Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

О музыке «на вырост»

27 ноября, 18:38
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ СВЯТОСЛАВА ВАКАРЧУКА

Святослав ВАКАРЧУК интересен обществу не только как музыкант, но и как человек, стимулирующий важные общественные процессы. Его попытка пойти в политику оставила много вопросов...

— Святослав, какие цели преследовал такой успешный музыкант как вы, идя в политику? Как относитесь к тому, что известные артисты и спортсмены используются политиками?

— Это вопрос комплексный. И чтобы дать основательный ответ на него, видимо, нужно рассказать о полученном мной воспитании, о том, что влияло на формирование моего сознания в 14—16 лет... Я вырос в семье профессора физики, которая была причастна к изменениям, произошедшим в конце 1980-х. Мой отец, имея большое доверие у своих коллег, стал депутатом Верховной Рады СССР. Так в 1989-м папа оказался в водовороте политических событий. Он был одним из тех, кто делал все для того, чтобы Украина стала независимой. Делал тихо и неутомимо, особенно «не светясь» на телевидении. Это все происходило на моих глазах. Тогда я понял одну простую вещь: люди, не имеющие, казалось бы, ничего общего с политикой, в определённое время могут сделать значительно больше, чем те, кто всегда был при власти. С того времени для меня понятие «профессиональный политик» — в некотором смысле демагогия. В нашей стране, в принципе, отсутствует прослойка тех, кто с молодых лет выбирает обучение на политическом поприще, потом как рядовые партийцы начинают партийную работу, дальше продвигаются по карьерной лестнице... И когда бывшие комсомольские деятели или партийная номенклатура говорят, что в парламенте должны быть профессиональные политики, то хочется спросить: это те профессионалы, которые за семнадцать лет завели нашу страну по темпам развития на 137-е место в мире?.. Таким образом, я сознательно шел в политику. Так как у меня, видимо, было убеждение (кстати, есть и сейчас), что именно люди, которые не погрязли в нашей ежедневной политической трясине, имеют шанс предложить конструктивные решения относительно продвижения страны вперед.

А теперь — о втором вопросе. Я понимаю, что политики часто используют известных артистов и спортсменов. Но, на мой взгляд, только человек, имеющий комплекс неполноценности, будет переживать по этому поводу. Они думают, что меня используют, но сами так «заигрались», что даже не заметят, как будут использованы.

— Какие реальные шаги вам как депутату удалось осуществить?

— Это помощь конкретным людям, которая, наверное, в государственном масштабе незаметна. Очевидно, народный депутат Украины может открыть много дверей, что рядовому гражданину не под силу. Кстати, слово депутат переводится с латыни как защитник. Но в нашей стране, где все гиперболизировано, депутат может позволить себе все, а простые люди — мало чего. Более того, я продолжаю предоставлять именную помощь, пользуясь уже просто своим именем.

Что касается законотворческой работы, то в комитете я много работал над усовершенствованием законодательства в сфере свободы слова и информации. Но вынужден признать, что за исключением одного закона — об изменениях к закону о рекламе алкоголя и табака на телевидении, который, между прочим, считаю довольно котраверсийным, все остальные даже до публичного обсуждения (не то что до утверждения!) не дошли! Это еще раз свидетельствует о неэффективности парламентской деятельности сегодня. Ежедневно ведётся политическая борьба, которая уже утратила свои цели. Фактически депутаты борются за то, что будет завтра. Причем буквально. Во вторник дерутся за то, что будет в среду. А что будет в четверг — большинство даже не знает. Конечно, те, кто ставит перед собой конкретные стратегические задачи, могут потеряться в этом. Поэтому я принял для себя, в чем я уверен, правильное решение — поблагодарить и уйти.

Однако все, что у нас происходит, можно назвать процессом становления. Главное — перейти точку невозвращения: невозвращения к тоталитаризму, невозвращения к утрате своей идентичности и собственного государства. Но сегодня, по моему мнению, еще рано говорить о переходе этого Рубикона.

— Когда-то «оранжевые» были одной силой, а теперь ссорятся громче всех. Как непосредственный участник событий 2004 года и как бывший народный депутат, в чем вы видите причины раздоров?

— Причина — в отсутствии настоящей мотивации делать что-то лучше для людей. Вместо этого мотивация, как правило, очень меркантильная и узкая. В лучшем случае распространяется на окружение, друзей, семью. В худшем — на себя самого. Действенно расширить свою мотивацию на страну так никто и не смог из тех, кто называет себя лидерами. Я сейчас говорю о той мотивации, которой руководствовался, например, Франклин Рузвельт, сидя в инвалидной коляске и выводя США из Великой депрессии. Проанализируйте программу«100 дней» Рузвельта — и поймете, что он действовал бескомпромиссно, и его интересовал прежде всего результат, а не то, понравится ли его политика людям.

— В свое время вы предложили интересный проект «Книга создает человека», цель которого — популяризация чтения в обществе. Актуально. Ведь, как свидетельствуют социологические данные, больше 40% украинцев не читают книг, потому что... не чувствуют такой потребности. Святослав, на каком этапе воплощения находится ваш проект?

—Что касается дальнейшей реализации проекта «Книга создает человека», начатого моими усилиями, то сейчас речь идет о создании общественной организации. Ее цель — не просто популяризация чтения, а шире: поддержка образовательного и научного потенциала страны. Будем содействовать прежде всего талантливым людям из глубинки, а также тем, у кого уже есть достижения, но нет возможности продолжить обучение или исследование. Это касается школьников, студентов и аспирантов. Мы собираем деньги на приобретение книг для детских домов.

— Святослав, вас как читателя удовлетворяет качество современной украинской литературы?

— Сложный вопрос. Современная украинская литература разная. Мне очень нравятся произведения Марии Матиос, Сергея Жадана. Я считаю талантливым и вдумчивым Любко Дереша. В принципе, не так много читаю современную литературу, больше — специализированную и классику. Бывает, хочется перечитать классиков, которых любишь. Перечитал уже всего Гоголя, а теперь взялся за Достоевского. Наверное, в выборе литературы помогает время — оно отсеивает ненужное. И часто то, что было когда-то модным и трендовым, через годы оказывается посредственным.

— Известно, что вы выступаете инициатором и спонсором возведения памятника Владимиру Ивасюку во Львове. Так когда он будет установлен?

— Это мой подарок городу к его 750-летию. Правда, возникли сложности с местом возведения, которое я выбрал. Мы разделили обязанности следующим образом: вопрос места — за городской властью, а монумент — за мной. Собственно, сейчас над его созданием работает известный скульптор Сергей Олешко.

Я хочу, чтобы этот памятник Владимиру Ивасюку стал особым энергетическим местом во Львове, куда бы приходили студенты поиграть на гитаре, а люди среднего или пожилого возраста — просто пообщаться... Такой как Strawberry Fields в Централ-парке Нью-Йорка.

Владимир Ивасюк... Как-то очень трагически сложилась его судьба. Если бы человек с таким потенциалом жил сегодня, во-первых, он так рано не ушел бы из жизни, а, во-вторых, его влияние на массовое сознание украинцев было бы значительно большим. Мне очень жаль, что часто знания о композиторе сводятся только к «Червоной руте». А он сделал значительно больше. По сути, первым в Украине поднялся над местечковым уровнем, на который искусственно загоняли нашу культуру, в частности, музыку. К сожалению, довести начатое до завершения ему не дали.

— Кто ваши герои среди деятелей украинской истории, культуры?

— Прежде всего — Иван Франко. Он для меня великий украинец №1. Хотя и нетипичный украинец. В действительности был человеком западного мира по своей ментальности, оставаясь украинцем и всегда это подчеркивая. Таких были единицы. Это, безусловно, Михаил Драгоманов, такой была Леся Украинка. Но интеллигенция тех времен находилась под сильным влиянием восточного соседа. И этого нельзя не учитывать. Среди современников — бесспорно, Лина Костенко. Я считаю, что она заслуживает Нобелевскую премию. Вообще я считаю, что один из атрибутов сильного современного государства — количество нобелевских лауреатов. Искусственная или «природная» эта премия — второстепенный вопрос. За сто лет существования она доказала свой высокий уровень легитимности в мире, возможно, самый высокий из всех наград. А мы не лоббируем наших наилучших в мире, как-то постоянно оставляем это на произвол судьбы...

— Несмотря на непростые украинско-российские отношения, несколько отечественных исполнителей и групп довольно популярны в России. В частности, «Океан Эльзы». Чем, по вашему мнению, это обусловлено?

— Искусство никогда не будет стоять между какими-то политическими противоречиями. Я слышал, например, что в Израиле играют несколько популярных палестинских групп. То есть даже при том уровне палестино-израильского конфликта, все равно искусство находит отклик у людей. Собственно, это и есть функция искусства — объединять людей. Я очень рад, что «Океан Эльзы» и другие украинские музыканты, популярные в России, создают этот мостик между нашими государствами. Политика политикой, а культурная и социальная жизнь двух соседних стран, которые на самом деле близки (и этого не станешь отрицать), должна продолжаться и развиваться в позитивную сторону. Абсурдно разрывать отношения с Россией. Нужно переводить их на другой уровень. Не думаю, что все исторически идеально сложилось в отношениях, например, Германии и Франции. Но они нашли формулу взаимопонимания. Конфронтация ни к чему не приведет. Но это понимание не может зарабатываться ценой «преклонения головы». Мы не должны и не будем склонять голову ни перед кем.

— Есть ли, на ваш взгляд, разница между украинским и российским слушателем?

— Вообще — нет. Возможно, определенную специфику накладывает непонимание до конца текстов, но меня это никогда не смущало. Недавно у нас был концерт в Москве, в большом концертном зале, и несколько тысяч людей пели песни так, будто это было в Украине, разве только с акцентом.

— У вас проходят концерты в европейских странах. И в целом «Океан Эльзы» демонстрирует то, что украинская музыка созрела, чтобы ее воспринимали за границей...

— Я думаю, не созрела. Скажу так: некоторые украинские музыканты или, скорее, некоторые достижения этих музыкантов созрели. А украинская музыка, как пласт культуры, пока что находится в зародышевом состоянии. Очень часто наружу выходит то, чего я бы не показывал, а действительно стоящее внимания не имеет возможности вырваться. Людям, курирующим культуру на государственном уровне, не хватает не столько, возможно, вкуса (потому что вкус — индивидуальное понятие), сколько кругозора. Мы часто воспеваем посредственность и смеемся над тем, что талантливо. Но это, я еще раз говорю, — от отсутствия опыта и узости мировоззрения. В талантливой стране талант рано или поздно должен пробиться.

— Кого из украинским музыкантов вы считаете своими конкурентами в хорошем смысле слова?

— Я очень рад успехам группы «Бумбокс». Есть много молодых талантливых исполнителей, имеющих большие шансы в будущем, но они пока еще не известны широкому обществу. Мне нравится многое из того, что делает группа «Скай», что делает группа «Эстетик Эдьюкейшн». Это если говорить о рок-музыке. А у нас ведь есть много талантливых джазовых музыкантов. Есть классика. Вы слышали, как играет струнный квартет «Коллегиум»? Они лауреаты многих международных конкурсов. Есть уникальные пианисты. Есть музыканты, о которых массово не говорят, так как они не представляют поп-музыку, но очень одаренные.

— В этом году в Украине прошло рекордное число фестивалей. «Океан Эльзы», можно сказать, стоит в стороне отечественной фестивальной жизни. Чем это обусловлено?

— Большинство фестивалей важны для того, чтобы знакомить с молодыми именами. Я помню, когда мы только начинали, как было неудобно играть на фесте, где все ждут звезду... Тем, кто хочет показать молодежь, не стоит приглашать известные имена только для того, чтобы «завести» аудиторию. В Украине еще нет огромного музыкального пласта, чтобы делать грандиозные фестивали с хед-лайнерами, понимая при этом, что на молодых музыкантов все равно придет их аудитория.

Между тем, в хорошем фестивале мы с радостью поучаствовали бы. Но большинство из них в Украине проходят так: есть спонсор, который дал деньги, и нужно эти деньги «освоить». Хотя все-таки постепенно появляются интересные проекты, и это, безусловно, позитив.

— В одном из своих интервью вы сказали, что более склонны к лирическим песням...

— Так показывает эксперимент. Спокойные лирические песни я пишу за минуты, а рок-н-ролльные — процесс, требующий, как ни странно, значительно большего времени. Когда-то Роман Балаян мне сказал: «Слава, пиши грустные песни, у тебя так красиво выходит». Я спросил, а как же веселые? А он в ответ: «Веселые есть кому писать».

— Известный музыкальный обозреватель Юрко Зеленый назвал ваш альбом «Вночі» музыкой «на вырост» для нашего общества... В чем разница между этим альбомом и, например, работами группы «Океан Эльзы»?

— «Вночі» — мои личные переживания, воплощенные в коллективной музыке. Во-первых, этот альбом полностью состоит из музыки новых песен. Во-вторых, появилось неожиданное для нас сценическое оформление: часть сцены была стилизована под кофейню, а позади расположен экран для видеосопровождения каждой композиции. В-третьих, в альбоме задействовано огромное количество музыкантов — как участников «Океана Эльзы», так и приглашенных исполнителей классики и джаза. Мы никогда не играли раньше на сцене вместе.

Эта музыка написана для тех, кому она может быть интересна. Именно эти люди купят пластинку, будут искать информацию в интернете, посмотрят концерт по телевизору, когда его будут показывать. Спрос и реакция публики будут определять, будем ли мы проводить концерты в Украине. Первый концерт, в принципе, уже запланирован. Он будет проходить в середине декабря в Ужгородском театре.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать