Земельные бои неместного значения
Поводом для очередных споров между Кабмином и Банковой стали земельные аукционы. Обвиняя друг друга в пособничестве коррупции, участники страстной полемики и не замечают, что в который раз вместе с водой рискуют выплеснуть и самого младенца — идею прозрачного конкурентного земельного рынка.
НОВОЕ — ЭТО НЕ СОВСЕМ ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ
Принимая бразды правления Кабмином, Юлия Тимошенко сразу заявила, что одним из главных приоритетов его деятельности станет введение обязательного правила продажи земель несельскохозяйственного назначения через аукционы. По мнению главы правительства, открытый и конкурентный порядок продажи земли коммунальной и государственной формы собственности исключит коррупционные схемы, наполнит государственный бюджет необходимыми для социальных программ средствами.
Справедливости ради нужно отметить, что продажа земельных участков, а также прав аренды на них через аукционы практикуется в Украине уже давно. Первый земельный аукцион состоялся в Харькове 21 января 1994 года. Тогда было реализовано право аренды на земельный участок с объектом незавершенного строительства. Новый арендатор получил право 50 лет распоряжаться участком, с перспективой продления аренды еще на 50 лет.
У харьковчан сразу же появились последователи. Земельные торги стали проводиться повсеместно, вот только единых общегосударственных правил их проведения не было. Местные госадминистрации и органы местного самоуправления — распорядители земельных участков коммунальной и государственной собственности — готовили и утверждали автономные правила проведения земельных торгов. Каждый на свое усмотрение формировал лоты, определял их стартовую цену и т.д. Нельзя сказать, что действовали местные власти в неправовом поле: в данном случае подспорьем для них были Законы Украины «О местном самоуправлении» и «О местных государственных администрациях». Но все же отсутствие нормативно-правовых актов, устанавливающих для всех единые правила игры, давало право любому участнику, не согласному с результатами аукциона, обжаловать их в суде и признать торги недействительными.
Когда земля из просто объекта торгов стала объектом национальной безопасности, необходимость закрепить на законодательном уровне единые правила аукционов стала еще более актуальной. За рекордно короткий срок Государственный комитет Украины по земельным ресурсам (главный государственный орган, ведающий земельными вопросами) выдал на-гора проект Порядка проведения аукционов. Правда, вначале он носил название временного. Но, видимо, рассудив, что не бывает ничего более постоянного, чем временное, Кабмин трансформировал его в просто Порядок, убрав прилагательное «временный». Пройдя согласования во всех министерствах и ведомствах, 22 февраля этого года Порядок был утвержден Кабинетом Министров.
АУКЦИОНЫ КАК ТЕСТ НА «ОРАНЖЕВОСТЬ»
Казалось, представители местной власти должны были вздохнуть с облегчением: до принятия этого документа негласно были приостановлены все операции с землей, что негативно сказалось на социально-экономическом развитии регионов. Но вместо одобрения на местах в дом на Банковой потянулась вереница жалобщиков: региональные чиновники, добившись аудиенции у Виктора Ющенко, просили отменить ряд нововведений, которыми местное самоуправление устранялось от проведения аукционов, а организация торгов была возложена на территориальные подразделения Госкомитета по земельным ресурсам. 7 апреля в день Благовещения Президент подписал Указ о приостановлении действия постановления Кабмина №90 «Некоторые вопросы проведения земельных аукционов». «Ни Конституцией Украины, ни другими законодательными актами полномочий, касающихся утверждения порядка проведения земельных аукционов по продаже земельных участков, Кабинету Министров Украины не дано», — вынес свой вердикт гарант Конституции. Реакция Кабмина последовала незамедлительно. «Сегодня празднует свою победу вся земельная мафия в Украине», — узнав о президентском указе, заявила Юлия Тимошенко. Что же касается законности-незаконности своих действий, глава правительства напомнила Президенту, что аукционная продажа земли предусмотрена Законом о Госбюджете на 2008 год. Выходит, определяя порядок аукционов, Кабмин действовал в рамках своей компетенции?
Прижатый аргументами к стенке, Президент был вынужден публично объяснить свою позицию. «Меня волнует то, что правительство идет дорогой создания монополий, которая из- за непубличности процесса может сформировать еще более тенизированное пространство в организации земельных отношений, особенно в вопросе купли-продажи земли», — со свойственной ему витиеватостью мысли заявил Президент и призвал правительство учитывать интересы местных общин, а также строить земельные отношения на конкурентной основе. Аукционную схему Кабмина он сравнил с работой недавно отмененной Тендерной палаты. «Убежден, что это новая схема коррупции», — заявил Виктор Ющенко. Еще более резким был в оценке деятельности правительства Виктор Балога: «Госкомзем возглавляет ставленник БЮТ Владимир Воеводин — близкий друг и бизнес- коллега печально известного бютовского землевладельца, народного депутата Богдана Губского. Кабинет Министров через этот комитет пытается создать механизм ручного перераспределения земли. Кому это выгодно? Ответ на этот вопрос очевиден».
Но Юлию Тимошенко не так-то просто сбить с намеченного курса. Она продолжает настаивать, что ее правительство внедряет «правила, которые полностью исключают коррупционные действия чиновников при передаче земель несельскохозяйственного назначения». 17 апреля Кабинет Министров, внеся существенные изменения в документ, принял постановление об аукционах повторно. Параллельно в ответ на критическое заявление о том, что порядок отчуждения земли, в частности, путем аукциона, должен регулироваться законом, а не постановлением Кабмина, правительство утвердило также проект закона про внесение изменений в статью 137 Земельного кодекса Украины, которые предоставят право Кабмину устанавливать порядок проведения земельных торгов. Почему не законопроект об аукционах? Да потому что, как заявила Юлия Тимошенко, «через парламент аукционы не пройдут».
Оппозиция же, воспользовавшись возникшими разногласиями премьера и главы державы, будет снова действовать по принципу: чем хуже — тем лучше. Кстати, в Верховной Раде еще 16 января был зарегистрирован законопроект члена фракции «БЮТ» Александра Фельдмана, в котором тоже предлагается внести изменения в Земельный кодекс, позволяющие правительству утверждать порядок проведения аукционов, и которому так и не был дан ход.
А ПРЕЗИДЕНТ СОМНЕВАЕТСЯ...
Правительство Тимошенко в очередной раз демонстрирует, что готово идти на компромисс. В новом документе Кабмин, учитывая пожелания Ассоциации городов и общин Украины, отказался от идеи возложить организацию торгов на территориальные подразделения Госкомзема. Согласно документу, всеми вопросами по подготовке и организации торгов будут ведать местные власти, но при этом они должны согласовывать свои действия с Госкомземом. Однако норма об обязательном лицензировании предприятий, проводящих аукционы, в документе осталась. А ведь она вызвала особенно негативную реакцию у всех заинтересованных в торгах лиц. Дело в том, что лицензии на право продажи земли нет ни у одной фирмы. Все они до сих пор пользовались лицензией на биржевую торговлю недвижимостью. Не требовали от продавцов и документов, подтверждающих их образование и квалификацию, необходимые теперь для получения лицензии.
Остался в Порядке и спорный пункт, по которому подготовка лотов к продаже должна продолжаться не более трех месяцев. Если учесть, что подготовка необходимых документов к аукциону по закону должна утверждаться двумя сессиями местных советов, а сессии, вопреки закону о местном самоуправлении, могут проводиться раз и в два, и в три месяца, то эта норма является трудно выполнимой. Не прописано в Порядке проведения аукционов и то, как будут распределяться средства, вырученные от продажи земли (раньше 90 процентов от торгов оставалось в местном бюджете, а 10 процентов поступало в госбюджет).
Эти противоречивые моменты и стали очередным поводом для обращения Президента страны в Конституционный Суд с просьбой вынести правовой вердикт постановлению Кабмина.
Похоже, в земельном вопросе обе стороны сошлись не на жизнь, а на смерть. Сколько времени будет продолжаться жесткое противостояние и на какие компромиссы нужно пойти правительству, чтобы замерший земельный рынок снова заработал, сказать трудно. Но пока политики заняты полемикой, на местах идет работа над уточнением параметров земельных участков, которые будут выставлены на аукционы, над установлением их нормативной денежной оценки.
— Уже на 1 апреля у нас был готов список из 199 свободных инвестиционно привлекательных земельных участков, которые мы хоть завтра можем выставлять на аукцион, — говорит начальник главного управления земельных ресурсов в Винницкой области Алексей Коник. — По десять и больше земельных участков — в Бершадском, Гайсинском, Немировском, Погребищенском районах, а также в городах Виннице и Ладыжине. В прошлом году мы издали «Каталог свободных земельных участков», которые могут быть приватизированы на конкурентной основе. Сейчас, после завершения инвентаризации земель районов, планируем переиздать каталог с учетом новых предложений.
По мнению областного землеустроителя, каким бы ни было решение в отношении аукционов, проектные, землеустроительные работы все же должны выполнять государственные предприятия, потому что, как свидетельствует практика, люди им больше доверяют.
Пока идут дискуссии, главные потери от земельных боев неместного значения несут территориальные общины (особенно сельские, поселковые, малых и средних городов), для которых поступления от земельных торгов являются чуть ли не единственным средством развития.
Выпуск газеты №:
№82, (2008)Section
Экономика