О роли Юга в соборнических процессах
Историк Александр Музычко «Адептов национальной идеи в украинском Причерноморье было больше, чем считается в историографии»Недавно в Одессе вышла книжка «Південна вісь Соборності: націєтворчі процеси в Українському Причорномор’ї». В ней рассматриваются малоизвестные стороны жизни Украинского Причерноморья в контексте украинской нации (в конце XIX - первой половине XX в.). Систематизировав широкий круг письменных источников, автор привел новые факты из истории юга Украины. Читатель, который задумывается над вопросом, разворачивалось ли в Одессе движение созидания нации, найдет в книге веские аргументы в подтверждение этого тезиса, увидит проявления этого процесса в разных направлениях: церковно-религиозных, просветительских, образовательных, общественно-политических и языковых.
В этой научной работе опровергаются распространенные мифы и стереотипы о вопросах созидания нации, в частности о неукраинскости южных городов, об извечной русскости региона, о создании украинской культуры большевиками в 1920 годах.
О цели, которую ставил себе этим изданием, «Дню» рассказал автор книги, доцент, кандидат исторических наук Александр МУЗЫЧКО.
- Я хотел показать, что в Одессе есть историки-украинисты, которые включают историю города в общий контекст истории Украины и подают развитие Одессы как части украинского культурного пространства, - говорит Александр. - Цель книги - показать место юга Украины (Николаевской, Одесской и Херсонской) в соборнических процессах. Такой литературы довольно мало. Единение ЗУНР и УНР, которое мы празднуем каждый год, - это только маленький эпизод Соборности. Во-первых, само по себе это понятие не только территориальное, но и духовное. Во-вторых, Соборность предполагает не только Запад и Восток, в этот процесс включены еще Север и Юг. В названии использовано понятие «Южная ось» - то есть еще одна ось, которая держит Соборность.
Мой читатель должен быть знаком с историей Украины в целом. Я добавляю новые факты к этой базе и почти не повторяю то, что уже известно. Даже для специалистов истории Украины и истории Одессы некоторые факты являются совершенно новыми. Кроме того, подаются неординарные фотографии - портреты малоизвестных людей, некоторые публикуются впервые. Однако я старался, чтобы книга была написана доступным языком, в стиле, сочетающем научность и публицистичность. На презентациях читатели иногда были совершенно неожиданные. Русскоязычная категория людей, которая мало что знает из истории Украины, тянется к этим знаниям через историю города Одессы.
- Можете охарактеризовать состояние нашей нации сейчас?
- Настроение у меня довольно пессимистичное. Мы постоянно хотим выстроить физический границу с Россией, но фактически не строим никакой языково-культурной границы с ней. И это понимает небольшой процент населения. Во-вторых, в стране засилье российских товаров. Но самое страшное, что меня волнует как преподавателя, - полное засилье российско ориентированных преподавателей, в частности в Одессе. Сейчас среди молодежи поднялся патриотизм, но их учат преподаватели, которым все равно, будет Украина существовать или нет.
Наше общество когда-то должно определиться, что же мы строим. Сейчас у нас есть двухвекторность, которая отражена в лозунге «Україна єдина. Украина единая страна». С моей точки зрения, достичь единства через двукультурность, двуязычие и во время постоянного давления со стороны России Украине не удастся. Только национально ориентированная Украина имеет какие-то шансы. Люди, понимающие эту ситуацию, должны объединяться и помогать друг другу. Сейчас активизировалась деятельность музыкальных коллективов и волонтерских организаций. Это кирпичики нации. Но нет уверенности, что все эти ростки не потеряют, если не произойдет кадровое очищение власти и очищение культуры.
- Произошли ли какие-то сдвиги в ситуации на юге Украины по сравнению с XIX и XX вв.?
- Трагично, что мы вообще сравниваем начало XX века и современность. Сдвиги, конечно, есть. Немного увеличилось количество украиноязычных людей, количество украинской литературы и газет. Вырос и уровень понимания украинского языка. Но это происходит не в той прогрессии, которая должна быть. Постепенно приходит осознание того, что Одесса является частью Украины хотя бы в территориальном плане. В начале 90-х, в 2004 и 2005 годах были очень хорошие перспективы, чтобы сломать негатив по отношению к Украине - решительными реформами, поддержкой украинской культуры, но Украина их упустила.
В книге приводится пример Константина Литвиненко - коммерсанта, бизнесмена начала XX века, у которого был магазин в центре Одессы. Вывески были написаны на украинском языке, коммерсант разговаривал с покупателями тоже на украинском. И это был не интеллигент, а рядовой деятель. В книге сознательно приводятся примеры неэлитарного, так как украинский язык на самом деле всегда был народным.
И в Одессе современной, даже русифицированной, это тоже заметно. Достаточно пойти на «Привоз» или «Новый Рынок». Когда с людьми общаешься на украинском языке, чувствуется, что есть большой пласт украинской культуры. Но он очень усыплен, его надо разбудить, а этим мало кто занимается - вот в чем вся беда. У украинцев нет проблемы с незнанием языка, у них есть проблема достоинства, они стесняются на нем разговаривать. Если бы не это, то украинское море уже залило бы Одессу.
- К какими выводам вы пришли, написав работу?
- Количество адептов украинской национальной идеи в украинском Причерноморье было больше, чем это считается в историографии. В Одессе была больше степень борьбы за украинство, большее количество желающих учиться на украинском, чем это ранее считалось. В общественном дискурсе мы должны постоянно говорить, что в таких городах, как Одесса, всегда был большой украинский компонент.
И был постоянно, без перерывов, с самого основания Одессы. Когда я пишу о борьбе за украинское образование, я вывожу этот вопрос с конца XIX века и до середины XX, а затем еще вспоминаю о конце 80-х, 90-х годов. Было постоянное стремление учиться на своем собственном языке.
Разные национальности принимали во внимание украинский фактор в истории Одессы: были как сторонники, так и противники украинцев. И это очень важно. Наличие их означает, что украинство в Одессе волновало многих. Если посмотреть материалы газет, то можно встретить немало упоминаний об украинской общине. У украинских деятелей брали интервью, писали о них статьи, некрологи. Это показывает Соборность, вовлеченность Одессы и других городов Южного Причерноморья в общий украинский процесса.
Section
Интервью