Жаркая зима’98-99 начинается в ноябре
Миссия МВФ начала работу в Киеве 27 октября, завершила 6 ноября. В рамках визита обсуждалось выполнение Украиной условий программы расширенного финансирования в октябре, а также предпринятые правительством антикризисные меры и курсовая политика НБУ. Напомним, 29 октября cовет директоров МВФ одобрил выделение Украине очередного транша кредита расширенного финансирования объемом $78 млн., а до конца года правительство рассчитывает получить еще 2 таких транша. Собственно, именно от хода основного раунда переговоров, состоявшегося на этой неделе, зависели перспективы и оценки состоятельности правительственных надежд.
Что касается наших достижений. Украина в целом неплохо справилась с рядом взятых обязательств: по объемам приватизации, по стабилизации финансового рынка во время кризиса и по выполнению главных макроэкономических «маяков» (по словам Валерия Литвицкого, «выполнены показатели по бюджетному дефициту и валютным резервам НБУ, показатель денежной базы превышен более, чем на 100 млн. грн.»).
Перечень пунктов, которые пока остались невыполненными, по количеству значительно уступает перечню достижений. Однако, как сообщил источник из правительства, именно из-за их невыполнения сотрудничество с МВФ скорее всего будет прервано до середины января—начала февраля будущего года. В первую очередь МВФ волнует украинская фискальная политика, поскольку, как считают миссионеры, в области фискальной политики ничего существенного не сделано. Правительство не сокращает расходную часть бюджета и продолжает жить не по средствам. Проект госбюджета на будущий год оценен как нереальный с точки зрения доходной части бюджета. Позиция МВФ очень проста: правительство или сокращает свои расходы, если не способно собрать налоги, или обеспечивает доходы бюджета, если от существующего объема госрасходов у него нет возможности отказаться.
Затем, предметом особого внимания МВФ стала административная реформа. В этом аспекте было рассмотрено несколько проблем: сокращение расходов на аппарат госуправления, неэффективность государственного управления как такового. МВФ не удовлетворен тем, что правительство не только не может внутри себя определить, кто за что отвечает, но участвует в деятельности, несвойственной для центральных органов власти, как то, поставляет горюче-смазочные материалы на село, выбивает долги или налаживает выпуск тракторов. Причем, любая активность правительства имеет примерно одинаковый эффект. (О размахе хозяйственных успехов можно судить, в частности, и по такому факту. Обеспечение аграриев материально-техническими ресурсами в начале года предполагало возврат долга зерновыми поставками после сбора урожая в размере около 5,3 млн. тонн. Реально получен 1 млн. тонн. Комментарии излишни, как, наверное, и иллюзии относительно упомянутых нестыковок с цифрами.)
Вопреки растиражированным сообщениям информагенств о том, что миссия МВФ вопросы эмиссии с украинской стороной не обсуждала, на самом деле эта тема не была обойдена молчанием. МВФ всегда (и особенно теперь) был категорически против денежной эмиссии. Поэтому источник «Дня» в правительстве очень сомневается в том, что правительству удастся протолкнуть идею об изменении «потолка» закупок Нацбанком ОВГЗ. Исходя из такого прогноза, финансовая ситуация в стране на конец 1998 г. и начало года будущего будет очень тяжелая. Дело в том, что для обеспечения дефицита госбюджета-98 в размере 2,8% от ВВП Кабмину необходимо дополнительно изыскать 900 млн. грн. и провести реструктуризацию внутренних обязательств перед Национальным банком и коммерческими банками на общую сумму 600 млн. грн., т.е. 1,2 млрд. грн. «дополнительно». Здесь нужно еще учесть и долг Туркменистану в размере около $40 млн., который, по словам миссионеров МВФ, отсрочить вряд ли будет возможно ввиду тяжелого положения Туркмении.
Итак, 900 млн. грн. планируется получить путем введения в действие с 1 октября нового метода начисления НДС и акциза (200—250 млн. грн.), улучшения администрирования по акцизам и НДС (100 млн. грн.), сокращения перечня товаров критического импорта (около 30—50 млн. грн.), использования средств инновационного и дорожного фондов (около 30 млн. грн.) Недостающие 400 млн. грн. Минфин хочет привлечь за счет сокращения недоимки по платежам в бюджет. Так как все приведенные источники дополнительных денег трудновыполнимы, правительство изначально было сориентировано на эмиссионные ресурсы Нацбанка и хотело получить «добро» у МВФ на проведение в ноябре-декабре дополнительной эмиссии путем продажи ОВГЗ Национальному банку на 300—500 млн. грн. От того, будет или не будет НБУ проводить эмиссию, зависит, например, погасит или не погасит Минфин долги по ОВГЗ физическим и юридическим лицам, а также то, как будут финансироваться некоторые бюджетные расходы (ведь налоговых поступлений на эти цели хронически не хватает) и т.д. и т.п.
Одним словом, конец текущего года в Украине ожидается жарким. Индекс инфляции по оптовым ценам уже в октябре достиг 10-процентной отметки, в нынешнем месяце этот всплеск почувствует розничный рынок. Добавьте к этому увеличение скорости обращения денежной массы с 7,9 до 10,3 раза, что равносильно включению печатного станка. По состоянию на конец октября эта цифра приблизилась к 190 млн. грн. Согласно неофициальным данным, полученным из НБУ, в 4-ом квартале вследствие сентябрьской девальвации гривни правительство могло бы получить 300—500 млн. грн., а через денежный мультипликатор — до 700 млн. грн. Безотносительно к тому, сможет или не сможет оно их взять в виде налогов, эта сумма сформирует приличный инфляционный (и, снова-таки, девальвационный) навес над гривней. В таких далеко невеселых условиях гражданам Украины придется встречать Новый год, который тоже не принесет облегчения. Поскольку именно с будущего года Украина должна начать погашение первых кредитов МВФ, взятых три года назад.
Как можно судить по тактике Международного валютного фонда в России и других государствах, главным условием предоставления кредитов все чаще становится способность страны самостоятельно справиться со своими проблемами. Иными словами, формула сотрудничества с МВФ на ближайшую перспективу может быть такой: переживет Украина жаркую зиму без срыва в коллапс — можно надеяться на продолжение сотрудничества, не переживет — это ее проблемы.
Кстати, в данном «формате» отношений тот уровень прозрачности, который был использован правительством (например, о резервах НБУ, когда формально называлась одна сумма, а ее реальная ликвидная величина составляла не более 30%, или о реструктуризации казначейства, или о выполнении договоренностей по коммунальным расходам), был совершенно бесполезен.
Выпуск газеты №:
№215, (1998)Section
Экономика