Перейти к основному содержанию

ЗЕмельные баталии

Эксперт: «Финальный вариант закона о земле содержит много подводных камней и лазеек»
06 февраля, 18:43
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Эпопея рынка земли в Украине длится уже почти два десятилетия. Сегодня действует мораторий на покупку-продажу пахотных земель, введенный Законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в 2001 году. Девятнадцатилетний мораторий сначала начал действовать как временное мероприятие с целью урегулирования земельных отношений, а впоследствии это переросло в целую историю обещаний.

Шестой президент Украины Владимир  Зеленский решил, что имеет достаточно сил и ресурсов поставить точку в этой истории.  Менее 6 месяцев команде Президента понадобилось на подготовку законопроекта, диалог с стейкхолдерами и коммуникационную кампанию для общества, чтобы подготовить законопроект, который должен положить конец вопросу двух десятилетий.  Вчера Зеленский лично приехал в парламент убеждать фракцию проголосовать соответствующий законопроект во втором чтении, потому что знает... многие депутаты большинства не разделяют его оптимизма и голосов может не хватить.

Не разделяют оптимизм Зеленского и фермеры, которые вчера протестовали сначала под офисом Президента, а затем под стенами Верховной Рады.

Почему фермеры не верят в возможность «Слуги народа» внедрить эффективный рынок земли,  и  о том, какие проблемы отечественного АПК может масштабировать турборежим  Президента в земельном вопросе — «День» поговорил с главой Ассоциации животноводов Украины Ириной ПАЛАМАР.

— Вчера аграрии вышли на протест с требованиями  поэтапной земельной реформы и создания финансовых инструментов, необходимых для покупки земли малыми и средними аграриями. Поддерживаете ли вы эти требования?

— Я считаю, что землю украинскую нельзя продавать в принципе. Потому что 73% земель сельскохозяйственного назначения — это прежде всего 73% нашей территории. Мы обязаны сохранить нашу землю для наших детей.

Земля — это особое, уникальное имущество. Она — кормилица общества. Именно земельный ресурс обеспечивает продовольственную безопасность и независимость страны. Следовательно, государство с помощью распределения земли и контроля за ее рынком заботится об обустройстве своей территории, с учетом национальных интересов и прав граждан, которые живут и работают на ней, а не где-то.

Поэтому требования и опасения аграриев вполне уместны. Они понимают, что в нынешних условиях могут лишиться своей земли в один миг, и, не имея юридической защиты и поддержки правоохранительных органов (ведь всем известно, что, к сожалению, у  нас «правда» на стороне того, у кого деньги) — останутся беспомощными. С другой стороны, лица из социально неблагонадежных слоев продадут свои паи за копейки олигархам, и земля в результате окажется в руках нескольких крупных магнатов, а мелкий и средний сельскохозяйственный бизнес будет уничтожен навсегда.

Финальный вариант законопроекта о земле содержит много подводных камней и лазеек. Парламентарии уверяют, что в законопроекте обошли все риски и обеспечили поддержку отечественным аграриям в виде приоритетных прав и дешевых кредитов. Но настоящий документ не только не защищает, а наоборот, помогает лишить украинского фермера собственной земли. Потому что аргументы о том, что иностранцы не смогут купить украинскую землю, выглядят сомнительно, прописанные нормы очень легко обойти.

Не будет препятствием и ограничение в землепользовании и лимит земли в одни руки. Можно создать любое количество юридических лиц, которые приобретут участки по 5 000 гектаров и совокупно превысят это ограничение. Поэтому обязательно участок тоже нужно регламентировать по размеру. Как это сделали в Венгрии. При норме 300 гектаров в одни руки общая площадь угодий не должна превышать 1 800 гектаров. Следовательно, объединить свои земли для общего ведения хозяйства могут не более 6 владельцев.

Толчок к разнообразным нечестным сделкам дает и продажа земли юридическим лицам. Потому что их можно создать в неограниченном количестве. Во всем мире продажа земли осуществляется только физическим лицам. А в некоторых странах еще и выдвигают к ним квалификационные требования. Наподобие специального образования или опыта работы в с/х.

На сегодня 30% украинских земель арендуют зарубежные корпорации. Именно эти арендаторы больше всего ждут, когда депутаты откроют рынок украинской земли, чтобы первыми скупить недооцененный украинский актив через подставных лиц.

Но крупный зарубежный капитал нацелен прежде всего на прибыль. На внутренний рынок он работать не будет. Как и не будет заниматься молоком, растениеводством, садоводством и т.п.

Зато фермер, который живет и работает на своей земле, производит продукцию, не покинет ее даже из-за неурожая или изменения конъюнктуры рынка, потому что это суть его жизни. И именно его нужно оберегать.

Законодатели сделали все возможное, чтобы загнать украинских аграриев в тупик. Обещанные фермерские кредиты ситуации не спасут. Ведь такова специфика сельского хозяйства: во всех европейских странах и в США фермер не может за свои сэкономленные средства приобрести участок земли. Поэтому в этих странах существуют государственные финансовые структуры, а не коммерческие банки, которые обеспечивают крестьян долгосрочными (на 20-25 лет) льготными кредитами. А государственные агентства по регуляции рынка земли  контролируют соблюдение всех положений, прописанных в законе.

Насколько может вырасти или упасть украинский АПК после открытия рынка земли?

— Скажу больше, при существующих рисках мы вообще можем загубить свой АПК. Такой прецедент есть в мировой практике.

В свое время Бразилия, допустив зарубежные трансконтинентальные компании на свой рынок, поставила под угрозу собственный аграрный сектор и своих граждан. В результате местное население осталось без земли и продовольствия. Чтобы возродить фермерство, с 90-х гг. бразильцы осуществляют национализацию, экспроприацию сельскохозяйственных угодий и вынуждены восстанавливать свои фермерские хозяйства за счет государства. Процесс этот растянулся на десятилетия. Ведь зарубежный капитал не заинтересован в благотворительности и оказывает сопротивление.

В Украине никоим образом нельзя допустить  развития «бразильского сценария».

ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

«ЛЮДИ МАССОВО ВЫРЕЗАЮТ КОРОВ, ПОТОМУ ЧТО ИМ НЕВЫГОДНО ИХ СОДЕРЖАТЬ»

— Производство молока в Украине по темпам снижения достигло антирекордных показателей. Нисходящая тенденция прослеживалась практически во все годы независимости. Однако Госстат именно по итогам 2019-го впервые зафиксировал: объемы надоев за год в масштабах страны «не дотянули» до 10 миллионов  тонн. Пани Ирина, как в Ассоциации животноводов объясняют причины такого антирекорда? Почему молоко перестало быть интересным для украинского фермера с точки зрения развития как бизнеса?

— Основными причинами снижения объемов надоенного молока по всей стране являются снижение поголовья крупного рогатого скота, отсутствие дотаций и поддержки на уровне государства. Подготовка открытия рынка земли тоже перспектив не добавила, ведь разработанный законопроект абсолютно не учитывает специфику отрасли, потребности ферм в пастбищах. А теперь животноводам нужны свободные средства на выкуп земли, поэтому владельцам паев нет смысла в содержании ферм как социального проекта для пайщиков.

Сейчас для фермеров складывается безотрадная ситуация. Люди массово вырезают коров, потому что им невыгодно их содержать. Как известно, с января 2020 года молоко второго класса, которое производится в домохозяйствах населения, принимается только как техническое сырье по очень низкой цене. Поэтому крестьяне не видят перспективы в содержании коров.

— Какие отрасли животноводства сегодня являются наиболее рентабельными?

— Традиционно наиболее рентабельной отраслью животноводства является птицеводство из-за кратчайшего цикла выращивания, относительной неприхотливости птицы к кормам и сравнительно небольших финансовых затрат.

На втором месте — свиноводство по похожим показателям. Впрочем, оно значительно рискованнее. Потому что из-за африканской чумы свиней можно вообще потерять все поголовье, а следовательно и заработок.

Но наиболее многострадальная отрасль — скотоводство. Уже много лет в Украине преобладает тенденция к сокращению поголовья крупного рогатого скота, а хозяйства, которые занимаются скотоводством и молочной промышленностью, будут переориентироваться на другие виды деятельности. Одна из главных причин заключается в том, что животноводство не дает быстрого заработка и нуждается в существенных финансовых вкладах: на ветеринарный уход за животными, закупку кормов, оплату коммунальных услуг хозяйства и т.п. Война, временная потеря части территорий и скачки курса доллара также негативно отразились на отрасли. Все это является результатом отсутствия государственной политики для поддержки производителей сельскохозяйственной продукции.

«СЕГОДНЯ В УКРАИНЕ ОТСУТСТВУЮТ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПАНДЕМИИ ПТИЧЬЕГО ГРИППА»

— Недавно в Винницкой области в Немировском районе в ПП «Хутор» в селе Бугаков была зарегистрирована гибель птицы, впоследствии установили, что причиной этого стала вспышка птичьего гриппа. Какова ситуация в настоящий момент с болезнью? Безопасно ли покупать мясо птицы?

— Сегодня в Украине отсутствуют основания для возникновения пандемии птичьего гриппа. Эпизоотическая ситуация стабильна, ни одного случая заболевания среди людей зафиксировано не было. Но актуальным остается вопрос профилактики птичьего гриппа.

Тем, кто работает с птицами, рекомендовано пользоваться защитной одеждой и придерживаться личной гигиены. Птицефабрики должны придерживаться требований Инструкции по профилактике и ликвидации гриппа птицы и «Ветеринарно-санитарных правил для птицеводческих хозяйств и требований к их проектированию». О минимизации рисков занесения гриппа птицы должны заботиться также владельцы птицехозяйств и личных крестьянских хозяйств. Контролеры советуют украинцам покупать продукцию птицеводства только в местах санкционированной торговли. Такое мясо птицы является полностью безопасным.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать