1025-летие крещения Руси: киевско-черниговский взгляд
Киев и Чернигов — два города древнерусского государства, где после крещения Владимиром Руси наблюдались самые быстрые темпы христианизации. Поэтому Чернигов во времена Киевской Руси — самый большой город христианства на Левобережье Днепра. Это один из ключевых тезисов доклада черниговского археолога Юрия Сытого, высказанный им во время недавно проведенной в столице Сиверщины конференции с красноречивым названием «Крещение Киевской Руси — определяющее событие в истории украинского народа». В доказательство историк привел самые свежие данные археологических раскопок захоронений, которые проводились на территории города последние пять лет. Именно на их примере наиболее явно проявили себя как тенденции усилия княжеской администрации относительно регламентации религиозных обрядов. В дальнейшем Киев и Чернигов стали центрами распространения христианства на Руси. Поэтому организация представительского форума ученых, который собрал известных специалистов (историков и философов) из Киева, Нежина, Чернигова и Запорожья не в столице Украины, а в городе над Десной является вполне понятной.
Впрочем, относительно самой даты крещения Руси консенсуса среди историков не было и нет. «То когда же была крещена Русь?», — это вопрос профессора Сергея Лепявко к коллегам-историкам так и остался открытым. По мнению профессора Вячеслава Мордвинцева нынешняя, известная в общих чертах дата в свое время была ошибочно зафиксирована в «Повести временных лет». Оттуда она и попала в историческую традицию, став официальной. Впрочем, плотность, текучесть описанных событий в «Повести...» и обнаруженные хронологические ошибки, связанные с отличиями в летоисчислении, более вероятным делают 990 год. Называется даже точная дата крещения киевлян — пятница, 1 августа. Директор общественного музея «Замкова гора» Сергей Климовский считает 988 год канонической мифологемой, ведь Владимирового крещения не заметил никто в Европе, кроме собственных летописцев. Следовательно, действительность, по-видимому, выглядела несколько иначе. Профессор Владимир Рычка обратил внимание на другое обстоятельство — летописцы Владимирово крещение представляли как дарование Моисеем иудеям закона при горе Синай, произошедшее в день Пятидесятницы, следовательно, для 988 г. — 27 мая.
Независимо от подходов к датированию ученые еще раз напомнили — стоит помнить, что Русью в Х в. считались современные территории Черниговщины, Киевщины, Переяславщини (Русь в узком смысле). Поэтому речь идет, в первую очередь, о ее обращении в христианство.
Крещение Киевской Руси переросло сугубо церковное событие, оно приобрело цивилизационное значение — отметила в своем выступлении профессор Алла Киридон. Для обоснования своих слов она привела данные недавнего опроса, проведенного Институтом социологии НАН Украины. Респондентам задавался вопрос — каковыми являются ваши религиозные убеждения. В результате убежденными атеистами назвали себя 4,3%, безразличными к религии и церкви — 16,5%, религиозными, но без привязки к конкурентной конфессии — 25,1%, последователями определенных религий — 37,7%, глубоко религиозными — 5,7%, а 10% не смогли определиться. То есть где-то треть наших сограждан не имеет стойких религиозных преференций. В то же время, по утверждению ученого, Крещение Руси идейно объединяет всю страну, приобретая государственную важность. В целом, его значение можно рассматривать в трех измерениях: вероисповедном, культурно-интеллектуальном, социальном общественно-государственном. Одно из опосредованных подтверждений этому — огромное количество публикаций, которое наблюдается в настоящее время. Часть среди них — обычные панегирики, есть сугубо информационные, иные — касаются противоречивых моментов результатов Крещения.
