Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Закон сохранения электроэнергии...

в одних руках чреват распадом энергорынка на элементарные частицы
30 марта, 00:00

Государство, не долго думая, тут же обвинило в этом все те же частные облэнерго. Пошли разговоры о восстановлении «статус кво». Между тем появление на энергорынке частных компаний всего лишь довело до логического конца существовавшие на нем противоречия. И даже возврат к старой модели уже не способен реанимировать энергорынок — стихийный там, где необходимо управление, и зарегулированный в тех случаях, когда не помешала бы предпринимательская инициатива.

Основные обвинения, сформулированные Минэнерго, сводятся к следующему. Во-первых, частные облэнерго оставляют большую часть выручки от продажи электроэнергии на свое развитие (не хотят работать себе в убыток). Но так ведь при возможности поступают и другие.

Во-вторых, они широко применяют неденежные, чаще всего вексельные схемы оплаты за электроэнергию. При этом, похоже, не учитывается общее сокращение сбора денег по всей энергосистеме — от 50% (из них 16% наличными) в сентябре до 32% (4,4%) в декабре. Причина — девальвация гривни и введение с 1 октября НДС на бартерные операции в энергетике (налог надлежит выплачивать деньгами).

В-третьих, не устраивает Минэнерго и тенденция к заключению прямых договоров между облэнерго и генерирующими компаниями, а нередко и между генераторами и потребителями, при которых расчеты вообще минуют энергорынок. Высказываются опасения, что облэнерго выгоднее всего замкнуть производителей самой дешевой электроэнергии — АЭС — на самых платежеспособных клиентов, что окончательно угробит малорентабельную тепловую энергетику, на долю которой останутся неликвиды и аграрный сектор.

Вспомним также, что во время обсуждения членами оптового рынка электроэнергии на своем ежегодном собрании новой редакции Договора энергорынка, частные энергокомпании выступили единым фронтом с государственными, а основные противоречия наметились по линии «производители — распределители». Негативную реакцию почти всех облэнерго вызвало практическое отсутствие ответственности «Энергорынка» за продаваемую энергию при полном контроле с его стороны за средствами, поступившими в качестве оплаты. При этом в случае судебного разбирательства из-за неоплаты электроэнергии «крайними» выступали все те же облэнерго, в первую очередь, частные.

Для сохранения контроля над исчезающими деньгами за электроэнергию государство ввело механизм распределительных счетов. Впервые подобная схема была установлена совместным постановлением Кабмина и НБУ еще в июне прошлого года. Однако выполнять это постановление никто не бросился, и в феврале появился Указ Президента «О расчетах за электроэнергию». Указ жестко предписывает «поставщикам электрической энергии, закупленной на оптовом рынке электроэнергии по регулируемым тарифам», открыть в своих банках «распределительные счета, исключительно на которые зачисляются средства, поступившие от потребителей». Одновременно на рассмотрение ВР были поданы законопроект «Об оптовом рынке электроэнергии», закрепляющий этот механизм, и альтернативный проект парламентского комитета по вопросам ТЭР. Результаты рассмотрения документов в ВР таковы: на Указ парламентарии наложили вето, президентский проект закона отклонили, а альтернативный отправили на доработку. К этому вопросу парламент вернется снова через месяц.

По мнению представителей негосударственного сектора в энергораспределении, Указ явно противоречит целому ряду законов, например, Закону «О собственности», статьи 4 и 6 которого гласят, что «доходы, полученные в результате хозяйственной деятельности, принадлежат собственнику», который «…владеет, пользуется и распоряжается ими по своему усмотрению». Или Закону «О предприятиях в Украине», статья 24 которого утверждает, что «предприятие самостоятельно устанавливает очередность и направления списания денег с собственных счетов, кроме случаев, предусмотренных законами» (а таковых пока нет).

Авторы парламентского законопроекта видят выход в создании схемы прямых договорных отношений между производителями и поставщиками электроэнергии. За подобными предложениями четко просматриваются интересы частных энергораспределяющих компаний. Их представители утверждают, что могут полностью взять на себя роль эффективных «сборщиков средств» за поставленную электроэнергию, исключив многочисленных посредников. За счет этого планируется снизить стоимость электроэнергии для потребителей. Такая схема практически не допускает «ручного управления» энергорынком и «вымывания» из него немалых средств. Действительно, в декабре 1999 г. за один мегаватт-час электростанции в среднем получили 3,94 грн., а посредники — 12,82 грн. В январе же эти цифры составили соответственно 2,8 грн. и 146,8 (!) грн. за мегаватт-час.

Однако вопрос о функционировании в таких условиях, например, ТЭС с их дорогой электроэнергией, остается открытым. Частично его предполагается решить созданием региональных объединений, включающих генерирующие и распределяющие мощности. Так что не исключено, что в XXI век Украина войдет, поделенная на маленькие энергобазарчики, энергомагазинчики и энергокиоски. А каждый ее гражданин станет «сам себе генератором»…

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать