Встреча большой лемковской семьи
На Тернопольщине прошел фестиваль культуры многострадального этноса
Под ностальгическим лозунгом «Цне мі ся за тобом, мій лемківський краю», что значит «Грущу я по тебе, мой лемковский край», двенадцатый раз прошел Всеукраинский фестиваль лемковской культуры «Дзвони Лемківщини» в урочище Бычева, что в Монастырисском районе Тернопольской области. До 1950 года в этом месте был хутор Дубовица, в котором осели лемки из Горлицкого уезда. Впоследствии их заставили переселиться в Монастыриску. Считается, что в этом районе живет больше всего лемков Украины. Ежегодно фестиваль собирает здесь представителей этого субэтноса со всего мира. Организаторы заверяют, что 7 — 8 августа на Ватряном поле побывало почти 70 тысяч человек — делегации со всех регионов Украины, а также из Словакии, Польши, Сербии, Хорватии, США, Канады, Австралии, Молдовы, России. Кто-то из них, как говорится, лемок стопроцентный, кто-то наполовину, а то — и того меньше, а кто-то «залемчился». Так говорят о тех, кто женился на лемкине или вышел замуж за лемка. Много на фестивале было и почитателей лемковскої культуры.
Все лемки берегут традиции дедов-прадедов, с радостью одевают народные костюмы, разговаривают на лемковском говоре. Кстати, некоторые слова не понять даже украинцам Западного региона. Свое название лемки получили от часто употребляемой усилительно-выделительной частицы «лем», которой нет ни в одном украинском диалекте, а также в словацком, сербском, чешском языках, повлиявших на формирование лемковского наречия. По мнению некоторых исследователей, древнейшими предками лемков было славянское племя белых хорватов, населявших Карпаты в VІІ — Х веках. Как свидетельствует история, Лемковщина была частью Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества. Позже земли южной Лемковщины захватила Венгрия, а с 1340-го года весь Лемковский край оказался в составе Польши, где находился до 1772 года. Впоследствии восточная часть Лемковщини отошла к Русскому воеводству, а западная стала принадлежать Краковскому. Больше всего украинцев накануне Второй мировой войны проживало на территориях Новосондецкого, Горлицкого, Ясельского, Короснянского, Сяницкого, Лисского и Новотаргского уездов Краковского воеводства. В 1944 — 1947 годах большая часть Лемковщины оказалась в Польше на основании польско-советского договора, ставшего актом изгнания и поломанных судеб самой западной части украинского этноса.
«А де ж тота доріженька
з Пермишля до Львова,
Випала мі з-під коника,
випала мі з-під коника
золота подкова.
А не жаль підковочки,
я тої золотої,
Лем но мі жаль дівчиноньки,
лем но мі жаль дівчиноньки,
я тої молодої.
Скрони, Боже, доріженьку,
би ся не курила,
Перекажу до дівчини,
перекажу до дівчини,
би ся не журила».
Так поет Мария Миргородская, уроженка Вислока Дольного Сяницкого уезда Краковского воеводства. «Поляки запрещали петь украинские песни, ходить в вышиванках, но молодежь все равно это делала. А мы с подругами изготовляли из бисера трезубцы, которые ребята цепляли на одежду», — вспоминает молодые годы, пришедшиеся на времена до пресловутой операции «Висла», старушка-лемкиня. Когда в 1942 году нацисты забрали пятнадцатилетнюю Марию на принудительные работы в Германию, она не знала, что больше никогда не увидит свою Лемковщину. Родителей, сестер и брата девушка нашла в Олиеве Зборовского района Тернопольской области в 1947-ом году.
Каждый год праздник лемков на Тернопольщине не обходится без дождя. Как говорят они сами, это столько слез выплакали их семьи в 1944 — 1947 годах, когда их выселили с земель, где лемки жили более тысячелетия. Так что не трудно было предугадать, что и в это чрезвычайно знойное лето лемковский фестиваль опять будет поливать небо. Но ненастье не воспрепятствовало — люди танцевали под дождем не только перед сценой, но и в лесу. Печальные литературные композиции сменялись шутливыми песнями. Ведь даже пережив много горя, лемки никогда не теряли чувство юмора. «Если бы не было лемков в мире, то не было бы весело. У них самое большое чувство юмора. Они с древнейших времен такие. Как бы им не было трудно, всегда поют, шутят», — говорит Ольга Ванюцив из села Крыница Монастырисского района, в котором живет много лемков. Участница ансамблей «Любисток» и «Бескид» Любовь Гаталевич из Ивано-Франковска отмечает: «В лемках больше радости, и это отображено в их песнях, в их шутках. Это меня в них привлекло, поэтому я выступаю в этих коллективах почти восемь лет, хотя сама и не лемкиня».
В прошлом году подарком для лемков стало освящение часовни на Ватряном поле, которую на свои средства построил Герой Украины, глава наблюдательного совета группы компаний «Мрія» Иван Гута, как он сам отмечает, лемок наполовину. В этом году с его легкой руки появилась и колокольня. «Думаю, что это будет способствовать тому Божьему благословению, которое сегодня здесь есть, и это должно иметь продолжение», — говорит Иван Гута.
С каждым годом урочище Бычева все более приобретает вид поселения. Только этим летом, кроме колокольни, на Ватряном поле возвели стилизованный дом, в котором разместили предметы народного употребления лемков, а во дворе — выставка деревянных скульптур известного на весь мир лемка Ивана Мердока, который двенадцатилетним мальчишкой был депортирован вместе с семьей в село Королевка Борщевского района Тернопольской области. Работы этого народного мастера Украины останутся здесь навсегда, как он этого и хотел при жизни. На лемковском подворье можно напиться холодной водицы из деревянного колодца. А вскоре в урочище появится целый музейный городок под открытым небом, он будет открыт на протяжении года и для посетителей, и для мастеров, которые смогут там представлять свое народное искусство. На улице Лемковской будут действовать выставки лемковськой культуры.
Лемковская земля вырастила много талантливых, выдающихся личностей, вклад которых в развитие образования, науки, культуры неоценим. Среди них переписчик Пересопницкого Евангелия, на котором давали клятву президенты Украины, Михаил Василевич Саноцкий; поэт, прозаик, переводчик, литературовед Богдан-Игорь Антоныч; композитор, общественный деятель, автор гимна Украины «Ще не вмерла Україна» Михаил Вербицкий.
«Ватра наша лемківська горить і світить! На всі гори дзвонять дзвони!» — слышно радостные возгласы, когда под громкий перезвон самый старый лемко зажигает костер. Потрескивают дрова под языками пламени, светятся радостью лица оттого, что удалось еще раз повстречаться с большой лемковской семьей, которую объединяют и общее горе, и общая история.
Выпуск газеты №:
№144, (2010)Section
Фото