Перейти к основному содержанию

На Говерлу — на «ровере»

Летний туристический сезон в Карпатах отныне имеет право называться велосипедным
10 июня, 19:30
ЧЕСТЬ ПОДНЯТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ НА САМУЮ ВЕРШИНУ ГОВЕРЛЫ ВЫПАЛА МЕСТНЫМ ШКОЛЬНИКАМ, ПРИСОЕДИНИВШИМСЯ К ВЕЛОПРОБЕГУ

Экологический или «зеленый» туризм в мире развивается все активнее. Так, по данным Международного союза экотуризма, рынок на протяжении шести лет может достичь оборота в 470 миллиардов долларов. Придется ли хотя бы несколько миллиардов на Украину? Теоретически в экспертной среде склонны очень позитивно оценивать туристические перспективы нашей страны, однако на практике нынешнее положение отрасли такого позитива не вызывает. Имея Карпаты, Крым и неповторимые природные или архитектурные объекты в остальных регионах, Украина не только не привлекает массово иностранных туристов, но и теряет своих — из-за Турции, Египта или балканских стран.

Среди причин такой тенденции — элементарная лень, отмечают эксперты. Дескать, отечественным туроператорам сегодня значительно легче продать клиентам готовый (хотя и заграничный) продукт, чем разрабатывать свой. Так что вместо массовой популяризации туризма по-украински имеем лишь отдельные примеры проявления здешнего «зеленого» энтузиазма.

Один из таких в прошлую субботу состоялся в Карпатах. В день охраны окружающей среды велосипедисты со всей Украины собрались для велотура на самую высокую точку нашей страны — гору Говерлу. Как оказалось, 2061 метр над уровнем моря — не препятствие для ровера (так на Западной Украине называют велосипед). Скорее наоборот: велопутешествие в горы — это и экстрим, и удобный способ для посещения неповторимых ландшафтов и достопримечательностей.

Но главное, что с недавних пор такие путешествия стали «цивилизованными». То есть шанс заблудиться с велосипедом высоко в горах минимален. А все благодаря проекту «Велострана».

КАК ЭТО НАЧИНАЛОСЬ?

В 2008 году в среде любителей велоспорта зародилась идея подражать положительному европейскому опыту в вопросе организации велотуризма — проложить велосипедные маршруты, обустроить под «байкеров» отели и учреждения отдыха, установить велосипедные стойки и т.д.

«Как раз в это время я узнал, что Евросоюз проводит конкурс проектов. Созрела идея подать проект об обустройстве велосипедных маршрутов в Карпатах, — рассказывает бывший столичный PR-консультант, покинувший Киев ради Карпат, а ныне вдохновитель и менеджер «ВелоКраїни» Виктор Загреба. — Я нашел единомышленников, мы все продумали, спланировали и подали заявку на конкурс».

Как рассказывает «Дню» Загреба, сначала планы были скромными: обустроить велоинфраструктуру только в городе Яремче. Однако «аппетиты» пришлось увеличить из-за минимального порога гранта от ЕС — 520 тысяч евро. Так что к Яремче в планы добавились Ворохта, Коломыя, Косив, Рахив и другие карпатские города и поселки. В результате грант выиграла именно «Велострана».

«Идеология нашего проекта — привлечение молодежи к активному отдыху. Когда тело работает — мозг отдыхает... И Карпаты — лучшее место, где это можно делать. Так что мы очень признательны Евросоюзу, в частности Комиссии ЕС в рамках программы соседства Румыния—Украина, которая рассмотрела наш проект и поддержала его, выделив деньги, — рассказывает Виктор Загреба. — Мы хотим, чтобы Украина тоже принадлежала к Европейскому Союзу... Так что символическая цель нашей акции — в День Европы поднять флаги Украины и Евросоюза на Говерлу».

ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ «МИССИЯ» ВЫПОЛНЕНА

Стартовав в центре Ворохты, колонна из почти 50 участников на велосипедах с закрепленными в них флагами и 20 журналистов в микроавтобусе проехала 20 километров до учебно-спортивной базы «Заросляк», откуда туристы обычно и начинают свой путь на Говерлу длиной в 4,1 километра. Отсюда и флаги, и велосипеды уже пришлось нести в руках. Так что еще не изнуренные кручением педалей и ношением велосипедов журналисты помогали в подъеме государственного флага — в частности, довольно длительный отрезок делать это посчастливилось «Дню», который передал эстафету юным велосипедистам уже на Малой Говерле.

Несмотря на нелегкий путь, энергии для общей эйфории, фотографирования на вершине со снегом, который еще там местами остался, а также с флагами Украины и ЕС и последующего их крепления на флагшток хватило сполна. Несмотря на разнообразный контингент (от школьников и студентов — до солидных мужчин и хрупких девушек), разную профессиональную подготовку и элементарную экипировку (многие журналисты на вершине замерзли). Во многом и благодаря благоприятной погоде: вопреки предварительным прогнозам синоптиков о грозах с градом в горах было тепло и солнечно. Иногда даже слишком — вплоть до ожогов.

И хотя на вершину с велосипедами выбралось только восьмеро, торжественно-экстремальная «миссия» была выполнена. А дополнительную порцию экстрима добавили именно эти восьмеро: они на обратном пути — прямо с вершины Говерлы аж до «Заросляка»— съехали на велосипедах.

ВРЕМЯ РАЗРУШАТЬ СТЕРЕОТИПЫ

По убеждению активистов «ВелоКраїни», пришло время разрушения стереотипа о значительном преимуществе зимнего карпатского туристического сезона перед летним. А последний, в свою очередь, должен получить название велосипедного. Ведь теперь благодаря реализации проекта современной велоинфраструктурой обеспечены шесть районов Ивано-Франковской, Черновицкой и Закарпатской областей. В частности, разработано и обозначено около 50 веломаршрутов, установлено более 700 велостоянок, создана сеть из 30 заведений проживания велотуристов...

Один из веломаршрутов 6 июня — в День журналиста — смогли испытать и представители прессы. Алгоритм велопрогулки следующий: идем в пункт велопроката, где каждому подбирают и настраивают велосипед в комплекте со шлемом и перчатками, демонстрируют имеющиеся маршруты. Аренда велосипеда стоит 50—60 гривен на полдня, 80—100 — в день. После короткого инструктажа отправляемся в 17-километровое велопутешествие по маршруту № 303 под названием «Легенда» — от Яремче до монастыря Святого Андрея и базы отдыха «Легенда», построенной в традиционном гуцульском стиле.

Этот маршрут разработан специально для начинающих, однако тоже не лишен «элементиков» экстрима. В частности, путь пролегает по кладке (подвесному мостику, который изрядно шатается при движении) через реку Прут. Дальше можно наслаждаться гуцульскими видами и незабываемым запахом смерекового леса. После всего этого — еще и умыться в традиционно прохладной горной речке Каменка — возле монастыря Святого Андрея...

Как рассказывает PR-менеджер «ВелоКраїни» Владимир Закалюжный, одна из задач проекта — задерживать отдыхающих в Карпатах, продлевая таким образом сезон для туристического бизнеса региона. Последний рад такой помощи — в частности небольшие отели (в Карпатах их называют усадьбами) активно приобщаются к списку велоусадьб — для этого необходимо оборудовать гараж, мойку и стоянку для велосипедов. При чем пользоваться всем этим имеют право не только велотуристы, проживающие в определенной усадьбе, но и просто проезжающие мимо. Это одно из условий проекта — чтобы туристы смогли бесплатно помыть или подремонтировать свой велосипед в любой усадьбе, которая вовлечена в «Велострану».

«Цель проекта — в готовности инфраструктуры и возможностей для бизнеса, чтобы туроператоры продавали велотуры. А бизнес уже сам должен решать, использовать ему эти возможности или нет, — рассказывает «Дню» Закалюжный. — Мы бы хотели, чтобы был постоянный поток велотуристов. Но пока что это обычные туристы, которые при ознакомлении с проектом изъявляют желание покататься. Настоящих же профессионалов 10—15%».

Но представители местного туристического бизнеса уже отмечают положительные изменения, которые им принес велотуризм... «Туристы, которые приезжают сюда на велосипедах, не имеют целью выпивку и т.д. Они отдыхают культурно, — отмечает владелец яремчанской велоусадьбы класса люкс Максим Криворучко. — Как только мы приняли участие в проекте, буквально в течение месяца начали появляться все новые и новые велотуристы: 10 компаний у нас уже отдыхали, проездом было множество. То есть туристический поток увеличился, это однозначно. И нам это, конечно же, нравится... Теперь даже те люди, которые приехали сюда не кататься на велосипедах, после нашего предложения и демонстрации маршрутов изъявляют желание попробовать наш велотуризм».

Шанс для дальнейшего стремительного развития велотуризма в Карпатах активисты «ВелоКраїни» усматривают в Евро-2012. «Это будет очень хорошая возможность прорекламироваться, ведь для европейцев дешевый, но интересный украинский велотуризм должен быть открытием», — уверен Владимир Закалюжный.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать