«Все идеи крутятся вокруг общения, фотографий и учебы»
Бизнес-ангел накануне презентации нового поколения смартфона іPhone рассказал «Дню» о перспективах украинских «джобсов»Вчера, 10 сентября, состоялось главное событие года в сфере мобильных технологий — презентация очередного поколения смартфона iPhone от Apple. Гигантская компания, созданная Стивом Джобсом, еще долго будет оставаться вне конкуренции.
Именно такие люди, как Стив Джобс, полностью изменили представление о системе основания и ведения бизнеса. Теперь она базируется на идее, умении правильно разработать проект и выгодно продать его. Появились новые понятия — бизнес-ангел, стартап, бизнес-инкубатор.
«Портрет наших миллионеров и миллиардеров полностью изменился. Если раньше это был Генри Форд, то есть 45, 50 и 60 лет и больше, то сейчас это люди в возрасте 25 — 30 — молодые в шортах и майках. Если раньше мы видели людей в костюмах, более официальной форме одежды, которые действуют по определенным правилам, согласно устоявшимся нормам и канонам, то сейчас мы видим людей, которые движутся, «пробивают» любые стены, могут продать абсолютно все, донести любую идею. Если есть интернет, ты можешь достучаться до кого угодно... Видим, что стартап — это не то, что было раньше, — сложный бизнес, переговоры, галстуки, крупные корпорации. Теперь бизнес — это интернет, электронные адреса, твои друзья, которые тебе помогают и знакомят с другими. Это «воркшопы», когда все собрались, купили пиццу, пиво, прокачали идею — и уже готов стартап, который они развивают», — комментирует тенденции директор бизнес-инкубатора Happy Farm Анна Дегтярева.
Украинцы стремятся зарабатывать деньги, работая в собственной компании. Такие данные еще в прошлом году обнародовал исследовательский центр hh.ua. Согласно опросу, 82 % из тех, кто работает по найму, задумывались о собственном бизнесе, но лишь у 15% респондентов хватило смелости начать свое дело. Это свидетельствует о том, что все больше людей хотят быть хозяевами самим себе, получать большие заработки, а также заниматься тем, чем нравится.
Практика бизнес-инткубаторов и стартапа давно известна почти всему миру. Символом стартапа и, соответственно, успеха, считается Кремниевая (Силиконовая) долина. Именно там живут и работают уже шесть поколений стартаперов, которые продолжают достигать успехов и делиться опытом с желающими со всего мира. Украинский стартап еще достаточно молод и еще многое украинские «генераторы идей» должны наверстать. Однако, несмотря на свою юность, он уже обрел немало собственных черт и особенностей.
О возможности появления украинских «джобсов» и об украинском стартапе в целом «День» пообщался с руководителем направления интернет-бизнеса компании «STARTUP.UA» Алексеем МАСЕМ.
— Какой бизнес больше всего инвестирует в наши стартапы — иностранный или украинский? Почему?
— Иностранные инвесторы боятся инвестировать в украинские компании. Их не устраивают политические риски. В стране еще многое нужно сделать, чтобы вернуть доверие иностранных инвесторов. Рецепт простой — если нет уверенности в возможности защитить свои вложения, никто не хочет рисковать.
У нас все инвестиции, к сожалению, политизированные. Есть фонд Тигипко, Пинчука...
Что касается инвестирования украинцами зарубежных стартапов, то такие случаи — единичны. Все-таки у нас — разные весовые категории.
— В какие идеи инвесторы охотнее вкладывают средства?
— В основном все идеи крутятся вокруг общения, фотографий и учебы. Это — основные тренды.
— Как выглядит украинский стартап на международном рынке? Есть основания надеяться на появление украинских «джобсов»?
— Сейчас все границы открыты и стартапы абсолютно спокойно чувствуют себя где угодно, даже на Балли. Многие команды едут, чтобы доделать проекты там, далеко... В то же время проекты «едут» за рубеж в поиске партнеров и лучшего понимания рынка.
Украинские стартапы, работающие на внутренний рынок, должны не забывать, что рынок у нас очень маленький. Многие проекты при этом хотят выходить на другие рынки, например, на рынок России или за рубеж. Случаи, когда украинские компании успешно закрепляются на западных рынках, — существуют, среди них и системы генерации шаблонов для сайтов.
— Есть ли какие-то типичные ошибки, которые делают практически все, кто хотел бы заработать на своей идее?
— Первая ошибка — это промедление. Очень часто люди недооценивают скорость реакции на рынок и возможность выведения новых решений по отзывам пользователей. Многие из новых проектов — довольно медленные.
Вторая — недооценка стратегии выхода... Хороший проект — это выведение его на рынок, а часто на это не выделяется ни времени, ни средств, хотя в традиционных западных бизнесах выход на рынок — важнейший из процессов.
Еще одной распространенной ошибкой является недооценка важности коллектива. Многие пытаются запустить бизнес самостоятельно. Разные взгляды нужны для объективности картины. Партнеры должны дополнять друг друга.
Новый бизнес — это уверенность в своих силах. Умение видеть то, что другие не видят, и умение сплотить вокруг себя команду единомышленников.
Выпуск газеты №:
№162, (2013)Section
Экономика