Война в Украине как мировой экономический фактор
Аналитик: Цены на российскую нефть могут опуститься ниже 35 USD/баррельСобытия на востоке Украины становится мировым фактором. И не только потому, что ситуацию обсуждает Совет безопасности ООН. Сам ход этой войны, ее взлеты и падения, поражения и победы, попытки добиться перемирия и мира в какой-то мере являются следствием таких факторов мирового экономического развития, как, скажем, цена стратегически важного сырья — нефти. Случайно ли, что в среду, когда украинские войска были вынуждены покидать Дебальцево, на мировом рынке, по сообщению интернет-издания «Биржевой лидер», возобновилось (после двух недель роста) снижение стоимости эталонных марок нефти?
Трейдеры рассматривали это снижение как коррекцию, но все же ожидали по результатам торгов дальнейшего падения цен. «На данное время мнения аналитиков относительно изменений в стоимости нефти разделились», — констатируют эксперты компании «Пантеон-Финанс». Довольно распространенной является точка зрения, что следует ожидать дальнейшего повышения стоимости нефти. Это рассматривается как своеобразная дань механизму рыночного ценообразования. Для Украины, защищающейся от российской агрессии, это не лучший знак. Нефть очень нужна бронетехнике и, что греха таить, иной раз ее недостает не только для обучения мобилизованных воинов, но и в боевых условиях.
Так откуда возьмется подорожание? Нефтедобывающие компании США, Кувейта и Катара обнародовали статистику о сокращении количества работающих буровых. Правда, другие участники рынка ожидают возобновление движения в негативном тренде. Ведь странам, занимающим лидирующие позиции на рынке экспортеров нефти, невыгодно сокращать объем производства, что приведет к потере позиций на рынке. Зачинщиком новых трендов котировок нефтепродуктов обычно выступает Саудовская Аравия. Она (следовательно, и вся ОПЕК) закладывает в проект своего бюджета цену на нефть в 2015 году на уровне 80—87 USD/баррель. Некоторые компании прогнозируют, что в феврале давление основных поставщиков углеводородов на мировые рынки сбалансируется, лишних оппонентов сбросят, а цены на нефть устойчиво войдут в коридор 78—82 USD/баррель.
В связи с этим украинским аналитикам и, главное, дипломатам следовало бы обратить больше внимания на Саудовскую Аравию, где недавно вступил на престол новый король Салман ибн Абдель-Азиз Ас-Сауд и, соответственно, изменилась и вся правящая команда. Сложившуюся на международном рынке углеводородов ситуацию она воспринимает как настоящий цугцванг. Дальнейшее снижение нефтяных цен чревато дефицитом бюджета. Но и поднять их путем сокращения добычи невыгодно — в результате можно отдать часть рынка конкурентам (главным образом России). А если поддерживать нынешний уровень добычи, то понижающий ценовой тренд, как считают аналитики, может довести и до 10 USD/баррель. Саудовский министр нефти ан-Наими успокаивает: «Время от времени (в СМИ) запускается информация о попытке (Саудовской Аравии) увязать решения в нефтяной сфере с политическими целями. Это в корне неверно, что скоро будет подтверждено состоянием рынка...». Министр, называющий себя оптимистом по природе, предпочитает оставаться им и надеяться на то, что мировая экономика стабилизируется на новом витке, и в результате нефтяной рынок также придет в равновесие.
Украинские эксперты и, естественно, правительство, также хотели бы определенности в этом вопросе. Поскольку от цены нефтепродуктов, а в Украине они почти стопроцентно импортные, очень сильно зависят расходы на оборону страны. И аналитикам сегодня есть что сказать министрам. Так, выступая на круглом столе «Энергетический баланс как фундамент энергетической безопасности Украины», директор Научно-технического центра «Психея» Сергей Сапегин рассказал о так называемом сценарном подходе при прогнозировании цен на энергоносители и, в частности, на нефть. По его словам, в основе ценообразования лежат факторы, далекие от соотношений спроса и предложения на рынке. Важнейшую роль в ценообразовании играют финансовые спекулянты, хэдж-фонды и любые финансовые инструменты, за которыми стоят крупные финансовые капиталы.
«Мы пришли к выводу, — продолжает ученый, — что цены на нефть в значительной мере определяются желаниями крупнейших игроков на этом рынке изменить ценовое соотношение. К началу 2014 года сложились предпосылки, которые могли бы повлиять на рынок таким образом, что цена на нефть могла бы существенно опуститься со 100—110 USD/баррель. «И мы сделали свой прогноз, руководствуясь основаниями как экономического, так и не экономического характера, — рассказывает Сапегин и перечисляет: — Первое — это намерение США возродить реальный сектор своей экономики на основе снижения цен на энергоносители. Второй фактор — это избыток предложений нефти на мировом рынке при наименьшем с 1998 года уровне спроса. А также то, что США, являвшиеся крупнейшим потребителем энергоресурсов, полностью перешли на обеспечение собственного рынка ресурсами собственной добычи и в перспективе имеют возможность заняться экспортом энергоносителей».
«А еще мы учли отсутствие военной премии в ценах, — продолжает Сапегин, — Если раньше события в Ираке, Ливии поднимали эту премию до 20 и даже 30 USD/баррель, то сегодня военная агрессия РФ в Украине не привела к каким-либо изменениям на мировом рынке. К этому также нужно добавить такой факт, как направление резервов России не на развитее экономики, а на военные нужды, включая пропаганду, сепаратизм, аннексию, а затем вынужденную поддержку Крыма. Сопоставив эти и другие факторы, мы увидели, что в плоскости геополитики происходит перераспределение приоритетов и ролей, причем США стараются уменьшить роль России на мировом уровне. Это позволило нам сформировать свой прогноз из трех сценариев. Первый, шоковый, предусматривал снижение цен на нефть до 60 USD/баррель, второй гипершоковый — 45 USD/баррель и третий — инновационный».
«В середине января этого года по нашему прогнозу был рост цен, — говорит Сапегин, отвечая на вопрос «Дня», — и отмечает, что новый король Саудовской Аравии поднял цену на нефть всего на один доллар за баррель. «Я не думаю, что это был решающий вклад, — говорит эксперт, — После длительного снижения всегда наступает период так называемого отскока цен. Вопрос в том, когда ему произойти. И до середины января, событий, которые могли бы повлиять на рост цен, практически не было. Потом они появились и привели к небольшому подъему. Их было несколько сот». «Была ли среди них и война в Украине?» — спросил «День». «Я не думаю», — ответил Сапегин.
Сергей САПЕГИН, директор Научно-технического центра «Психея:
Фонды, которые связывают с Ротшильдом, приступили к распродаже своих нефтяных активов.
Получается, этот крупнейший мировой игрок не видит мирового рынка с высокими ценами на нефть.
Да и крупные инвестиционные компании стали вкладывать деньги в автомобильный сервис, в реализацию и обслуживание автомобилей. То есть и они не ожидают высоких цен на нефть и нефтепродукты
Выпуск газеты №:
№29, (2015)Section
Экономика