Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Арабская культура в Европе

О некоторых стереотипах «культурности» и «цивилизованности»
07 апреля, 19:39

Не бывает темных веков истории, бывают только темные века историков
Лев Гумилев.

Сегодня, в начале ХХI столетия все громче слышны голоса тех историков и аналитиков, которые вещают о несовместимости западной и восточной культур, о столкновении мусульманской и христианской цивилизаций, а также о том, что это противостояние станет главным содержанием ближайшего будущего. Ученые визионеры определяют даже час и место (Армагеддон) окончательной битвы «царей вселенной и их воинства» с Богом Вседержителем. Деление земных «племен» на прогрессивных цивилизованных и безнадежно, так сказать, органически отсталых часто делается легкой рукой, без серьезных экскурсов в историю. Среди подобных толкователей будущего планеты немало не только публицистов, эпатирующих читателя, но и ученых западного мира.

История, однако, свидетельствует, что ничто на земле не вечно, что культуры, цивилизации возникают, расцветают и угасают, а потом постепенно заменяются другими. Такую судьбу имели даже такие высокие цивилизации, как античные греческая и римская. То же самое, очевидно, ожидает (хотя и не завтра) дорогую нашему сердцу, блестящую современную европейскую цивилизацию, каким бы невероятным это не казалось (она уже сейчас претерпевает опасные и, может быть, необратимые трансформации). Между тем свято место пусто не бывает и то, что считается историками отсталым и варварским, постепенно становится авангардным и цивилизующим (вспомним грубых варваров раннего западноевропейского Средневековья — предков современных утонченных европейцев). Ибо, как пишет Великая книга, «что было, то и случится снова, и ничего нового не бывает под солнцем».

Сегодня арабский мир для многих из нас однозначно ассоциируется с исламом, жизнь мусульман — с узкими рамками шариата, а то, что называют исламской цивилизацией, европейцами воспринимается как непривлекательная антитеза цивилизации «истинной», как отклонение от общепризнанных и естественных человеческих стандартов. Многие убеждены, что исламский мир отстал, не дорос или вообще неспособен дорасти до уровня современной жизни и науки. И мало кто вспоминает о том, что в недалеком — по историческим меркам — прошлом европейцы «темного Средневековья» учились у арабов и что благодаря именно исламским ученым стало возможным восстановление почти утраченной связи времен между античной культурой, с одной стороны, и европейским христианским Средневековьем, с другой.

Сейчас это кажется невероятным, но на стыке первого и второго тысячелетия нашей эры, когда Европа была населена полудикими разноязычными варварами, исламские страны — после успешных войн и завоеваний — переживали блестящий многосторонний культурный расцвет. В течение нескольких столетий арабский и персидский мир рождал замечательных ученых, поэтов, философов, врачей, которые оказали заметное цивилизующее влияние и на европейцев. И так случилось, что европейское античное наследие, в частности, философия древней Греции, было извлечено из забвения, оценено по заслугам и использовано в собственных трудах именно мусульманскими, а не христианскими учеными и хронистами. Почему?

ХРИСТИАНСТВО И АНТИЧНОЕ НАСЛЕДИЕ

Сразу после того, как христианство стало государственной религией Римской империи (IV ст. н.е.), начались массовые разрушения античных храмов (капищ), сжигание философских и литературных произведений язычников — прославленных греческих и римских авторов; уничтожение языческих идолов — бесценных скульптур великих греческих и римских мастеров (отметим, что Грецией этот исторический шок так и не был преодолен — достаточно сравнить православное зодчество этой страны с сохранившимися останками античности). В 489 году декретом императора Зенона была запрещена и закрыта древняя философская школа Аристотеля, а в 529 году император Юстиниан закрыл последнюю языческую — неоплатоническую — философскую школу в Афинах. С того времени, когда в империи категорически запретили все религии, кроме ортодоксального христианства, там на протяжении многих столетий разрешалось читать, изучать, преподавать и распространять только Святое Письмо и произведения христианских отцов церкви — Восточная Римская империя (Византия) отказалась от своего великого античного прошлого. А что касается Запада, то после падения Римской империи (V ст.) на Западную Европу начались нашествия с востока и севера племен готов, лангобардов, угров, норманнов и др. Все эти народы принимали христианство, но цивилизационные следы, оставленные классической Римской империей, уничтожались, разрушались, исчезали. Западная Европа переживала тогда «столетия темноты», когда никто и думать не мог о том, что эта дикая малообжитая территория когда-либо займет ведущее место в мире — как по могуществу, так и по культуре.

