Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Немцы закрыли агрошколу как рассадник украинского национализма»

О деятельности ОУН на землях Центральной Украины в годы Второй мировой войны
19 апреля, 11:04

Изучая национально-освободительное движение на землях Центральной Украины в годы Второй мировой войны, поневоле обращаешь внимание на особую роль в его становлении и развитии так называемых агрошкол (агрономических техникумов), которые функционировали в пределах этого региона в 1942—1943 гг. Впервые феномен использования Организацией украинских националистов таких учебных заведений бросился в глаза, когда в 2002 году знакомился с материалами на реабилитированного во время независимости Бориса Назаренко — уроженца города Александрия Кировоградской области, представителя известной семьи бандуристов, который в военные годы был руководителем молодежного подполья ОУН Криворожского района (псевдо «Гнат Недоля» и «Федир Хмара»). Несколько месяцев (начиная с октября 1942 года) с соратниками по борьбе за независимую Украину он учился и действовал в агрошколе в Веселых Тернах на Криворожье.

В то же время почти ровесник Бориса Назаренко семнадцатилетний Николай Горянский (псевдо «Жук») — уроженец и житель Песчаного Брода Добровеличковского района Кировоградской области учился в Межиричковской агрошколе. За организацией такого обучения стояли украинские патриоты. Вскоре из Песчаного Брода к Горянскому прибыл еще один Николай — Гордиенко. Во время их встречи Горянский получил задание приобщать к работе в подполье новых членов. А в ноябре 1942 года в агрошколу приезжал еще один земляк — заведующий Песчанобродским клубом Григорий Кобленко, который привозил запрещенную оккупантами националистическую литературу. Одиночные деревья нездешних пород, которые до сих пор чудом остались от парка при агрошколе, помнят голос и осанку одного из руководителей бандеровского подполья на оккупированной Кировоградщине «Остапа» (по мнению исследователя этой темы — кировоградца Владимира Пилипишина, речь идет об Осипе Безпалко).

Так вот, Николаю Горянскому удалось завербовать 18-летнего Александра (псевдо «Вернигора»), а тому, в свою очередь, — Николая Мельниченко и Михаила Дмитринского и др. В конце концов, тайна местного подполья, кажется, стала делом всего ученического и преподавательского коллектива. Голованевский краевед Сергей Пиддубный рассказывает, что в уголовном деле на руководителя тройки ОУН и стрелка отряда Украинской повстанческой армии «Гранит» Остапа Чорнобая (псевдо «Хмара») нашел волнующий рассказ о торжественном приеме в ряды ОУН. О том, как в старых стенах агрошколы села Межиричка студенты выстраивались по ранжиру и слово в слово, вслед за прибывшим из Западной Украины проводником «Григорием» («Грицем»), по очереди, друг за другом повторяли слова «Декалога» (десяти заповедей украинского националиста)...

Обратим внимание, что в марте 1943 года гитлеровцы закрыли Межиричковскую агрошколу, как «рассадник украинского национализма». Отметим, что преподавателей и воспитанников, которым удалось избежать репрессий оккупантов, через несколько месяцев репрессировали уже «свои» — советские карательные органы, используя документацию предшественников.

После войны советские спецслужбы в обобщающих документах делали выводы относительно «использования националистами в период временной немецкой оккупации агрошкол в собственных целях». Впрочем, самое главное (обратите внимание, что речь идет не о Западной, а Центральной Украине!), что националисты из агрошколы и близлежащих сел, «ополчившись, пошли в формирования Украинской повстанческой армии». В частности, в отряд «Гранит», возглавляемый тридцатилетним «Стальным».

Непосредственной преемницей Межиричковской стала Лебединская агрошкола, куда перешло немало кадров и слушателей. Согласно исследованию Богдана Чорномаза, подполье начало действовать с первого дня. В уголовном деле на Александра Масного есть данные о том, что лебединская ячейка ОУН проводила устную агитацию за самостоятельную Украину без Гитлера и Сталина, распространяла националистическую литературу и призывала вступать в ряды УПА. Когда же в конце 1943 года оккупантам стало известно о том, что Лебединская агрошкола «почти полностью охвачена влиянием ОУН», гитлеровцы и отряд РОА (Русской освободительной армии) совершили нападение на ученическое общежитие училища и полностью его уничтожили. Как резюмирует С. Пиддубный, несмотря на то, что Лебединская агрошкола перестала существовать, в районе Гайворона, Ульяновки, Голованевска и Умани уже действовали две сотни УПА.

В период оккупации — с марта 1942 по сентябрь 1943 года — на Кировоградщине в селе Ивангород Александровского района на базе местной сельскохозяйственной общины тоже функционировало необычное учебное заведение, существование которого не вызывало восторга ни у нацистов, ни — позже — у советской власти. Такую обоюдную неприязнь объясняет один из документов о событиях прошлой войны, который предназначался для партийного руководства области. Там, в частности, сказано: «Как в школе, так и в самом селе насаждалась националистическая идеология. Среди интеллигенции села существовала националистическая группа, а при сельском клубе — «Просвіта», распространялась националистическая литература и листовки. Частыми гостями были эмиссары из западных областей Украины». Характерно, что воспитанники Ивангородской агрошколы тоже пошли в УПА, но в отряд, который действовал в легендарном Холодном Яру...

Чтобы понять, кто и зачем открывал такие учебные заведения в «неудобное» для нацистов время, обратимся к обнародованным воспоминаниям одного из учеников Межиричковской агрошколы Анатолия Галушко: «До сих пор не могу с уверенностью сказать, кому нужна была та школа, кто инициатор ее открытия? Мое личное мнение, немцам она не была нужна, им нужна была молодежь для работы в Германии, а не здесь. Наиболее вероятно, что агрошколу открыли по инициативе национально-патриотических сил с целью сохранения молодых людей и подготовки кадров для будущего Украинского государства».

* * *

Поздней осенью 2008 года, когда картина природы довольно однообразная, а на верхушках деревьев, стоящих вдоль дорог, сидят понурые хищные птицы, нам с Владимиром Пилипишиным удалось побывать в тех краях. Посмотреть на руины сооружений, где когда-то размещалась Межиричковская агрошкола, и последние деревья парка, которому семьдесят лет назад доверяли самые сокровенные тайны юные души, мечтая о сказочной независимой Украине. Конечно, нет и речи о каких-либо мемориальных табличках или проложенных туристических маршрутах. Если у тех, кто сегодня здесь считает себя хозяевами, борцы за независимость не вызывают никакого пиетета, то пусть бы уже попробовали сохранить усадьбу племянника министра финансов Российской империи, царского контр-адмирала Алексея Абазы? Ведь речь, собственно, идет об одних и тех же руинах. Как утверждают краеведы, восьмидесятилетний Алексей Абаза, умирая, «позвал к себе активистов села Межиричка и сказал: «Если революция произойдет, то прошу вас, не разоряйте имение. Оно понадобится вам, народу, который я так люблю». Большевики имение разорили, как, кстати, и могилу контр-адмирала. Правда, помещение до 90-х годов таки использовали в просветительских целях...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать