Перейти к основному содержанию

Путешествие в Страну Красных Кленов,

или Как я открыл для себя Канаду и какой увидел оттуда свою Украину и соседнюю Россию
15 сентября, 20:17

«Исторический поезд украинских пионеров» — так назывался глубокий и масштабный исследовательский проект, посвященный 120-летию поселения украинцев в Канаде. По инициативе Чрезвычайного и Полномочного Посла Украины Игоря Осташа и при финансовой поддержке Канадско-украинской парламентской группы дружбы и многочисленных меценатов Страны Кленового Листа совместная экспедиционная группа проделала, в основном на поездах, интереснейший маршрут от портового города Галифакс (побережье Атлантического океана) до города Эдмонтон, находящегося сравнительно недалеко от берегов Тихого океана, фактически пройдя по следам украинских переселенцев. Расстояние этого пути, учитывая радиальные поездки на автобусах от железной дороги до отдельных населенных пунктов и интересных объектов для фотосъемки, — шесть с половиной тысяч километров, а общая протяженность проделанного маршрута (вместе с авиаперелетами) — 30 тысяч километров.

В состав экспедиционной группы, которую возглавил Игорь Осташ, вошли вице-спикер Верховной Рады Николай Томенко, народные депутаты Евгений Суслов и Олесь Доний, мэр города Канева Виктор Николенко, народные артистки Украины Нина Матвиенко и Мария Бурмака, бандурист Ярослав Джусь, Генеральный консул Украины в городе Торонто Александр Данилейко, редактор интернет-сайта «Історична правда» Вахтанг Кипиани, а также автор этих строк, специальный корреспондент газеты «День» Николай Хриенко. С канадской стороны — активисты украинской диаспоры, общественные деятели, журналисты, священники украинской церкви, учителя украинских школ, студенты, ученые...

АВИАПЕРЕЛЕТ ИЗ КИЕВА В ТОРОНТО

Когда мне удается сидеть у иллюминатора, то почему-то всегда вспоминаются слова отважного пилота и прекрасного писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Да, конечно, самолет — это машина, но при этом какое орудие познания? Это он открыл нам истинное лицо земли».

Внизу под крылом самолета поверхность планеты Земля превратилась в географическую карту... После разлинованной дорогами на разные геометрические фигуры и раскрашенной в разные цвета полями и лесами Западной Европы появился безграничный Атлантический океан. С огромной высоты самолета до фиолетовой линии горизонта виднеется только вода, вода и вода... Через девять часов полета под крылом нашего авиалайнера показалась зеленая земля Канады, а впоследствии и огромное озеро Онтарио, по площади равное половине Азовского моря.

Одними из первых среди европейцев вглубь этих безграничных земель пробрались французские охотники на пушного зверя. А когда на Клондайке и на Юконе началась «золотая лихорадка» (читайте о тех временах прекрасные произведения Джека Лондона!), то в погоне за желтым металлом на север Канады стали пробиваться пешком, верхом на лошадях, на лодках и на лыжах тысячи и тысячи золотоискателей из других европейских стран...

Золото, имеющее желтый цвет, вскоре иссякло — и люди покинули те холодные края. Но на юге Канады под высокими и густыми травами прерий открылось новое золото. Это — черноземы. Самая плодородная земля в мире, которая, в отличие от желтого золота, никогда не иссякает, но при условии, если ею правильно пользоваться.

Украинцы всегда любили землю и умели на ней работать. Их словно мощным магнитом потянуло с малоземельных Галичины, Буковины, Закарпатья и других территорий нынешней Западной Украины туда — в Канаду...

Еще в школе я прочел в повести «Fata morgana» Михаила Коцюбинского такие грустные строки об украинских переселенцах: «Идут и идут, черные, сгорбленные, мокрые, несчастные, словно калеки-журавли, отбившиеся от своего ключа, словно осенний дождь. Идут и исчезают в серой безвестности...». А украинский поэт-демократ Павел Грабовский, до самой своей смерти отбывавший ссылку в далекой и глухой к тому времени Сибири, сделал о мигрантах из Восточной Украины такую запись: «Простой люд, обобранный и обездоленный, странствует куда глаза глядят, бросает дорогую, но адскую родину, ищет по другим сторонам себе счастья, чтобы в конце концов убедиться, что его нигде нет и быть при современных общественных обстоятельствах не может, а убедившись, ждать единственного спасения — могилы, среди ежедневной нищеты, голода, разлуки и безнадежности»...

Вернувшись из Канады в Киев, я пошел в библиотеку и прочитал рассказ Василия Стефаника «Каменный крест». Впечатляющее повествование о том, как обнищавший крестьянин Иван Дидух из села Русова на Покутье перед отправкой за океан в далекую Канаду поставил на горе каменный крест с высеченными на нем фамилиями и именами себя и своей жены. Они поплыли в поисках лучшей жизни за океан, а их символичная могила осталась на родной земле... Уместно упомянуть, что в этом рассказе описывается достоверный факт, ведь Василий Стефаник даже переписывался с тем мужчиной из села Русова, который перед отъездом вкопал в родную землю общий могильный крест себе и своей жене...

Участники же экспедиции встречались с потомками украинских переселенцев в Галифаксе, Монреале, Оттаве, Торонто, Ошаве, Виннипеге, Стюартбурне, Гардентоне, Саскатуне и Эдмонтоне. Побывали также в украинском селе Край Дороги, на могилах переселенцев из Украины, встречались с современными украинскими фермерами и участниками ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, приняли участие в открытии нового памятника Тарасу Шевченко в Оттаве, дали несколько концертов вместе с нашими земляками для жителей упомянутых городов, рассказали о нынешней жизни в Украине и, в частности, о газете «День», которую читают в электронной версии многие украинцы в Канаде.

В Стране Кленового Листа есть аналог Музея национальной архитектуры и быта в Пирогово — «Село спадщини української культури». Это самое сердце истории наших переселенцев, ведь в музее собраны жилища украинских пионеров и предметы их быта, а также различные документальные материалы, начиная с 1891 года, когда в Канаду прибыли из села Небылов (Галичина) первые украинцы — Иван Пылыпив и Василий Елиняк. Поэтому само собой разумеется, что «Село спадщини української культури» стало одним из основных пунктов нашего путешествия.

РАЗРАБОТЧИК ИДЕИ МНОГОКУЛЬТУРНОСТИ КАНАДЫ — УКРАИНЕЦ

В течение первой «волны» переселения (1891 — 1914 годы) с территории нынешней Западной Украины в Канаду выехало свыше 170 тысяч человек. Потом была вторая «волна» — с 1918 по 1939 годы, охватившая гораздо большую территорию Украины, чем первая. Третья продолжалась с 1947 по 1950 годы. И, наконец, четвертая, которая началась после распада СССР и продолжается посей день... Сейчас в Канаде проживает более 1200000 украинцев.

Многие наши земляки внесли значительный вклад в развитие канадского государства. Среди них, прежде всего, успешные земледельцы-фермеры (привезенная переселенцами из Западной Украины пшеница стала основой для выведения новых морозостойких сортов на землях Канады), а также известные ученые, спортсмены, политики... Кстати, 24-й генерал-губернатор Канады Роман Гнатишин был украинцем и занимал этот высокий пост с 1990 по 1995 годы.

Украинская диаспора в Канаде — одна из самых старых, а следовательно, она и среди наиболее организованных украинских общин в мире. Ее представители уже давно заняли важное место в политической, экономической и культурной жизни этой страны. Именно поэтому в руководящих органах многих провинций и в федеральном правительстве были и есть канадцы украинского происхождения — Михаил Лучкович, Павел Юзик (разработчик идеи многокультурности Канады), Рейнел Андрийчук, Джим Зеленчук, Иван Ивасик, Мирон Ковальский, Петр Саварин, Розанна Вовчук... Благодаря украинской общине Канада одной из первых стран мира признала независимую Украину и продолжает активное сотрудничество с ней. Ярким примером любви и уважения канадских украинцев к родной земле своих предков является и тот факт, что именно потомок древних переселенцев Эраст Гуцуляк купил и подарил Украине первое помещение украинского посольства в Оттаве. В канадских университетах еще с 1940-х годов преподаются курсы по разным направлениям украинистики, действуют украиноведческие кафедры и двуязычные украино-английские средние школы...

«Быть в Канаде украинцем — очень престижно!» — эту фразу я слышал от наших земляков много раз...

ЗВЕЗДНЫЙ ПУТЬ СОТНИКА ЗОРЯНОГО

На протяжении нашей многодневной поездки по Канаде время для участников экспедиции было спрессовано, образно говоря, будто порох в патроне. Но в Оттаве мне все же повезло «поймать окно» в плотной программе и пообщаться один час с Евгением Адамовичем Штендерой — легендарным сотником Украинской Повстанческой Армии, в годы войны имевшим псевдоним Зоряный. Его история с легкостью могла бы стать основой для книги.

Родился будущий сотник УПА в селе Волица-Барилова Радеховского района Львовской области в 1924 году, а потому хорошо запомнил 1939 год, когда с востока пришли большевики-«освободители» и начали беспощадно наказывать в первую очередь тех украинцев, которые боролись за свою независимость от Польши. Не лучше большевиков оказались. С весны 1943 года Евгений Штендера сражался сначала с одними, а потом с другими в рядах УПА на Волыни и на территории Галичины, а с января 1945 курень «Волки», которым он командовал, получил задание передислоцироваться на земли Холмщины и Подляшья (сегодня это земли Польши) и защищать этнических украинцев от переселения в СССР — в колхозное рабство и на каторжные работы в Заполярье и на Колыму. Несколько боевых операций против общих врагов украинский курень «Волки» провел вместе с польскими подразделениями Армии Крайовой, в частности в мае 1946 года разгромили коммунистические гарнизоны в городе Грубешов. Именно тогда во время одного из боев в Теребинскому лесу Евгений Штендера получил ранение в грудь и лечился в польском подпольном госпитале...

Силы бойцов УПА таяли с каждым днем, а вражеские, наоборот, становились все больше и больше. Пришлось с боями отступать все дальше и дальше на запад. В 1948 году сотник Зоряный оказался в Мюнхене. Там учился в Украинском свободном университете (получил степень магистра), работал информативным референтом Миссии Украинской повстанческой армии при зарубежном представительстве Украинского главного освободительного совета, был соредактором журналов «До зброї», «Сучасна Україна», «Український самостійник»...

В 1956 году Евгений Штендера вместе с женой Любовью Маевской и четырьмя детьми переехал из Германии в Канаду. В Торонто он выпускал газету «Розбудова», а позже стал соредактором еженедельника «Українські вісті» в Эдмонтоне. А когда начал работать в государственной Национальной библиотеке Канады в столице Оттаве, то за 15 лет собрал для нее почти всю украинистику Канады.

Еще с ранних 1990-х годов, когда Украина стала независимой, Евгений Штендера стал инициатором сотрудничества с Институтом украинской археографии и источниковедения НАН Украины и Главным архивным управлением при Кабинете Министров Украины. Именно благодаря настойчивости Евгения Штендеры был подписан договор об исследовании архивов бывшего СССР и печатании материалов о борьбе УПА за независимость Украины.

На должности ответственного редактора издательства «Літопис УПА» бывший сотник Зоряный работал 25 лет. За этот длительный период Евгений Штендера подготовил и выпустил в свет 15 томов документальных материалов о борьбе Украинской повстанческой армии за свободу Украины...

Именно за этот титанический труд, а также «за весомый личный вклад в сохранение и обогащение национального историко-культурного наследия, активную деятельность в деле возвращения культурных ценностей в Украину» президент Украины Виктор Ющенко Указом от 3 февраля 2010 года наградил Е.А. Штендеру Крестом Мазепы.

Прощаясь, я спросил Евгения Адамовича: «Как вы оцениваете лично свой жизненный путь?». И услышал в ответ: «На этот вопрос трудно ответить, потому что жить изгнанником со своей земли — это не драма, это трагедия, которую очень глубоко и очень сильно передал в своем полонезе «Прощание с Родиной» польский композитор Михаил Клеофас Огинский. Он тоже был повстанцем и тоже жил на чужбине. Но я очень счастлив, что дожил до Дня Независимости Украины, а потому мой жизненный путь можно назвать звездным. Жаль только, что почти все мои боевые побратимы не дожили до этого времени...»

СВЯЩЕННИК МАКСИМ ЛЫСАК: «КОГДА В 1997 ГОДУ Я СНОВА ПОЕХАЛ СО СВОИМ ОТЦОМ НА ЕГО МАЛУЮ РОДИНУ, ТО ОКАЗАЛОСЬ, ЧТО НА ХУТОРЕ ДУБИНЫ ДО СИХ ПОР СОХРАНИЛАСЬ ЕГО РОДНАЯ ДЕРЕВЯННАЯ ХАТА»

Когда ехали поездом из Торонто в Виннипег, то в двуместном купе я оказался вместе с настоятелем православного собора Христа Спасителя в городе Оттава Максимом Лысаком. Будто в классическом романе мы сидели за столиком у окна и вели неспешный разговор. Поскольку отец Максим постоянно читает в интернете газету «День», то мне первому пришлось отвечать на его вопрос: «Что делается теперь в Чернобыльской зоне? Как живут наши земляки-украинцы в России за Уралом? Какова роль нынешней журналистики в общественно-политической жизни Украины?..».

А затем задавать вопросы наступила моя очередь. За 52 года отец Максим прошел очень интересный и непредсказуемый жизненный путь. Сначала он учился в Институте советских и восточноевропейских наук (готовился к дипломатической работе в Восточной Европе), а за год до окончания этого института перевелся на отделение украинского языка и литературы в Манитобский университет. Получил диплом, но уже чувствовал в душе, что его призвание не политическая дипломатия, а служение Богу. «Это ощущение, это призвание не свалилось на меня внезапно с неба, оно медленно, но неотвратимо рождалось в глубинах моей души, будто истоки реки, чтобы стать началом моей новой жизни...».

После учебы в духовной семинарии и церковной службы отец Максим закончил еще Академию святого Владимира в Нью-Йорке и Православную академию честного Креста в Бостоне (США). Имеет степень магистра теологии.

— Интересно, откуда ваш родовой корень? — спрашиваю у отца Максима.

— Я родился в Канаде в городе Виннипег, а мой отец приехал сюда еще в 1929 году из хутора Дубины, нынешнего Острожского района Ровенской области. (Тогда это была территория Волыни). А родители моей мамы Линцы Гаврелюк были родом из Буковины — село Костинцы Сторожинецкого района Черновицкой области.

— А кто ваша жена? Ее корни тоже из Украины?

— Нет! Моя Иванка английского происхождения. Но, возможно, из любви ко мне как к своему мужу и из уважения к моим родителям она выучила украинский язык и стала украинкой. За это мои отец и мама полюбили ее всей душой, всем сердцем. У нас растет две дочки. Старшей, Анастасии, уже четырнадцать лет, а Юлиане — одиннадцать. Они учатся в украинской школе и знают наш язык так, как ученики во Львове или в Тернополе...

— Интересно, довелось ли вам побывать в Украине?

— Посчастливилось. И не раз, а дважды. В 1992 году мы вместе с женой побывали на хуторе Дубины (это Ровенщина), где родился мой отец, а также ездили в село Костинцы на Буковину, откуда родом моя мама. Это было для меня потрясением... А в 1997 году я снова поехал со своим отцом на его малую родину, где он родился и вырос. На хуторе Дубины до сих пор сохранилась его родная деревянная хата под белой черепицей. Она пережила две мировые войны и выстояла до сегодняшних дней. Мы пили воду из того колодца под старой грушей, которую пили мой дед Мартын и мой отец в те далекие времена. Старые люди на хуторе узнавали моего отца, а он узнавал своих земляков. Эта встреча была для него наивысшей наградой, самым ценным подарком судьбы на склоне лет за его многотрудную жизнь... А затем в селе Украинка в храме Сошествия Святого Духа на апостолов (там крестили моего отца) я провел божественную литургию... Я соединился душевно и духовно с моими земляками и с моими родственниками. У меня было такое ощущение, что я родился и вырос здесь, в Украине, что я часть этого народа и в прошлом, и сегодня и буду его частью вечно...

...Далеко-далеко от Украины, на противоположной стороне планеты Земля, мчал ночной поезд с востока Канады на ее западный берег к Тихому океану. В купе за столиком у окна сидело двое немолодых людей — священник и журналист. Один из них говорил, а второй слушал. Затем журналист перестал записывать услышанное, потому что это был уже не просто рассказ священника об Украине, а его исповедь... А исповедь должна оставаться тайной...

ЧТО ВРЕЗАЛОСЬ В МОЮ ПАМЯТЬ

В классическую капиталистическую страну я попал впервые в жизни, а потому с особенным любопытством изучал и запоминал все, что попадало на глаза...

Более всего поражали своим внешним видом люди, которые в Канаде не измучены тяжелым физическим трудом, не подавлены и не сломаны морально и психологически. Даже бабушки и дедушки, которым уже за 70, выглядят веселыми и здоровыми. Жители Канады — очень спортивный народ: бег, велосипед, коньки, лыжи и плавание для них так же необходимы для полноценной жизни, как воздух, еда и одежда. Люди в Канаде живут без заборов вокруг своих жилищ и без металличес ких входных дверей. Там все церкви и соборы без металлических ограждений и решеток. Там не стреляют птиц и диких животных после охотничьего сезона, не рубят деревья даже на частной территории без специального разрешения, потому что наказание за это будет очень суровым. По улицам Оттавы, столицы Канады, бегают еноты и белки, а в парке возле здания Парламента в красивых деревянных домиках живут «несчастные» бездомные коты, которых жители этого города кормят молоком, сметаной и творогом.

Кстати будет добавить, что в городах Канады на улицах очень мало дорогих автомобилей. Многие чиновники ездят на работу на велосипедах, а депутатов Парламента после заседаний развозят домой красивые микроавтобусы. В Канаде нет такой показной роскоши, как у нас в Украине. Канада — одна из самых богатых в мире, но чрезвычайно рациональная и расчетливая страна. И люди такие же.

В отличие от бедной украинской диаспоры в России, в Канаде наша диаспора наоборот — зажиточная. Определенная часть средств для ее развития выделяется по государственным программам, но основная часть обеспечивается за счет общественных взносов и добровольных пожертвований. Все украинские общества имеют красивые многоэтажные собственные дома, в которых есть обязательно зал для торжественных событий: разных празднований, встреч делегаций, проведения свадеб или поминальных обедов... Для этого имеется хорошая кухня с холодильниками и посудой. В домах украинских обществ действуют музеи, библиотеки, компьютерные залы для детей и спортзалы. У каждого такого дома-комплекса собственное название: «Днепр», «Карпаты», «Одесса»... Обязательно проводятся разные экскурсии, туристические походы и так далее. Кому нужно, предоставляется материальная помощь, все инвалиды обеспечиваются электроколясками. Когда они двигаются по велосипедным дорожкам, то за спинами «водителей» обязательно развеваются на гибких мачтах небольшие красно-белые или сине-желтые флажки. Бывает, что на одной коляске развеваются и по два флажка: один — канадский, а второй — украинский...

Как бы там ни было, а выходцы из Украины в Канаде сохраняют немало украинского и, несмотря на весь комфорт и заботу новой родины, испытывают желание жить на своей земле. Многие из них вернулись бы, но их сдерживает мысль, что там, за рубежом, в далекой Канаде они могут больше сделать для Украины, нежели вернувшись домой. Парадоксально. Как столетие назад, во время первой волны эмиграции, так и сегодня — во время четвертой — украинцы выезжают за границу из-за бесперспективности, потому что не уверены, смогут ли реализовать себя в Украине. И это в то время, когда мир вокруг глобализируется. Конечно, хорошо, что у нас есть такая мощная поддержка за рубежом, но интерес, который проявляется к этим людям, а не их кошелькам, со стороны украинской власти и соотечественников иногда недопустимо мал. Как и недопустимо мизерны усилия создать в стране условия, стимулирующие людей оставаться и работать здесь.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать