Жертва аренды
Зачем «Нафтогазу» хотят навязать ОПЗ?
В истории Украины еще не было случая, чтобы дважды срывалась приватизация такого стратегически важного предприятия. Одесский припортовой завод стал первым. В продолжение этих неприятностей 31 декабря его в очередной раз остановят. Случившееся с ОПЗ стало концом приватизации (во всяком случае, в 2016 году). И дай-то Бог, чтобы не стало концом этого крупнейшего украинского предприятия…
Напомним, в июле этого года, после провала первого конкурса по продаже ОПЗ (со стартовой ценой 13,175 миллиарда гривень) "Укртрансгаз" начал процедуру отключения завода от газоснабжения из-за отсутствия предоплаты за транспортировку природного газа, а также превышение лимитов отбора газа. 12 августа завод был остановлен.
Тогда правительство еще не могло с этим смириться и, по согласованию с секретариатом Энергетического сообщества, приняло нестандартное решение. "Нафтогазу Украины" «разрешили» до конца 2016 года поставить ОПЗ до 300 миллионов кубометров газа на льготных условиях. 4 октября ОПЗ возобновил работу.
Расчет был на то, что его все же удастся продать на еще одних торгах, назначенных на 14 декабря. Ради этого стартовую цену снизили в 2,6 раза (до 5,16 миллиарда гривень). Инвестор должен был оценить такую уступку. Но этого не сучилось – конкурс и на этот раз не состоялся. Инвесторы, как говорится, проголосовали ногами. Между тем долг ОПЗ перед "Нафтогазом Украины" достиг к 20 декабря миллиарда гривень. И ничто не показывало, что предприятие сможет его не то что вернуть, но и уменьшить.
Правительство попыталось «всучить» должника в управление разбогатевшему на новых газовых тарифах «Нафтогазу», но, как рассказал журналистам на пресс-конференции глава НАК Андрей Коболев, такой опасный «довесок» был компании ни к чему, и она от него отказалась. (Этот момент стоит запомнить – мы к нему еще вернемся).
По прогнозу "Нафтогаза", при текущей динамике долг ОПЗ до конца текущего года может достигнуть 1,5 миллиарда гривень. С момента принятия Кабмином решения о возложении на НАК специальных обязанностей по поставке газа ОПЗ это предприятие возместило газовому монополисту всего 5 миллионов гривень.
Дело в том, что попытки Украины продать ОПЗ совпали с ухудшением конъюнктуры на внешних рынках. Спрос на изготавливаемые предприятием удобрения сократился, цены упали, и высокорентабельное прежде предприятие стало приносить убытки. За девять месяцев 2016 года они превысили 560 миллионов гривень (против 205 миллионов гривень чистой прибыли за тот же период 2005 года).
Судьба такого предприятия, естественно, беспокоила правительство. К тому же неудачи с его приватизацией сказывались не только на наполнении бюджета, но и на имидже страны и ее руководства.
Одесский припортовый завод находится в сложном положении из-за неблагоприятной конъюнктуры мирового рынка удобрений, неэффективного управления, а также в связи с использованием его ранее в целях коррупции и для различного рода махинаций, вынес свой приговор премьер-министр Владимир Гройсман. А ведь суд над заместителем генерального директора завода Николаем Щуриковым и главой наблюдательного совета ОПЗ Сергеем Переломой еще далек от завершения.
"Сейчас видим факт неэффективного управления заводом, в том числе и Фондом госимущества, - рассказывал премьер в парламенте, - Ищем новый подход по очищению предприятия от долгов и вывода из состояния убыточности". Гройсман добавил, что нынешняя себестоимость продукции предприятия "неприемлема" с учетом конъюнктуры рынка. "Мы ищем правильные варианты, которые позволят обеспечить ритмичную работу. Для нас важно найти правильное решение по оздоровлению и качественной работе ОПЗ, будем этим заниматься", – заверил премьер.
И работа закипела. Через несколько дней после Гройсмана на теме ОПЗ отметился первый вице-премьер и глава Минэкономразвития и торговли Степан Кубив. Он сообщил журналистам, что его ведомство рассчитывает принять решение по дальнейшей работе завода. "Три дня тому назад было проведено совещание под моим председательством по ОПЗ, где были привлечены соответствующие министерства и НАК "Нафтогаз Украины", - информировал он, - Завтра до обеда должны быть экономико-финансовые расчеты, и будет принято решение. Здесь будет играть роль экономика и безопасность, я бы даже сказал – безопасность и экономика".
В итоге 28 декабря Кабмин решил реструктуризировать долг ПАО "Одесский припортовый завод" перед НАК "Нафтогаз Украины" за потребленный газ на два года. "Принятие проекта распоряжения обеспечит реструктуризацию долга перед НАК: начиная с 1 апреля 2017 года, начнется выплата равными долями сроком на два года без начисления процентов", - сказал, представляя проект решения, глава Фонда госимущества Игорь Билоус.
Но реструктуризация долга в этом решении далеко не главное. В пояснительной записке к проекту распоряжения, которая попала к журналистам портала "Наши гроши", указывается, что 31 декабря производственные мощности ОПЗ планируется остановить, а в дальнейшем (в срок около трех месяцев) «предприятие примет меры для передачи целостного имущественного комплекса в аренду». Кому? На каких условиях? В пояснительной записке об этом не говорится.
«Это позволит обеспечить погашение долга завода за газ перед «Нафтогазом Украины», - предполагают авторы документа, который предусматривает реструктуризацию долга ОПЗ перед «Нафтогазом», начиная с 1 апреля 2017 года равными частями баз начисления процентов.
Распоряжение правительства принималось далеко не консенсусом. В протоколе согласования позиций отмечается, что «Нафтогаз» с таким решением категорически не согласен. По мнению его руководства, реструктуризация долга на беспроцентной основе не компенсирует затрат компании – «Нафтогаз» привлекал кредитные ресурсы для расчетов за использованные, но не оплаченные заводом объемы газа в июне-декабре.
«Стоимость капитала на внутреннем финансовом рынке составляет 19-20% годовых», - отметили в «Нафтогазе». А в справке о согласовании проекта зафиксировано, что «Нафтогаз» «согласовал его с замечаниями, которые не учтены». Вероятно, не поддержал этот документ и Минфин. В справке указывается, что проект был «вброшен в ящик (для почты) Минфина 24.12.2016, но, по состоянию на 27.12.2016, канцелярией Минфина не зарегистрирован».
Источник, близкий к Кабмину, в разговоре с «Днем» недоумевал: «Это какое-то загадочное решение. Что конкретно за ним стоит понять сейчас трудно. Какой срок аренды, каковы другие условия?»
Такие предприятия, вполне конкурентные на рынке, никто в аренду, по его мнению, не отдает, поскольку в этом нет никакого смысла. Да и взять его в аренду сможет лишь тот, у кого есть дешевый газ, примерно такой по стоимости, как тот, который Россия дает своим предприятиям или Беларуси. «Дмитирий Фирташ еще может в этом поучаствовать, - говорит источник, - но ему-то как раз и не дадут».
«Да и что такое аренда? – спрашивает он. - Если сдается целостный имущественный комплекс, то предприятие ликвидируется. Все работники увольняются, а арендатор либо создает новое юридическое лицо, либо включает объект аренды в состав своего предприятия. Как его потом заполучить обратно? Национализировать как Приватбанк?» По мнению источника, арендатором ОПЗ могут назначить тот же «Нафтогаз», которому этот завод ни по профилю деятельности, ни по уставу не подходит. «Мы долго говорили об отсутствии политической воли для реформ. Так вот, смотрите, как она проявляется», - сказал он.
«Сдать ОПЗ в аренду? Для меня это что-то непонятное, - удивлен экс-глава Фонда госимущества Александр Бондарь, - Зачем было дважды выставлять это предприятие на приватизацию, которая дважды проваливалась из-за отсутствия покупателей, чтобы, в конце концов, сдать его в аренду?»
«У нас ни одно предприятие после аренды успешно не выходило, - сказал Бондарь «Дню», - Если хотели его отдать какому-то правильному человеку или компании, то нужно было так с самого начала и делать. А у нас все через одно место. Сначала подорвали этими конкурсами имидж всей страны, сорвали приватизацию, а теперь срочно отдают в аренду. Разворуют его в результате окончательно…».
Section
Экономика