Юзовский газоносный участок снова в действии
Конкурс на его изучение выиграла компания из Нидерландов
Не только теория, но и реальная украинская действительность доказывают, что успех любых конкурсов обеспечивается, в частности, и ситуацией вокруг них. Если разгораются скандалы, то вероятность провала становится чрезвычайно высокой (пример — сорванная приватизация ОПЗ). Если же вокруг тишина и конструктивная работа, то только это может гарантировать успех. Так произошло с конкурсом, проведенным ООО «Недра Юзовская» на привлечение инвестора для реализации соглашения о распределении углеводородов, которые добываются в пределах участка Юзовский.
Кто слышал об этом событии до того, как «Урядовий кур’єр» в среду напечатал объявление об итогах? Между тем данный конкурс на самом деле не менее значим для Украины, чем, скажем, неудачная, к сожалению, продажа того же ОПЗ. Успех поиска инвестора для Юзовского участка дает мировому сообществу, международным инвесторам громкий сигнал о том, что с Украиной стоит иметь дело, что в нее можно вкладывать капитал и ждать отдачи от него.
Вот упомянутое объявление. После рассмотрения и анализа конкурсных заявлений победителем конкурса была определена компания Юзгаз Би.Ви. (Yuzgas B.V.), Нидерланды. Порядок проведения и условия конкурса были согласованы Межведомственной комиссией по организации заключения и выполнению соглашений о распределении продукции и ООО «Недра Юзовская». В конкурсный комитет, который определил победителя конкурса, входили руководители профильных министерств, Национальной акционерной компании «Надра України», ООО «Недра Юзовская» и народные депутаты Украины.
Добавим, что одновременно с победителем конкурса соответствующую документацию приобрели еще два участника — компания Балкаш Петролиум Б.В. («дочка» одного из крупнейших в мире нефтетрейдеров компании Витол) и Буризма Холдингз Лимитед, которую в СМИ связывают с бывшим министром экологии Злочевским. Заявления участников конкурса оценивались конкурсным комитетом согласно тем же критериям, по которым инвесторами-операторами Юзовского и Олесского соглашений о распределении продукции были ранее определенные, соответственно, Шелл (Shell) и Шеврон (Chevron).
Компания Юзгаз Би.Ви. была определена победителем конкурса, исходя в первую очередь из с того, что она предложила самую большую программу поисковых работ на сумму в несколько сотен миллионов долларов США, которая предполагает, в частности, бурение 15 скважин. Юзгаз единственный из участников конкурса подтвердил плату в бюджет бонусов коммерческого открытия и начала добычи, предложенных Шелл на сумму более сотни миллионов долларов США. Следует отметить также, что победитель Юзгаз, как и другие участники, выставил требование о некотором уменьшении отдельных обязанностей инвестора против тех, которые когда-то взял на себя Шелл.
Проверенный и осведомленный источник, близкий к Госгеонедр, рассказал «Дню» на принципах анонимности некоторые данные из истории соглашений по распределению продукции в Украине и, если можно так сказать, кухни конкурса. Идея соглашений по распределению продукции (их за всю историю независимой Украины было всего четыре), по его словам, состоит в том, что это одна из форм государственно-частного партнерства, когда государство считает, что определенный проект по недропользованию является для Украины стратегически важным, и определяет на конкурсных принципах инвестора, который должен на собственные средства и на свой риск осуществить поиск и добычу углеводородов, платя налоги, а также дополнительно передавая государству в собственность определенную в соглашении часть добытых углеводородов.
Законом «О соглашениях о распределении продукции», Налоговым кодексом и т.п. устанавливаются особые условия недропользования. Однако самым главным в механизме СРП являются не определенные фискальные льготы, а так называемая стабилизационная норма, которая гарантирует инвестору в течение действия Соглашения (до 50 лет) применение законодательства, действующего на дату его заключения. Поэтому изменения ставок рентных платежей, которые произошли в 2014—2016 годах, не применяются к деятельности в рамках ранее заключенных четырех соглашений о распределении продукции.
И это было одним из главных требований инвесторов: они хотели иметь гарантии, что во время работы соглашения о распределении продукции правила игры в нашей стране не будут меняться, и они смогут исполнять согласованную с государством масштабную программу работ. Так, Шелл по базовому сценарию планировал довести добычу газа на юзовском участке до 20 миллиардов кубометров газа в год, вложив в программу добычи порядка $10 миллиардов. Однако из-за существенного изменения обстоятельств (резкое падение цен на нефть, неудачу проектов сланцевого газа в Восточной Европе, безопасностные и экономические риски в Украине) Шеврон вышел из Олесского соглашения даже не начав работ. Прекратил свое участие в Юзовском соглашении в 2015 году и Шелл, вложив в проект около $80 миллионов.
Перед Украиной встала дилемма: закрывать проект на Юзовском участке или объявлять конкурс на привлечение нового инвестора-оператора соглашения. Оказалось, что компании меньшего, чем Шелл и Шеврон масштаба, все-таки сохраняют заинтересованность в этом проекте.
Пять компаний, подписав договоры о конфиденциальности, изучали возможность участия в проекте, и три из них подали заявление на конкурс. К сожалению, одна из крупных международных компаний не приняла в нем участия, в частности и из-за недавнего постановления Высшего административного суда Украины отменить решение Донецкого областного совета по согласованию проекта соглашения о распределении продукции на Юзовском участке.
Достаточно интересное конкурсное предложение подала Буризма экс-министра-беглеца Злочевского. Как считает источник «Дня», Буризма хотела бы войти в какой-то большой проект, поскольку приобрела больше десятка пусть и не новых, но достаточно современных американских бурильных установок. Есть с чем работать. Среди заинтересованных была и компания Аравак, которая сотрудничает в Украине с бизнесменом Виктором Пинчуком и является «сестрой» участника конкурса Балкаш (у них общая «мама» — Витол). Но Аравак подал заявку, которая была направлена только на осуществление преимущественно геофизических работ в течение первых пяти лет проекта и, соответственно, на содержание участка до лучших времен.
Победителем конкурса определен третий заявитель — нидерландская Юзгаз, которая, согласно международной нефтяной практике, была создана специально для участия в Юзовском проекте. Компании ЭксонМобил (США), Шелл (Великобритания — Нидерланды), Шеврон (США), Энни (Италия), которые определялись победителями конкурсов на заключение УЦРП на участках Скифский, Олесский, Юзовский, Суботина, также подавали заявки от вновь созданных нидерландских «дочек» с символическим уставным фондом. Важно, что гарантии выполнения финансовых и технических обязательств по соглашениям о распределении продукции за своих «дочек» дают материнские компании.
«День» поделился таким известием об определении нового инвестора-оператора Юзовского соглашения с директором НТЦ «Психея» Геннадием Ряцевым и спросил, считает ли он победу на конкурсе компании из Нидерландов хорошей новостью. «Да, это действительно хорошая информация. Желаю Юзгазу и Украине успеха в этом проекте. Проблема лишь в том, чтобы наше правительство не повело себя с этой компанией так же, как в свое время с Шелл».
Однозначно высказался в комментарии «Дню» о новом соглашении по Юзовской площадке глава Минэнергоугля Игорь Насалик: «В условиях значительного сворачивания работ по поиску новых месторождений нефти и газа в Украине в последние годы важно как можно быстрее организовать масштабные геологоразведочные работы по сланцевому газу на Юзовском, а в будущем, возможно, и Олесском участках. Мы работаем и над вопросами возобновления добычи нефти и газа на шельфе Черного моря, в частности и на основе соглашений о распределении продукции. Шельф должен быть украинским не только в юридическом и политическом аспектах, но и реальным источником увеличения собственной добычи углеводородов, вкладом в усиление энергетической безопасности государства».
Выпуск газеты №:
№133-134, (2016)Section
Экономика