Собственно на том, что крещение Владимиром Руси — событие вне обычного ряда отмечал член-корреспондент НАН Украины Алексей Толочко. Ученый достаточно критически отнесся к теории, согласно которой христианство медленно приникало на Русь в течение ІХ — Х вв. как таковой, что снижает значение решения великого киевского князя Владимира. Не ставя под сомнение первое крещение, известное как Аскольдово, историк обратил внимание — идея нескольких крещений в действительности ненаучна, она пришла к нам из полемики православных и униатов в начале XVII в., когда первые ради обоснования истинности своих позиций выразили идею нескольких крещений. А в научное обращение она вошла благодаря другим общественным событиям — в начале ХХ в. в Российской империи широко отметили тысячелетие Руси, удивительным образом почти обойдя Киев. В ответ возмущенная киевская общественность решила отметить тысячелетие крещения Киевской Руси — конечно, от Аскольда. Как бы то ни было, а прошлое той эпохи — «киммерийская мгла». Более-менее понятно, что первыми христианами на Руси были воины, нанимавшиеся на службу к византийскому императору, а влиятельная христианская община появляется в Киеве лишь во времена княгини Ольги. С тех пор, по мнению Алексея Толочко, христианство становится социально престижным. Владимир же сделал переломный в истории Руси шаг.
Побуждали его к этому, по утверждению Владимира Рычки, не столько политические рассуждения, сколько моральное потрясение — приближалось к завершению первое тысячелетие от Рождества Христова. Среди европейских народов господствовали апокалипсические настроения, такие распространенные в эпоху средневековья — считалось, что мир приближается к гибели, осталось несколько лет, поэтому нужно спасаться. А относительно политики — для молодых государств тогда не было другого пути к признанию, кроме христианизации. Его византийский вариант означал не что иное, как вершину достижений тогдашней цивилизации. Поэтому Владимир должен был осмелиться на подобный шаг. Нужно отдать должное князю — сделал он его достаточно дерзким способом: воспользовавшись политическими затруднениями в Византии (там правящая Македонская династия едва держалась под давлением восстания в Антиохии Варда Фоки) великий киевский князь за военную помощь потребовал невиданного — руки сестры византийского императора Василия ІІ Анны. Так, в конечном итоге, произошла, по образному высказыванию историка, прививки дичка к общему стволу христианского древа. В дальнейшем он развивался на местной почве, в то же время, заимствуя византийскую культуру.
Чернигов, кстати, — один из примеров такого развития. Профессор Владимир Личковах попробовал проследить путь трансформации языческого божества Симаргла — защитника, заступника Сиверщины, в другого заступника, уже христианского, — Спаса, что нашло свое материальное воплощение в знаменитом Спасском соборе Чернигова.
Об отличиях раннего христианства на Руси от его византийских источников вспоминал и Вячеслав Мордвинцев — по его убеждению с Х и до середины ХІІІ вв. существовало своеобразное киевское христианство, которое толерантно относилось к другим верованиям, в частности — язычеству, много заимствовало от него. Традиция религиозной толерантности и в дальнейшем была присуща украинцам — уже во времена казачества. Скажем, под давлением русской власти именно на украинские земли Стародубщины и Черниговщины эмигрировали, начиная с 60 — 70 гг. XVII в., представители сугубо русского общественно-религиозного явления — старообрядцы. Временами такая толерантность приводила к досадным последствиям — скажем, к потере Стародубщины.
Вспомнили докладчики и еще один международный аспект — в 2013 г. христианский мир отмечает 1700-летие Миланского эдикта императоров Константина Великого и Лициния, который провозглашал религиозную терпимость на территории Римской империи. В конечном итоге, это сделало возможным утверждение христианства как официальной религии в ряде стран, в частности — Византии. По-видимому, о таких вещах стоит помнить и в Украине, которая является одной из наследниц византийской религиозно-культурной традиции.
Во время конференции были также анонсированы новые издания Украинского института национальной памяти и Госкомархива Украины: иллюстрированный сборник «Зруйновані храми і монастирі України ХХ ст.» и каталог «Зруйновані храми і церкви України ХХ в.». Правда, пока что идет речь о сооружениях в областных и районных центрах. Книги должны выйти из печати до конца июля текущего года.
Выпуск газеты №:
№105, (2013)Section
История и Я