Перейти к основному содержанию

«Выжить» и не провалиться: восемь советов для начинающего стартапера

Бизнес-ангел* Бас ГОДСКА — о том, чем интересны украинские проекты и что нужно делать для привлечения инвестиций
31 июля, 11:24
Бас ГОДСКА

За прошлый год венчурные фонды, инкубаторы, акселераторы инвестировали в украинские стартапы около 22 миллионов долларов. Это значительно меньше, чем в предыдущем году — 80 миллионов долларов, но все же, с учетом состояния экономики и войны на востоке, — довольно неплохой показатель.

Тем не менее, ІТ-бизнес решил не ждать помощи от власти и начал самостоятельно объединять силы в поисках средств для развития новых инновационных проектов. Так, в июне прошлого года появилось первое украинское сообщество бизнес-ангелов UAngel, объединяющее инвесторов в инновационные технологичные проекты на ранних стадиях.

В июне 2014 года сообщество начинало свою работу в составе десяти человек, некоторые из них были инициаторами создания клуба — в частности, Наталья Березовская (D2N8), Эвелин Бучацки (EastLabs), Виктория Тигипко (TA Ventures) и Яника Мерило. Сегодня в UAngel 24 члена, среди которых как частные инвесторы, так и представители инвестиционных подразделений компаний или объединений инвесторов.

За 2015 год ангелам удалось заключить 21 сделку, общая сумма которых превысила 1,6 миллиона долларов. Всего за время существования сообщества инвесторы закрыли более 60 сделок. Кроме того, за этот год в UAngel было создано пять внутренних синдикатов для совместного инвестирования, три из которых были организованы в течение трех последних месяцев на внутренних встречах UAngel Coffee Diligence.

«Совершенно очевидно, что инвесторам намного легче отбирать стартапы для инвестиций, создавать синдикаты и отслеживать собственные инвестиции вместе. Клубы, подобные UAngel, существуют во многих странах, но, к сожалению, в Украине этот элемент системы венчурного инвестирования долгое время отсутствовал, — говорит глава правления UAngel Наталья Березовская. — Именно поэтому мы начали говорить о создании UAngel еще в конце 2012-го». По ее словам, участники сообщества сегодня готовы делиться полученным опытом с коллегами для того, чтобы совместными усилиями развивать рынок венчурного инвестирования в Украине.

Одним из ярчайших примеров успешных инвестиций за последний год, который и сегодня продолжает привлекать деньги для развития, — система домашнего энергоменеджмента Ecois.mе, о котором «День» писал ранее («Энергоменеджмент — в тренде», Мария ЮЗЫЧ, «День» № 63-64, 10— 11 апреля с. г.). Около месяца назад Ecois.me вышел на краудфандинговую платформу Indiegogo и собрал необходимую сумму (50 тысяч долларов) всего за 13 дней. А к концу месяца, ребята  компании собрали 67,8 тысячи долларов.

О том, что нужно делать отечественным стартам, чтобы получить желаемые инвестиции, «День» пообщался с голландским бизнес-ангелом, CEO Acrobator.com Басом ГОДСКА.

— Сколько лет вы вкладываете в украинские проекты?

— Первый мой проект — это Zakaz.ua. Это было лет пять-шесть назад. Потом долго я ничего не вкладывал в Украине. И недавно я инвестировал в некоторые проекты, среди которых — Ecois.mе и Traqli На данный момент еще насчет двух проектов ведутся переговоры.

— Вы в основном специализируетесь на проектах в сфере e-сommerce. Почему решились вложить деньги в Ecois.mе, ведь это совсем другая область разработок?

— В какой-то момент на конференциях я заметил, что достиг своего уровня, ведь я уже 15 лет в сфере е-маркетинга. И я начал думать о том, что есть вещи, которые, например, помогают спасать природу, помогают людям больше экономить электроэнергию.

Зная, на сколько миллиардов я уже продал, к примеру, авиабилетов, и какой вред окружающей среде нанесли все эти авиаперелеты, мне захотелось знать, что я делаю что-то долгосрочное и хорошее. Я понимаю, что и сам хотел бы делать что-то подобное, но то ли не знаю, как, то времени не хватает. Поэтому, если бы мне предложили вложить средства в какой-то мясокомбинат, у которого миллионы прибыли — я бы отказался в пользу того, что представляет интерес с интеллектуальной точки зрения, что будет иметь социальную отдачу. И Ecois.mе — это то, что мне подошло.

Сами ребята — очень вдохновляющие, инновационные, любят работать. К тому же, на тот момент у них уже были серьезные наработки — инвесторы и награды, мы уже на тот момент были немного знакомы. А еще очень важно — я понял, что сам могу их чему-нибудь научить и быть им полезным. И все это вместе — хорошее и удачное решение.

— Но присматривались ли вы давно к украинским стартапам, или это было спонтанное решение?

— Я давно знаю Украину, ведь моя мама родом отсюда. В 1990-х годах, будучи еще студентом, я здесь работал. Но только в последние годы я заметил, что стартапы в Украине начали очень активно развиваться. Потому что еще лет пять назад тут не было почти ничего интересного.

— С чем связано это резкое увеличение количества стартапов в Украине, по вашему мнению?

— Думаю, это некая акселерация креативных знаний. Я уверен, что было сделано очень много проектов в акселераторах и до того. Но для продвижения проекта людям нужны, как минимум, знания в сфере презентации себя. И, полагаю, со временем они начали интересоваться через тот же YouTube, как это можно делать, ходить на встречи с разными спикерами.

Думаю, до этого сектор находил в некоторой изоляции. Может быть, за это время языковой барьер стал меньше. Сложно сказать, повлияла ли на это экономика. Просто, думаю, это как коллективное сознание: люди между собой начали больше говорить об этом, интересоваться, показывать друг другу разные проекты, и кто-то захотел сделать что-то подобное.

— Вы говорили о том, что собираетесь расширяться в Украине. Не страшно ли на фоне событий, которые происходят в стране?

— Я был на улице Грушевского, когда стреляли, тогда возле меня человека или убили, или тяжело ранили — я до сих пор не знаю. Страх — это что-то слишком абстрактное. Это как будто ты видишь фильм — вокруг тебя это не происходит. А тут ты стоишь, и все это происходит у тебя на глазах в реальном времени. Но мне не было страшно тогда. Возможно, это особенности моего организма. К тому же, я в Украине сейчас провожу 40% своего времени.

— Как вы считаете, над чем надо усерднее работать отечественным стартапам, чтобы привлекать иностранного инвестора, который не так хорошо знает ситуацию изнутри, как вы?

— Во-первых, должна быть сильная команда. Во-вторых, сам товар или платформа должны показать инвестору, что на этот проект или продукт будет спрос. В-третьих, нужна конкретная бизнес-модель и корреляция, чтобы ты сам как инвестор видел возможность дать дополнительные знания для команды. В-четвертых, важна тематика стартапа, чтобы он был интересным. В-пятых, нужно сделать инвестору «сладкое» предложение. Например, сказать ему, что за совет вы готовы дать advisory-долю в бизнесе и дисконт на оценку фирмы за его smart-value в стартапе.

Ну и, конечно, нельзя не учитывать фактор везения и того, как судьба решила и тому подобное.

Все это нужно собрать в компактную презентацию. Есть такое правило: говори, но уважай время инвестора. Нужно красиво и коротко передать сообщение. Никому не интересно смотреть 60 слайдов о проекте, суть которого можно изложить тремя абзацами. Конечно, другое дело, когда эти проекты рассматривают бизнес-аналитики, которые получают за это деньги. Но если вы обращаетесь к бизнес-ангелу, достаточно всего лишь быстро все изложить, чтобы он потом, при желании, мог вас пригласить встретиться и продолжить разговор.

Нужно учитывать и то, что молодые стартаперы общаются с очень занятыми людьми, поэтому нужно стараться аккуратно напоминать о себе. Например, если вы договорились встретиться в определенный день, но инвестор не знает, в какое именно время он будет свободен, можно предложить снова связаться в назначенное время, чтобы уточнить, состоится ли встреча, и где именно.


* Бизнес-ангел, или неформальный инвестор, — это человек, который вкладывает средства в бизнес стартапа, как правило, в обмен на долю в компании.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать