Год второго правительства Яценюка. И драка
Какие результаты и репутационные потери?
Впервые в истории Украины в стенах парламент «напали» на премьер-министра. Произошло это 11 декабря в стенах Верховной Рады во время Часа Правительства.
Но об этом позже.
Глава Кабмина Арсений Яценюк фактически отчитывался за год работы его правительства. Основные тезисы премьер-министра:
- Когда мы пришли в Кабмин, в Украине было 73 $ млрд долгов. Сегодня их 66 $ млрд Наше правительство научилось брать кредиты и уменьшать долги.
- Сегодня правительство внесло в парламент закон о государственном бюджете Украины.
- Одна из основных задач 2016 года - стабилизация ценовой ситуации.
- Как премьер я взял на себя ответственность провести непопулярные реформы - реформу энергетической независимости от РФ. И мы это сделали.
- Через 10 лет Украина будет в состоянии экспортировать природный газ.
- На едином казначейском счете было 108 тыс. грн. Сегодня имеем средств госбюджета, местных бюджетов, золотовалютных резервов на 95 млрд грн.
- Благодаря бюджетной децентрализации, которую депутаты критиковали, но приняли, местные бюджеты дополнительно получили 40% доходов.
- У правительства нет ни одной гривны задолженности по каким-либо социальным выплатам населению.
- Правительством Украины профинансировано почти 100 млрд грн для обеспечения сектора безопасности и обороны. Повышены зарплаты, приобретена новая техника. В 2016 году, согласно правительственному проекту госбюджета, финансирование сектора безопасности и обороны будет составлять 113 млрд грн.
- Украина выполнила все критерии для введения безвизового режима. 15 декабря обнародован отчет. Украина заслуживает открытия границ с ЕС
- Необходимо до конца года принять закон о госбюджете, налоговую реформу и все необходимые законы, чтобы 2016 год стал годом экономического роста.
Дальше следовали ответы на вопросы народных депутатов. Одни - по сути. Другие - провокационные. Так, Мустафа Найем обратился к Яценюку: «Сегодня у нас весь парламент является заложником ситуации, когда ваша фракция не проголосует за вашу отставку. У нас нет возможности получить новое правительство, нет возможности получить нового премьера. С другой стороны, понятно, что это правительство сейчас не поддерживается ни парламентом, ни обществом... Видите ли вы возможность, чтобы вы добровольно, понимая, что все являются заложниками ваших амбиций, амбиций фракции… возможно, есть какая конфигурация, в которой другой человек из «Народного фронта», другой премьер-министр сможет возглавить правительство, который будет все-таки больше пользоваться доверием?».
Однако «взрывным» стал вопрос народного депутата от БПП Дмитрия Лубинца об электроэнергии, закупке угля в ЮАР и закрытии шахт. За ответом Арсений Яценюк посоветовал обратиться к министру энергетики Владимиру Демчишину, делегированному от Блока Порошенко. После этого и произошла упомянутая схватка.
Народный депутат от БПП Олег Барна подбежал к Яценюку, вручил ему цветы с черной лентой... а дальнейшие его намерения были уже «силовыми». Он вытолкал премьера из-за трибуны и пытался вынести на руках в неизвестном направлении.
Но к нему подбежали депутаты от «Народного фронта», среди которых самым упорным оказался близкий к премьеру председатель Комитета по вопросам экономической политики Андрей Иванчук. Произошла потасовка с дракой.
Позже Барна пояснил СМИ: «Если Яценюк не уйдет, я очень боюсь, что его вынесут люди. Премьер, рейтинг политической силы которого падает до нуля за полгода, автоматически должен уходить в отставку. Премьер, который не выполнил договоренностей, должен идти в отставку».
Барны осудил глава парламента Владимир Гройсман, а фракция БПП исключила из своего состава агрессивного депутата. Перед премьером также извинился председатель фракции БПП Юрий Луценко, назвав поступок Барны неэтичным.
Разве этичной была предварительная массированная информационная кампания против главы правительства, плакаты по Киеву «Беги, кролик, беги»? Поэтому поступок Степана Барны стал логическим завершением всей информационной грязи, политического интриганства и борьбы за власть, которая проходит в течение последних недель между различными политическими силами.
Похоже, после недавнего визита вице-президента Джо Байдена, который заявил: «Встретился со спикером Верховной Рады Гройсманом, президентом Порошенко и премьер-министром Яценюком. Я познакомился с этими людьми, и я верю, что, работая вместе, они смогут создать действительно свободную, объединенную и демократичную Украину», украинские политики сделали свои выводы.
КОММЕНТАРИИ
Михаил БАСАРАБ, политолог:
- Считаю выступление Арсения Яценюка информативным. Он продемонстрировал, что премьер владеет полной информацией о состоянии экономики - это показала и фабула его выступления, и ответы на вопросы депутатов. Глава правительства рассказал не только об уходящем годе, но и представил планы на следующий. В частности о том, что «Нафтогаз» не дотироваться из бюджета, о повышении соцстандартов на 12%, направленности правительства на рост добычи полезных ископаемых, чтобы через 10 лет Украина стала энергетически независимой. Он объяснил, почему именно такой проект бюджета, почему именно такая налоговая реформа. Также он описал планы на погашение и реструктуризацию украинской задолженности перед кредиторами, о финансировании армии в пределах 5% ВВП, отмене безвизового режима, ЗСТ с Европой. Что, если не это, может характеризовать представление премьера о стратегии Украины на следующий год?
На вопрос депутатов относительно борьбы с коррупцией он четко разграничил полномочия ветвей власти. Задача правительства - минимизировать основания для коррупции, упростив админуслуги, формируя прозрачные правила работы для госпредприятий. Компетенция Президента - ГПУ, СБУ - карательные функции. И если кого-то беспокоит недостаточно результативна борьба с коррупцией - все вопросы к главе государства.
Премьер подчеркнул, что у «Народного фронта» есть только три министра в правительстве, в то время как у БПП - девять, в том числе министр энергетики Владимир Демчишин. У Яценюка давно есть претензии к нему - в том числе и о поставках электроэнергии в оккупированный Крым. Почти год назад по указанию премьера КМУ передал в ГПУ результаты служебного расследования относительно т.н. «контрактов Григоришина - Демчишина», где фигурировал «Крымский автономный округ РФ». Генпрокуратура до сих пор не дала оценку этому. То же самое касается и вопроса работы государственных шахт. Премьер не может выполнять функции министра энергетики, поэтому он справедливо ответил на вопросы депутатов от БПП, которые делегировали Демчишина в правительство.
Надо обратить внимание и на тот факт, что нервы у народных депутатов в Верховной Раде не выдержали, когда Яценюк подвел черту под вопросами в сфере энергетики.
У меня нет никаких сомнений, что в атаке на правительство и Арсения Яценюка стоит не кто иной, как Петр Порошенко. Он до сих пор не может пережить условное поражение на прошлогодних парламентских выборах, когда у него не было оснований формировать Кабмин во главе с ручным премьером. Мне кажется, что Президент борется за компенсацию и его цель - формирование нового правительства, желательно в пределах нынешней коалиции, хотя это нереально. К этой антиправительственной кампании присоединилось много политических игроков. Например, Саакашвили, который мечтает о должности премьер-министра, Юлия Тимошенко, которая не переставала мечтать об этой должности. Их интересы совпали, но каждый из них преследует собственные цели. Вся кампания работает слаженно, скоординированно, с использованием мощных медийных и финансовых ресурсов. Поэтому я предполагаю, что за ней стоит интерес Петра Порошенко создать ручное правительство с ручным премьером во главе.
На пути этого стоит позиция США, которые дали четко понять, что формирование новой коалиции или вообще парламентские выборы являются недопустимыми для Украины в нынешней ситуации. Это серьезный сигнал в условиях, когда мы зависим от сотрудничества с международными кредиторами. Видимо, поэтому Порошенко публично не фигурирует в антиправительственной кампании, чтобы в его адрес не было никаких обвинений.
Андрей НОВАК, председатель «Комитета экономистов Украины»:
А теперь правда о красивых цифрах устного (почему-то) отчета премьер-министра:
- о «невероятном» росте доходов бюджета на 40% как государственного, так и местных - на самом деле это результат исключительно «инфляционного эффекта» при инфляции 42%, то есть реально еще и недобор на 2%, при этом соцвыплаты увеличены только на 13%, - возникает вопрос - где деньги из разницы в 27% увеличения бюджета?
- о «невиданном» увеличении финансирования армии в 100 млрд грн - на самом деле это сделано благодаря прямой финансовой помощи США на вооружение Украины в 300 млн долл. + «военный налог», который платят налогоплательщики;
- о «выдающейся» реформе в энергетике и уменьшении убыточности «Нафтогаза Украины» - на самом деле монополисты все остались, а уменьшение убыточности «Нафтогаза» сделано исключительно за счет роста тарифов для населения в четыре (!) раза, а механизм субсидий является схемой пересчета через пять миллионов домохозяйств - получателей субсидий средств из бюджета к монополистам, то есть олигархам, которых премьер так «злостно» поборол;
- о «фантастическом» уменьшении государственного долга с 73 до 66 млрд долл. – это сделано по требованию МВФ о рестуктуризации и списании и самим же МВФ организовано и обеспечено;
- о «росте» экономики в III квартале на 0,7% «впервые» после четырех лет падения - в III квартале каждого Божьего года происходит небольшой всплеск роста, потому что в это время аграрии продают урожай, а на самом деле годовое падение ВВП Украины в 2015 году составит около 8%.
В итоге возникает простой вопрос - если доходы бюджета выросли на 40%, а соцвыплаты только на 13%, если уменьшен государственный долг и соответствующие долговые платежи из бюджета, если золотовалютные резервы НБУ выросли на семь млрд долл., а общую финансовую помощь Украине, по словам Байдена, получила на 25 млрд долл., то, господин Премьер-министр, - где все эти разницы, где все деньги?