронную систему Prozzoro, уменьшение акциза на ввоз машин из-за границы, внедрение механизма конкурсного отбора госслужащих. Скорее успехом, чем неуспехом, говорит социолог, называют реформы по децентрализации власти и декоммунизации. Негативные оценки респондентов в ходе исследования получили результаты борьбы с коррупцией (81%), ситуация с жилищно-коммунальными услугами (81%),  курсом гривни (83%) и ценами на потребительские товары (88%).

КАК «ВОСПИТАТЬ» ЧЕСТНОГО ЧИНОВНИКА?

Действенность реформ стала в начале года первой темой и в экспертной среде. «С 1991 года мы все время что-то реформируем, когда удачно, а когда и не очень, — отмечает политолог и политический консультант Николай Спиридонов, — но в настоящий момент наступило время, когда уже нужны реальные реформы. Не разговоры о них, а реальные действия». Эксперт вспоминает министра внутренних дел во времена Януковича Виталия Захарченко, которого тогда называли реформатором, равно как и Александра Клименко, который якобы реформировал налоговую службу, Сергея Арбузова, который «совершенствовал» банковскую сферу. «Результатом этих реформ стало полное политическое поражение этих горе-реформаторов», — отмечает Спиридонов.

«Сейчас время таких реформ минуло, — указывает он и требует: — Нужно осуществлять реальные реформы». На его взгляд, среди таких реформ в прошлом году было е-декларирование. «Как следствие чиновники начали понимать, что их состояния довольно трудно скрыть, — констатирует политолог и добавляет: — Общество должно знать, откуда появились те деньги, на которые покупаются дома, автопарки и яхты». Однако он отмечает, что пока ответственность за коррупционные действия «не наступает», но если е-декларирование повторить один-два, а то и пять раз, то до чиновников все-таки начнет доходить, что жить честно легче.

Говоря о переменах в Министерстве внутренних дел, Спиридонов отмечает, что чаще всего говорят именно о них, но, по его мнению, «пока мы не видим какой-то явный понятный позитив, хотя общественность все же больше доверяет новой полиции, чем прежней милиции». Что касается Минюста, который положил начало нововведениям, направленным на упрощение процедуры регистрации общественных организаций и регистрации браков, он также констатирует, что эти изменения пока не привели к облегчению жизни граждан. «Но идея объявлена, и ее можно довести до ума», — считает Спиридонов. Он отмечает, что вновь созданные антикоррупционные органы пока работают на 10% от их задач, но сам факт их создания, безусловно, позитивный.

ОПРАВДАНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ВРЕМЕННОСТИ НЕ РАБОТАЮТ

Экономист Всеволод Степанюк, ссылаясь на опыт Швеции, убеждает, что каждая реформа должна улучшать жизнь людей, а не наоборот — ухудшать. «У Швеции это был основной принцип реформ», — отмечает он и критикует отечественных реформаторов, которые призывают людей потерпеть. По его мнению, все реформы, которые ухудшают жизнь людей («нужно честно говорить», призывает он), направлены именно на ухудшение жизни людей, и никакие оправдания относительно временности не работают. «Потому что у нас всем известно, что ничего так долго не живет, как что-то временное, — отмечает Степанюк и добавляет: — Все это пиар власти, направленный на то, чтобы оправдать свои провалы...»

Обращаясь к конкретике, он анализирует реформу ЖКХ. «Все понимают, что тарифы в этой сфере значительно завышены, к чему привела повышенная цена на газ, — объясняет экономист. — Но одно то, что «Нафтогаз» уже заявил, что перечислит в бюджет десятки миллиардов гривен от своей прибыли, свидетельствует, насколько завышены газовые тарифы». По его мнению, прибыль не должна быть главной целью этой государственной компании. «Государственная монополия должна влиять на рынок, стабилизируя, а не дестабилизируя его и загоняя людей и предприятия в бедность и банкротство».

Рассматривая будущие пенсионные реформы, Степанюк отмечает, что касательно них звучит много интересных заявлений, скажем, о втором уровне пенсионной системы, основой которой являются накопительные фонды. «Эти фонды, — говорит эксперт, — уже давно себя дискредитировали, например в Великобритании». Он напоминает, что во время огромного разлива нефти в Мексиканском заливе и проблемы в компании, которая была виновата в этом, половина частных пенсионных фондов обанкротилась. Эксперт также отмечает, что в том случае, если ваша национальная валюта не является мировой, то любые пенсионные фонды являются фикцией, потому что ваши деньги будут дешеветь намного быстрее, чем вы будете их накапливать. «Единственная цель правительства в данном случае — выручить за счет пенсионеров какие-то свои банки, дружественные бизнесы, где в дальнейшем будут размещаться эти пенсионные средства», — резюмирует Степанюк, еще не зная, насколько далека в действительности от надежд людей реформа, задуманная Минсоцполитики.

Критиковать, конечно же, легче, чем разрабатывать и реализовывать реформы, от которых людям будет польза. Однако Степанюк знает, что может положительно повлиять на жизнь людей и на справедливость в нашей стране. По его мнению, это суды присяжных. «Почему у нас их до сих пор нет, хотя такой суд предусмотрен Конституцией? — спрашивает эксперт и отвечает: — Потому что Президент или какое-то другое высокопоставленное должностное лицо  не сможет позвонить по телефону каждому присяжному и заказать решение». «Сегодняшняя реформа суда и полиции направлена на замену нелояльных людей на лояльных. Вот и вся реформа», — резюмирует эксперт. Он считает необходимым увеличивать часть государства в экономике (кстати, в банковской системе она уже более 50%, и что?) и приводит пример Франции, где более 50% промышленности в государственной собственности. А отвечая на вопрос, что может в ходе реформ в этом году сделать хорошего власть, Степанюк без колебаний  говорит: уйти в отставку.

16,7 МИЛЛИОНА ГРИВЕН ДЛЯ ПЯТИ НАДЗИРАТЕЛЕЙ. НЕ СЛИШКОМ ЛИ?

Эксперт по энергетике Дмитрий Марунич считает, что нынешние реформы в энергетике сводятся к выполнению условий соглашения об ассоциации с Евросоюзом и требований  Третьего энергопакета. Каковы последствия этого для конечного потребителя? Это прежде всего либерализация тарифной политики, считает эксперт. «В украинских условиях это превратилось в неконтролированный рост тарифов, который наложился на высокие уровни инфляции и девальвации и привел к стремительному падению доходов населения», — отмечает Марунич. Все понимают, что люди не могут платить по таким тарифам, добавляет он. По его мнению, конец нынешнего отопительного сезона будет очень «веселым» с точки зрения задолженности по всем сегментам энергорынка.

Но почему в Европе такие реформы прошли успешно? Отвечая, Марунич отметил, что там высокий уровень жизни и нет падения экономики. А у нас одной из целей энергетических реформ было желание получить от того же ЕС деньги на ремонт газопровода Уренгой — Помары — Ужгород.  Реформа, пусть и не до конца, состоялась, а денег до сих пор нет, констатирует Марунич. Хотя соответствующий меморандум подписывали еще при Азарове. Еще одним условием для выделения этих средств, по словам Марунича, было разделение «Нафтогаза Украины» по видам деятельности.

Действие, возможно, и правильное, говорит он, но вопрос в том, во что оно превращается в наших реалиях. Например, проведена реформа корпоративного управления в подразделениях «Нафтогаза». И теперь топ-менеджеры этих компаний официально получают миллионные зарплаты. «Наблюдательный совет «Нафтогаза»,  — рассказывает Марунич, — обходится нам, налогоплательщикам, 16,7 миллиона гривен в год. И это всего 5 (пять!) человек». Что изменилось в деятельности компании, помимо того, что после повышения тарифов она получила рекордную выручку? Ничего, отвечает эксперт и спрашивает: какой смысл в таких реформах? Зачем это людям? Разве они стояли на Майдане за высокие тарифы, которые невозможно выплачивать без субсидий?

Отвечая на наш исторический вопрос «Что делать?», Марунич предлагает приостановить всю эту «историю», которая, по его мнению, ведет в никуда. Так, по его словам, в марте будет в пятый раз проведено очередное повышение тарифов на электроэнергию для большинства населения — до 1,6 гривни за кВт. Но перекрестное финансирование, ради ликвидации которого все это делалось и делается, никуда не делось, утверждает эксперт. По его словам, реформа не имела успеха. И что дальше? Идти к чрезвычайно высокому тарифу 28 евроцентов, который действует в Германии? Но там к этому шли 30—40 лет, отмечает Марунич, а мы хотим пройти этот путь за полтора года. Эксперт советует правительству приостановить и пересмотреть программу этих реформ.

Относительными успехами украинцы называют:

• государственные  закупки  через  электронную систему Prozzoro,

• уменьшение акциза на ввоз машин из-за границы,

• внедрение механизма конкурсного отбора госслужащих...

Скорее успехом, чем неуспехом называют:

• реформы по децентрализации власти и декоммунизации.

Негативные оценки респондентов в ходе исследования получили результаты борьбы с коррупцией (81%), ситуация с жилищно-коммунальными услугами (81%),  курсом гривни (83%) и ценами на потребительские товары (88%).

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать