Война блокад
Эксперты назвали последствия торговых эмбарго с Россией для украинской экономикиВ ответ на односторонний выход России из соглашения о зоне свободной торговли с Украиной в рамках СНД и введение РФ санкций против Украины, а главное — в ответ на агрессию в Донбассе и Крыму в нашей стране в конце минувшего года вошли в действие изменения в Закон «О внешнеэкономической деятельности». В соответствии с ними правительство Украины получило полномочия применять адекватные меры экономического характера к государству-агрессору.
Удалось ли в результате блокады и эмбарго ослабить агрессора, нанести ущерб его военному потенциалу? Отвечая на этот вопрос «Дня», директор экономических программ Центра им. Разумкова Василий Юрчишин отметил, что Украина в одиночку практически не может влиять на экономический и военный потенциал России. Но, объединив свои усилия со странами Запада, в первую очередь США и Европой, в ограничении и запрете поставок товаров не только военного, но и двойного назначения, которые могут использоваться также и в гражданской сфере (в нефтедобыче, торговой сфере) — это самое существенное влияние. Кроме того, были введены определенные финансовые ограничения в банковской сфере и даже одни только разговоры об ограничении доступа к системе международных расчетов Свифт, думается, произвели впечатление и заставили задуматься.
Так что главную роль сыграли западные санкции. К тому же Украина при их введении еще и задерживалась, отставала. «И это выглядело несерьезно, — считает эксперт, — Запад делал усилия и даже нес определенный ущерб. И даже то, что украинская экономика сильно зависела от российской, не могло служить оправданием для проволочек в этом деле с нашей стороны. В первую очередь это, конечно, касается тех товаров, которые могли приносить Украине не только убытки, но и смерть наших воинов. Именно Украина должна была бы начинать или вводить санкции одновременно, но, во всяком случае, не затягивать с наказанием для агрессора».
«Действительно, есть вещи, товары, которыми нельзя торговать, делиться с государством, с которым у нас военный конфликт. Это оружие, оборонные технологии. Все остальное, — уверен экономист-международник, профессор Алексей Плотников. — Чем больше будет представлена наша продукция на международных рынках, тем лучше это будет для Украины, для наполнения нашего бюджета». В качестве примера он приводит инициированное нашей страной прекращение авиационного сообщения с соседним государством. «Но если бы самолеты со словом Украина стояли в аэропортах соседнего государства, — предполагает Плотников, — то только сам факт присутствия там украинского самолета следовало бы рассматривать как позитив».
«Кроме того, пассажирские перевозки, как бы там ни было, не прекратились, — отмечает он, — Но наша страна на этом потеряла, поскольку соответствующие рейсы выполняются не украинскими авиакомпаниями, а самолетами третьих стран. В результате теряются доходы государственного бюджета». Эксперт также выступает против экономической блокады оккупированных территорий. Он считает, что Украина и там должна демонстрировать свое экономическое присутствие. В этом его поддерживает экономический эксперт Всеволод Степанюк. Он напоминает, что официально никакой войны между Украиной и Россией нет. И хотя Россия в одностороннем порядке вышла из зоны свободной торговли СНГ с Украиной, никаких эмбарго, согласно правил ВТО, быть не может. Любые эмбарго, особенно на транзит, с обеих сторон — нарушение правил ВТО. А в этой организации, напоминает эксперт, состоят и Украина и Россия. Он предполагает, что нарушение правил международной торговли может привести к серьезным взаимным искам.
Но, напомним, Россия первой начала применять против Украины различные санкции, стремясь подорвать украинскую экономику и сделав их затем своим брендом на мировой арене. Сегодня ее эмбарго действуют и против других ее оппонентов — Турции, Европейского Союза, США. Следует ли Украине просто смириться также и с торговой агрессией? Думается, нам нужно искать пути для компенсации понесенных потерь на всех возможных производственных, торговых и логистических фронтах. Так, на минувшей неделе Азербайджан, Казахстан, Грузия и Украина подписали протокол об установлении конкурентоспособных льготных тарифов на грузоперевозки по Транскаспийскому международному транспортному маршруту. И в прошлую пятницу из Илличевского порта отправился в направлении Казахстана и Китая первый контейнерный поезд. Так что в войне блокад, несмотря ни на что, намечается украинский прорыв.
Выпуск газеты №:
№7, (2016)Section
Экономика