ИСЛАМСКАЯ ВОЛНА

В нашу задачу не входит изложение истории ислама, начало которой имеет яркий мистический оттенок — это был беспричинный и неожиданный пассионарный взрыв, как это определяет Л. Гумилев, рывок полудикого «народа пустыни», который в относительно короткое историческое время покорил значительную часть европейского мира. Свои походы арабы начали почти сразу после смерти Магомета в 632 году. Они завоевали Иерусалим, покорили Сирию, Персию (Иран), Индию, Египет, Испанию, Сицилию и создали огромную Арабскую империю во главе с калифом, который властвовал на пространстве от Индии до атлантических берегов Испании. Начались столетия исламско- христианских войн и крестовых походов, в которых обе стороны проявляли нечеловеческую жестокость. (Между прочим, сегодня в Риме, по инициативе Ватикана, проходит международная научная конференция, на которой обсуждается все еще очень актуальный вопрос: кто больше был тогда виноват — мусульмане или христиане-европейцы? Напомним, что в 2000 году Римский папа Иоанн Павел II просил у мусульман прощения за жестокости крестовых походов 1096 — 1270 годов.)

Завоевав Испанию, арабы сделали столицей эмирата город Кордову, который превратился тогда в один из самых больших и богатых городов Европы — там проживало несколько сотен тысяч человек разных национальностей (для сравнения скажем, что в Париже тогда насчитывалось не более десяти тысяч жителей). Процветали сельское хозяйство, ремесла, прикладное искусство, образование — ислам показал свою жизнеспособность не только на поле сражений. И в то время, когда европейские рыцари-христиане, воевавшие с мусульманами, были неграмотными варварами, дворцы мусульманских эмиров и вельмож утопали в изысканной роскоши, там собирались библиотеки, читали свои утонченные стихи поэты, устраивали состязания музыканты, процветали прикладные искусства. Даже сегодня Испания, которую «христианские величества» столетиями «очищали» от арабского духа, сохраняет бесчисленные следы пребывания арабов — архитектурные стили, мечети фантастической архитектуры, «райской» красоты внутренние дворики с обязательными фонтанами, ирригационные сооружения, которые действуют до сих пор и др.

В Испании арабы столкнулись с проблемой сосуществования различных религиозных и этнических групп — христиан, иудеев и мусульман. Как оказалось, завоеватели имели определенное уважение к этим «народам Книги» (Библии) и никого не обращали в ислам силой, демонстрировали политику терпимости — во многих городах и селениях Пиренейского полуострова на одной площади соседствовали мечети, церкви и синагоги.

НОВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

На завоеванных мусульманами землях, главным образом в Сирии, в Персии (Иране) и в мавританской Испании, где сохранились философские традиции античности, начинают возникать центры почти забытой в других местах античной культуры. Там переводили на арабский язык и комментировали античные философские и научные тексты, которые арабские ученые оценили по заслугам и которые к тому времени были почти забыты европейскими христианами. Эти центры античной культуры существовали на протяжении нескольких столетий и именно им, как считают многие историки, европейцы обязаны тем, что не все классическое наследие погибло в те бурные времена и стало позже доступным христианскому Средневековью. (Как пишет историк Наталья Яковенко, имеются сведения о том, что в Киеве XV ст. также занимались переводами произведений Аристотеля с арабского языка.)

Это была эпоха действительного арабского ренессанса: развивались астрономические и медицинские науки, составлялись большие библиотеки, велась широкая и очень популярная работа по комментированию греческих античных произведений. Именно арабские философы первыми оценили Евклида и перевели с греческого его знаменитую работу «Начала», которую византийский император подарил известному халифу Гаруну ар-Рашиду (800). Знаменательно, что первый латинский перевод «Начал» Евклида был сделан именно с арабского текста, позже этот перевод положил начало активному изучению геометрии на европейском Западе. Исламские алхимики того времени фактически стали основателями европейской химии — благодаря поискам философского камня и экспериментам по «преобразованию простых металлов в золото».

Еще одна характерная подробность — выдающиеся иудейские мыслители того времени, такие как Авиценна (980 — 1037) и Моисей Маймонид (1135 — 1204) писали свои философские трактаты на арабском языке. Более того, император Фридрих II (ХII ст.) — один из наиболее известных правителей Европы, внук Барбароссы, хорошо знал арабскую философию и дружил с мусульманскими и иудейскими учеными, возмущая благочестивых, хотя и невежественных христиан. (Между прочим, ходили слухи, что император Фридрих был автором одиозной книжки «Три обманщика», под которыми он подразумевал Моисея, Христа и Магомета. Этой книги, впрочем, никто никогда не видел.)

АРАБСКИЕ УЧЕНЫЕ

Ниже приводим очень краткие сведения о нескольких (далеко не всех) известных сегодня и прославленных в Средневековье — на Западе так же, как и на Востоке — мусульманских ученых и философах.

Большое развитие в арабском мире получила математика. Особенно известен математик Аль-Хорезми (Магомет ибн Муса аль Хорезм), живший в IX веке, которого считают основателем алгебры. Он первый ввел в употребление позиционную систему исчисления — те арабские цифры, которыми мы пользуемся и сегодня. Имя Аль-Хорезми сохранилось до сегодня в слове «алгоритм» — для нас оно жестко связано с компьютерами, программированием, интернетом. Средневековые же арабы обозначали этим именем всю математику. Его книга «О восстановлении и противопоставлении», посвященная алгебре, была в ХII ст. переведена на латинский язык и использовалась в Европе как учебник до ХVI столетия. Ученый занимался также астрономией, составлял астрономические таблицы, написал сочинение «Изображение земли». Аль-Хорезми известен также как переводчик с санскрита математических и астрономических книг. Эти его переводы в ХII столетии были переведены на латинский язык — именно тогда европейцы познакомились с арабскими цифрам.

Арабский философ Аль-Кинди (IХ ст.) прославился как знаток произведений Аристотеля, Плотина, Порфирия, работ астронома Птолемея, математика Евклида и др. Он, подобно своему учителю Аристотелю, считал философию венцом всего научного знания и был убежден, что истина — везде, независимо от религии: «В устах иноплеменника или человека другой веры истина ложью не станет». Большую роль в поисках истины Аль-Кинди отводил математике и, вслед за Аристотелем, доказывал, что при помощи разума возможно полное познание истины.

Аль-Фараби (875 — 950 гг.) был, так же как Аль-Кинди, энциклопедически образованным человеком — врачом, музыкантом, ритором и философом. Именно он собрал и упорядочил все логические трактаты Аристотеля («Органон»). Знал логику Аль-Фараби настолько безукоризненно, что последующие арабские философы часто называли его вторым учителем после прославленного Аристотеля.

Ибн-Сина (Авиценна) (980 — 1037 гг). Родился близ Бухары. В глазах современников он был гениальным философом и гениальным врачом. Когда ему было всего 17 лет, Авиценна вылечил эмира Бухары от тяжелой болезни, после чего стал придворным лекарем, слава которого не знала границ как в мусульманском, так и в христианском мирах. Его «Медицинский канон» (медицинская «Книга исцеления» насчитывает 18 томов, сокращенный ее вариант Ибн- Сина назвал «Книга спасения», а вариант в одной книге — «Книгой знания») был переведен в ХII веке на латинский и пользовался большой популярностью в христианской Европе. В 1473 году «Медицинский канон» был впервые издан в Милане.

Ибн-Сина говорил, что он 40 раз читал книгу Аристотеля «Метафизика», а свою учение разрабатывал как наиболее близкое философии учителя. Однако Авиценна внес в некоторые формулировки своего великого учителя дополнения и исправления. Вслед за Аристотелем Ибн-Сина считал познание мира возможным и утверждал, что истинным знанием является лишь знание, основанное на разуме. Заметим также, что Авиценне принадлежит философская терминология, которая позже, благодаря трудам Фомы Аквинского, вошла в католическую философию.

Ибн-Сина писал также стихи. Вот одно из его четверостиший (рубаи):

От праха черного и до небесных тел

Я тайны разгадал мудрейших слов и дел.

Коварства я избег, распутал все узлы,

Лишь узел смерти я распутать не сумел.

Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126 — 1198 гг.). К XII веку идеи и знания мусульманских мыслителей начинают проникать в умы образованных католиков. Передаточной средой служила Испания, связанная с остальной Европой. Особенно заметное влияние на ученых Западной Европы оказал Ибн-Рушд — человек знатного происхождения и прекрасных способностей. Он получил блестящее образование, изучал мусульманское богословие и право, философию, медицину и математику. В историю европейской философии Ибн- Рушд вошел как комментатор: мыслители средневекового Запада, прежде всего, воспринимали его как толкователя учения Аристотеля, перед которым он преклонялся. В одном из своих сочинений Ибн-Рушд писал: «Учение Аристотеля есть высшая истина, ибо его ум — предел человеческого ума. Поэтому правильно будет сказать, что он был создан и дан нам Божественным провидением, чтобы мы познали все то, что можно познать». Современники Аверроэса говорили: «Аристотель объяснил природу, а Аверроэс объяснил Аристотеля».

Ибн-Рушд был более популярен в западном мире, чем среди арабов, поэтому часть его сочинений сохранилась до наших дней только в латинских и еврейских переводах.

ЗАКАТ

В первых столетиях II тысячелетия нашей эры арабское могущество и мусульманская цивилизации на европейском континенте стали ослабевать. Христианские войска отвоевывали в Испании город за городом — Толедо, Сарагосу и др. Начинался постепенный расцвет другой — западно-христианской цивилизации. Значение арабской культуры того времени, однако, непреходяще — она послужила соединительным звеном между античной и новой европейской цивилизацией. Как пишет Бертран Рассел, «мусульмане сохранили для нас аппарат цивилизации — просвещение, книги, творческий досуг... Контакт с мусульманами в Испании, а также в Сицилии открыл Западу Аристотеля арабские цифры, алгебру и алхимию. Именно с этих контактов началось возрождение наук (в Европе) в ХI столетии, что привело к следующему шагу — западной схоластической философии. Только значительно позже (в ХIII ст.) в Европе начали изучать греческий язык и обращаться непосредственно к первоисточникам — к работам Платона и Аристотеля, и к другим философам древности. Если бы арабы не сохранили античной традиции, люди европейского ренессанса, возможно, и не догадались бы использовать мудрость классической древней учености». И вся наша современная культура получила бы тогда совсем другую окраску.

В очерке использованы материалы Бертрана Рассела и Гамера Баутдинова.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать