«Война переводит реформы в состояние мобилизации»
Эксперты — о представленном на заседании Кабмина правительственном варианте пакета реформЕсть мнение, что реформы требуют денег, и поэтому их нельзя проводить в военное время, когда все силы и средства должны быть направлены на победу. Но в Украине так не считают. Более того, сплоченный трудностями народ показал, что сейчас он более восприимчив и к самим реформам, и к крайне сжатым срокам их проведения, что тоже диктуется нынешней ситуацией. Правительство также демонстрирует решительность в этом вопросе.
В среду премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил, что в следующий вторник в парламент будет внесен законопроект о бюджетной децентрализации, предусматривающий бюджетную автономию для регионов. Местным бюджетам передаются налог на недвижимость и единый налог. В сентябре Рада, по словам премьера, должна принять весь пакет законопроектов по экономическому росту. В соответствии с ним Кабмин предлагает сократить количество налогов и сборов с 22 до 9, а также радикально изменить методику начислений на фонд оплаты труда, что выведет зарплату из тени. Госбюджет 2015 года, уверен Яценюк, можно будет построить уже на новом Налоговом и Бюджетном кодексах.
Можно предположить, что все названные, а также другие налоговые новации, наработанные правительством при участии общественных организаций, представляют собой своеобразную революцию в финансовой сфере, которая уже в ближайшие годы скажется на ситуации в экономике и благополучии украинских семей. Но некоторые эксперты уверены, что правительство за отведенные ему месяцы могло бы сделать гораздо больше.
В тот же день, когда Яценюк докладывал на заседании правительства о налоговых и бюджетных изменениях, Европейская экономическая палата и Институт эволюционной экономики подводили итоги начавшейся еще в середине мая дискуссии о кризисе в Украине и путях его преодоления. Предваряя выступления, в которых прессу предполагалось ознакомить с образовавшимся коллективным мнением и коллективными предложениями, директор института Игорь Макаренко счел необходимым сделать политическое заявление: «Мы будем немного критиковать наше правительство, — сказал он, — но хотели бы отгородиться от путинизма. Мы считаем, что это вредное явление в международных процессах — не только вооруженная агрессия по отношению к Украине, это еще и ложь, это отрицательный интеллектуальный капитал в масштабах страны. Все это начинает выливаться в экономические показатели, и в результате действия этого феномена мы наблюдаем снижение экономической динамики не только в Украине, но и в окружающих нас странах, которые взяли на себя обязанность осуществлять санкции по отношению к России».
«Развитые страны мира сейчас беспокоятся о том, чтобы все звенья мировой экономики росли, — продолжал ученый, — и даже такой традиционно слабый регион, как Африка тоже, а потому оказывают ему массированную поддержку. Но только Путин и только Россия пытаются ослабить рядом лежащие регионы. Вот этот феномен может быть оценен материально: мы можем посчитать те потери, которые понес российский бизнес и то, что потеряла в результате экономика Украины, а также те потери, которые лягут на плечи европейских, американских и других корпораций в связи с санкциями». Макаренко считает, что мир должен давать оценку таким явлениям, и. естественно, не только осуждать их, но и принимать более жесткие меры против таких негативных явлений.
«Члены нашей палаты сегодня не понимают, как с нами работать, и не понимают, будут у нас реформы или нет», — осторожно гладит правительство против шерсти глава наблюдательного совета Европейской экономической палаты Елена Григорская. Макаренко ее дополняет, оценивая негатив в работе Нацбанка Украины. Он указывает, что переход на плавающий валютный курс требует определенных технологий и что неудачное его применение привело в Украине к огромным потерям для субъектов хозяйствования. Эксперт также отмечает, что в результате просчетов правительства произошло нарушение макроэкономических пропорций в государственном бюджете. «Финансирование науки составляет меньше 2% ВВП (0,1%, в прошлом году это было 0,7%), меньше чем 2% ВВП предусмотрено на оборону». Не устраивает ученого и инновационная политика государства: «Кроме деклараций мы ничего не видим». Он также говорит о коррупции, которая делает просто невозможными любые проекты.
Руководитель информационно-аналитического центра Forex Club в Украине Николай Ивченко ратует за экономический патриотизм, особенно на телеэкранах, но вместе с тем не может не оценивать перспективы украинской национальной валюты, исходя из того давления, которому она подвергается в мировой экономике, в процессе поиска новых рынков сбыта. «Гривна продолжает оставаться под давлением, потому что мировой фондовый рынок активно падает,. За последние три недели он потерял в капитализации 6—10% — это очень много, — рассказывает эксперт. — Отмечается падение на немецком рынке, на европейском в целом, падает американский фондовый рынок, рынки стран НСГ. Идет сокращение глобального внешнего спроса, то есть падает экспорт, и это будет и дальше давить на гривну. А когда падают валюты большинства мировых стран, и развивающихся, и развитых, то и гривне нет смысла упереться в рубеж 12 за доллар. Скорее всего, не исключена и дальнейшая ее умеренная девальвация. Это мировой тренд».
«Социально-политическое напряжение в Украине — это примерно то же самое, что хотят сделать своими санкциями против России США и европейские страны, — отмечает управляющий партнер компании Capital Times Эрик Найман. — Они их вводят не с целью навредить экономике России. Экономика выступает инструментом для социально-политической дестабилизации изнутри, преследуя цель вернуть эту страну к демократическим ценностям. Отход от них наказывается. То же самое делается и в отношении других режимов, отвергающих демократию». В связи с этим эксперт задает вопрос: а была ли в Украине демократия? Майдан он называет ее мягким проявлением. И снова спрашивает: «А где результаты?» По мнению Наймана, Украина оказалась в острой стадии войны. «Физической, информационной, торговой, и одновременно мы видим полное отсутствие каких-либо экономических преобразований, ради которых и возник Майдан. Подписание Соглашения об ассоциации с ЕС — это инструмент, это выбор европейских правил игры, но их пора бы уже внедрять... У нас просто поменяли «смотрящих», тех, кто сидит на коррупционных потоках». «Если это европейский выбор, — уточняет эксперт, — тогда лучше сразу сдаться Путину. У нас Нацбанк просто устраняется от контроля за банковской системой и от поддержки ее ликвидности». Такую политику регулятора эксперт характеризует как «преступное бездействие» и приравнивает ее к тому, чтобы оставить действующую армию без боеприпасов.
Парадоксален результат политико-экономического анализа, сделанного философом Сергеем Дацюком. В частности, он предупреждает, что простая констатация в Конституции о больших полномочиях для самоопределения может привести к олигархической фрагментации территории. В то же время разрушенный Донбасс, по его мнению, это идеальное пространство для реформ, в первую очередь, в угольной и металлургических сферах. А разрушенная финансовая система Украины — это тоже чудесное пространство для реформ в этой сфере. «Война переводит реформы в состояние мобилизации, — говорит философ, — дает возможность сделать их радикальными и провести за два-три месяца». При этом Дацюк утверждает, что власть не собирается продолжать украинскую революцию. Что делать? «Нужно готовить третий Майдан, который будет давить на власть, выдвигая свои требования в отношении четких реформ, начиная от борьбы с коррупцией и заканчивая деолигархизацией. Это то, что мы должны были сделать, но из-за войны отложили».
Выпуск газеты №:
№145, (2014)Section
Экономика