Амир Тимур — воин Ислама
Человек, назвавший себя «тенью Аллаха на Земле»
Окончание. Начало см. на стр. «История и Я» в № 93 от 27.05.2000 г.
В 1370 году в городе Термезе, который в то время стал одним из самых важных центров Ислама, Тимур встретился с достопочтенным мудрецом Сайидом да Бараком, происходившем из Мекки. Шейх Барака пришел в Мавераннахр в поисках увеличения собственности мечетей. Старый набожный человек предсказал великое будущее эмиру. Тимур, который ценил благоприятные предсказания, велел широко распространить это прорицание, и присоединил Сайида к своему дворцу вместе с большим числом других духовных лиц. После смерти они были похоронены в одном и том же мавзолее, причем лицо Тимура было повернуто к Сайиду и Мекке.
Тимур чувствовал свое предназначение в том, чтобы повиноваться воле Аллаха и считал себя его «тенью на Земле», а свои военные успехи — проявлением Божьей благосклонности к нему.
Сейчас трудно сказать, был ли Тимур религиозным фанатиком или просто очень набожным человеком, но все свои начинания и поступки он связывал с Всевышним и просил у неба покровительства. Так перед победной битвой с Тохтамышем — предводителем Золотой орды, численность войск которого была большей, чем у Тимура — кроме как на помощь Бога, казалось бы, рассчитывать было не на что.
В день битвы Тимур на виду у своей армии слез с коня и, дважды распластавшись на земле, молил Бога о победе. В это мгновение войска, приготовленные для битвы, подняли руки к небесам и закричали: «Аллаху Акбар» — «Аллах Всемогущий», боевой клич Ислама. Сайид Барака также молился с необычайной силой. Закончив, он схватил ком земли и, бросив его в сторону врага, прокричал: «Пусть почернеют ваши лица от позора вашего поражения». Повернувшись к Амиру Тимуру, он сказал: «Иди куда хочешь, и ты победишь!» Подняв знамена и штандарты, воины Полководца ударили в барабаны...
Во время одной из зимовок в длительной военной экспедиции в 1381 году Тимур посетил гробницу юродивого дервиша Баба Сангу в Андхое. Здесь Тимур получил от него благословение и объявил это счастливым предзнаменованием, которое означало одобрение Аллаха на завоевание Хорасана (Афганистан), который тогда называли душой и сердцем мира. Позднее Тимур имел длительную беседу с другим святым человеком — почтенным Зайналетдином Абу Бакромом из Тайабада, прославившимся своей непорочностью и аскетизмом. Некоторые современники считают, что этот отшельник отверг приглашение Тимура, говоря о том, что не имеет ничего общего с эмиром: если у него к нему есть дело, тогда он сам должен явиться к нему. Тимур пришел. Спустя несколько лет император признался, что Зайналетдин был единственным аскетом, который внушал ему благоговение. Когда старик положил свои руки на спину коленопреклоненного завоевателя, то Амир Тимур почувствовал себя как бы раздавленным между небом и землей. Изумленный Полководец спросил шейха, почему он не использует свой дар и влияние для обуздания зарвавшегося правителя Герата, утвердившего в своих владениях тиранию и насилие и пребывавшего в запретных удовольствиях. Старец ответил, что «Бог ныне послал тебя против него». Тимур вышел от старца с убеждением в правоте своего дела.
Бесспорно, он прислушивался к предсказателям, но будучи целеустремленным человеком, больше верил в благосклонность Всевышнего. Во время военной кампании в Индии, перед решающей битвой, Тимур привлек придворных астрологов, чтобы узнать, будет ли сопутствовать ему удача в предстоящей битве. Астрологи колебались и высказывали сомнения, находя расположение звезд и планет на небе не совсем благоприятными. Тимур пренебрег их сомнениями и приказал приступить к массовым молебнам в армии.
«Властитель счастливых созвездий» мог позволить себе проигнорировать неблагоприятное расположение звезд и планет на небе. Тимур говорил: «Ни удача, ни бедствие не зависят от звезд. Я доверился заботам Всемогущего, который еще никогда не оставлял меня... Я не отложу ни на миг осуществления моих целей после того, как закончил необходимые приготовления и принял необходимые меры предосторожности». Армия начала сражение. Тимур командовал центром. Он приказал принести Коран и наугад показал текст для наступившего дня. В нем говорилось о разрушении великим усилием противника. Всемогущий брал их под свое крыло. Как описывает хроникер, никто не мог оставаться спокойным при страшном шуме столкнувшихся армий. Никогда еще не было такого шумного сражения. С громом литавр и труб смешались звуки огромных барабанов и боевых голосов батальонов, восклицавших: «Во славу Аллаху!» Земля дрожала. К спинам верблюдов и буйволов были привязаны вязанки хвороста, который зажгли, как только началась атака слонов. Но они отпрянули в ужасе от пламени, и стали топтать свои собственные войска. Другие слоны были покалечены колами и трезубыми шипами, рассыпанными воинами Тимура на земле. Жестокая битва закончилась полным разгромом армии индусов. Слоны были ранены, а их хоботы отрублены. Некоторых из них, как коров, увели с поля воины Тимура.
Значительную часть своих богатств Тимур жертвовал на строительство мечетей. Долгие столетия радовала взоры восхищенных паломников и туристов соборная мечеть в Самарканде, которую он приказал соорудить после своего возвращения из Индии. Мастера из Басры и Багдада, каменщики из Азербайджана (Мидии), Фарса и Хиндустана, специалисты по кристаллу из Дамаска работали вместе с мастерами Самарканда. Пленные рабочие и закованные в цепи слоны трудились, чтобы соорудить одну из величайших мечетей Ислама. По признанию испанского посла Клавихо, построенная мечеть была «замечательнейшей из всех, которые мы видели в Самарканде».
Народная же легенда о мечети утверждает, что она была построена Биби-ханум, любимой женой Тимура и «дочерью китайского императора», как сюрприз для Тимура, находящегося в Индии. Перед завершением строительства прибыл гонец, чтобы сообщить о возвращении Тимура. Биби-ханум просила архитектора поспешить с работами, чтобы строительтво мечети было закончено до прибытия императора. Но архитектор, влюбленный в королеву, был заинтересован в продлении работ. Однако, он обещал построить ее вовремя, если Биби- ханум вознаградит его поцелуем... Она ответила, что все женщины совершенно одинаковы, только платья у них разные и предложила любую из гарема. Принеся ему блюдо разукрашенных яиц, она сказала: «Разбей любое из них и ты увидишь, что какого цвета или очертания они бы не были — изнутри все они совершенно одинаковые». Тогда молодой архитектор принес совершенно одинаковые две чаши. В одну он налил воду, а в другую водку. Он сказал: «Цвет и очертания являются одинаковыми, но они неодинаковы по содержанию. Некоторые женщины холодны, как вода, другие же горят и вселяют огонь в вены, как водка». Биб-ханум была не в силах парировать логику молодого архитектора и согласилась на его условия. Строительство мечети было закончено. Молодой человек пришел требовать вознаграждения. Королева закрыла щеки руками, но поцелуй был настолько страстным, что он прожег щеку. Когда Тимур вернулся, он увидел мечеть и отпечаток поцелуя на щеке королевы. Он приказал казнить архитектора, но тот, будучи предупрежденным, исчез.
НЕПОКОРЕННАЯ «ПОДНЕБЕСНАЯ ИМПЕРИЯ»
«Властитель счастливых созвездий» покорил множество стран и народов. Но самая заветная мечта императора так и не осуществилась. Тимур готовился к завоеванию «Поднебесной империи» (так называли Китай). Он рассчитывал не только на несметные богатства этой страны, но и на введение Ислама и искоренение буддизма, который считал религией неверных. Но Тимура ожидала другая участь. Аллах решил уже призвать его, и тень крыльев ангела смерти Азраила появилась над лагерем императора, предвещая все новые и новые беды. Один за другим покидали своего господина почтенные эмиры и товарищи по оружию. Весной, последовавшей вслед за битвой при Анкаре, пришла страшная весть о том, что наследник империи Мухаммад-Султан тяжело болен. Тимур поспешил к внуку и увидел его в ужасном состоянии — тот лишился дара речи и угасал на глазах, а вскоре ушел по милости Аллаха. Не только двор, но и армия были в трауре. Процессия с эмирами и эскортом лошадей сопровождала гроб с Кавказа домой. Похоронные церемонии были проведены в Авнике (Армения), и сюда собрались властители Азии. В последний раз прозвучал огромный барабан покойного принца. Под его непрекращающиеся удары весь двор, жены, эмиры, принцы, мудрецы и солдаты армии Тимура издавали жалобные причитания. Согласно монгольским традициям, барабан был разбит на куски, чтобы не звучать уже в честь другого принца.
Но горе старика не изменило его планов. Он продолжал двигаться на восток. От Авники имперский штандарт двинулся дальше и неожиданно возник перед грузинами. Их царь, Георгий VII, не выполнил условий соглашений, которые были заключены с Тимуром, и тот решил проучить его. Грузины оказывали отчаянное сопротивление в сердце гор, где гарнизоны многих цитаделей чувствовали себя в безопасности. Тимур лично проводил операции и, в конце концов, ушел из Тифлиса, разрушив церкви, монастыри, города и села.
Старый император в октябре 1404 года вновь прибыл в столицу своей империи с равнины Кани-Гиль, что неподалеку от Самарканда, где проходил курултай, одобривший поход на Китай. На это время были намечены торжества в честь Мухаммада-Султана. Мавзолей бросался в глаза скорее изяществом планировки, чем своим орнаментом. С восьмиугольного основания поднималась рифленая башня, по обеим сторонам ее главного входа были установлены два стройных минарета. Интерьер отделали легким серым мрамором и алебастром, фасад также был украшен простой мозаикой из лазури и бирюзы. За великолепными деревянными дверьми из кости и жемчуга покоилось тело нежно любимого внука (впоследствии тело старого Тимура положили рядом с ним).
Наконец, императорский штандарт был развернут для похода. Император из династии Мин получил сведения о том, что войска Тимура двинулись на его владения, и стал также немедленно готовиться к войне. Но «Поднебесная империя», видимо, была под защитой «небесного покровителя». Впервые за всю жизнь военная удача отвернулась от Тимура. Зима спутала все его карты, так как была необычайно суровой. Император стремился как можно быстрее пройти безлюдные районы и не мог допускать никаких пауз в таком опасном мероприятии протяженностью в четыре тысячи миль. У многих воинов были отморожены носы и уши, руки и ноги. Черное облако покрыло все небо, снег белым саваном покрыл землю. Старик хотел опередить зиму, но ему это не удалось.
Многие из армии Тимура погибли в том походе от холода, но он не печалился о погибших. Хотя император и находился в хорошо оборудованных носилках, он тоже страдал от холода. Люди жаловались на плохие сны. Они обратились к Тимуру с просьбой о смягчении ограничений, связанных с военным походом и он объявил о проведении трехдневных празднеств. Тимур приказывал подавать еще и еще вина, острых напитков и специй, чтобы согреть себя. От вина он перешел к более крепким напиткам. Тимур заболел воспалением желудка и кишечника. Он продолжал пить, но это только усиливало страдания. Доктора прикладывали лед к голове и животу, но было поздно...
Старый император, слабый и разбитый, говорил: «Я пробовал удовольствия пьянства; но удовольствия мира ничего не значат по сравнению с его страданиями. Тот, кто заканчивает во власти страданий, заканчивает в пламени огня». Он продолжал интересоваться состоянием армии, но, наконец, понял, что болезнь сильнее лекарств. И тогда старый император, теряющий дар речи, поднял два пальца и призвал взглядом окружающих приблизиться к нему. Тимур объявил о своей воле: «Я вижу, что душа моя скоро покинет мое тело. Не оплакивайте моей смерти, я прошу вас, так как это уже ничем не поможет. Никогда нельзя было отпугнуть смерть слезами. Вместо того, чтобы рвать ваши одежды и оплакивать, просите Бога простить меня. Говорите «Аллах Всемогущий» и повторяйте Коран, чтобы дать утешение моей душе. Точно также, как я принес хорошие законы и порядок на территории Ирана и Турана... я надеюсь, что Бог простит мне мои грехи, которых у меня много».
После указаний своим эмирам Тимур повернулся к принцам, находившимся при нем, и сказал: «Будьте твердыми и храбрыми. Держите меч в руках с доблестью. Я очистил территории Ирана и Турана от врагов и нарушителей мира, дал им справедливость и благосостояние. Если вы исполните мое завещание, корона и королевство останутся в ваших руках». После этого болезнь усилилась. Мулла читал Коран в углу комнаты. Наступила ночь. Был прочитан хуптан и Тимур смог произнести несколько раз: «Нет Бога кроме Бога».
Так «Властитель счастливых созвездий» исчерпал свою меру славы и величия. Его план завоевания «Поднебесной империи» так и не осуществился.
Выпуск газеты №:
№103, (2000)Section
История и Я