Аттила возвращается
Продолжение. Начало читайте на стр. «История и «Я», № 139
Политико-экономическая жизнь Римской империи со временем переместилась в восточные области, и потому в 326 году император Константин переносит столицу из Рима в Византию, а в 330 году последний был переименован в Константинополь. Для борьбы против варварских народов империя использовала различные способы: подкупала одни народы, натравляя их на другие, а с остальными заключала различные соглашения. Верхушка купленного народа получала римские военные звания, деньги, продовольствие, оружие. С каждым годом количество таких народов на римских просторах росло, как и сумма выплат, и тогда наступал мир в империи, но при этом ощутимо пустела римская казна. На нижнем Дунае большую «стипендию» империя платила готам. И вот однажды римский император Флавий Валент решил изменить эту ситуацию, и в 367—369 годах он разбивает готские отряды и отказывается платить им стипендию, которая больше напоминала дань. Ведя паразитический образ жизни, готы пошли «искать» средства для существования у антов. Племя антов довольно точно локализируется на наших землях. Готские грабежи закончились тем, что анты объединились с гуннами и прижали готов к Дунаю. В 376 году Валент позволил готскому племени визи переселиться на земли империи, во Фракию (теперешняя Болгария). Поскольку коррупция разъедала империю изнутри и не были соблюдены договоренности, то визиготы в следующем году поднимают восстание, а 9 августа 378 года около Андрианополя в бою с ними погибает сам император Валент. Слабость империи стала очевидной для всех, но агония затянулась еще на 100 лет. Появление на дунайский горизонтах «нового» народа — гуннов — заставило тогдашних историков искать их корни повсюду.
В частности, Филосторгий, родившийся приблизительно в 365 году, писал (книга IХ, 17): «Эти гунны — наверное, народ, который древние называли неврами»?
Евстафий, живший в XII в. пишет, что «унны или тунны — каспийский народ из племени скифов»?
Другой позднеримский историк Аммиан Марцелиан, хоть и жил в эти времена (IV в.) о происхождении гуннов ничего конкретного тоже не знает. Книга XXXI, 2: «Племя гуннов, о котором мало известно из древних памяток, живет за Меотийским болотом (Азовское море. —?) у Ледовитого океана (? — Т.Д. ), и превосходит всякую меру дикости».
Еще здесь вспомним записанную Иорданом легенду о происхождении гуннов от готских ведьм. Но, так или иначе, эта легенда все- таки указывает на очень давние семейные связи гуннов с готами. Кстати, на языке, который считается готским, «кунни-гунни» — значит народ. Историков очень удивляет, почему так по-дружески гунны решили помочь антам в борьбе с готами. Историки по схеме считают, что анты — это пешие, осевшие славяне, а гунны — кочевое племя. Но вот, что пишет историк VI ст. Прокопий Кесарийский в «Войне с готами», книга V, 27: «Мартин и Валериан привели с собой тысячу шестьсот всадников. Большинство из них были гунны, склавены и анты, имеющие свои дома по эту сторону Дуная». У Прокопия есть еще одно произведение «Тайная история» (которую он писал тайно от тогдашней власти), где эта власть изображена в действительном, без украшений, свете. Вот две цитаты из «Тайной истории» гл. 18: «...почти каждый год, как Юстиниан (527—565 гг.) завладел Римским государством, делали набеги и творили ужасные дела против римского населения гунны, склавены и анты». Глава 23: «...мидийцы и сарацины разграбили большую часть Азии, а гунны, склавены и анты — всю Европу, разрушая до основания одни города, а другие придирчивым способом обобрали денежными контрибуциями».
Мог ли существовать более 150 лет союз гуннов, склавенов, антов, если бы у них не было общих корней?! Если бы разница в обычаях, быту и речи этих народов была большой — враги давно бы это использовали для развала их союза. Геродот, когда писал о скифских и мидийских племенах, называл среди них кочевые и хлебопашеские. Если бы гунны были рафинированными кочевниками, то первая брачная ночь Аттилы с Ильдикой прошла бы не во дворце, а в юрте, и охране не пришлось бы выламывать двери, когда умер Аттила на брачном ложе — достаточно было бы перерезать шнурочки. А вот, что пишет Иордан о самих похоронах Аттилы, 258: «После того, как он был оплакан такими стонами, они (гунны) отправляют на его кургане «страву», так называют это они сами, сопровождая ее огромным пиром...» Как отмечает Г.Василенко в «Великой Скифии», С.25, слово «страва» сохранилось только в украинском и словацком языках. Мог ли народ, хороня своего выдающегося представителя, называть часть похоронной процессии чужим словом?
Конечно, же нет! Это же были величественные похороны, и представителей других народов интересовало, как они (или часть похорон) называются на «гуннском» языке.
Византийский посол Приск Панийский в 448 году ездил послом к Аттиле и оставил после себя записи этого путешествия. Из этих записей до нашего времени дошли только фрагменты. Этими записями пользовался и Иордан. В частности, Приск пишет, что гунны угощали посольство медом и напитком, изготовленным из ячменя — «камосом», то есть пивом. В 1246 году фактически правитель Киевской Руси — Данило Галицкий ездил в ставку Батыя, и вынужден был там через силу выпить кислого кумыса — основного и священного напитка кочевников Евразии. Придирчивый читатель, наверное, скажет, что гунны просто угождали посольству, но тогда бы они римских послов угощали бы вином?! Римская империя платила большую дань гуннским правителям, и о каком-то заигрывании с ее послами не могло быть и речи.
Еще, в частности, тот же Прокопий писал, характеризируя антов и склавенов (IV, 21—30): «...они сохраняют гуннский нрав, и имя у склавенов и антов было одно и тоже».
Но важнейшим доказательством общности гуннов, антов и склавенов является черняховская археологическая культура, существовавшая в эти времена на территории современной Украины, а также Молдавии и Румынии, занимая Нижний и Средний Дунай. Наиболее точно и кратко эта археологическая культура охарактеризована в учебнике: «Археология и старинная история Украины» авторов Н.Чмыхова, Н.Кравченко и И.Чернякова, Киев, «Либідь», 1992. С.283: «Черняховская культура — одна из ярчайших историко-культурных явлений в археологии Украины и всей Юго-Восточной Европы. Распространение на огромном пространстве лесостепной и причерноморской зон однородной культуры, близкой к культуре римских провинций, подъем во всех сферах производства, распространение передовых методов ведения сельского хозяйства, новая идеология и верования — все это выделяет ее из ряда традиционных восточноевропейский культур и привлекает особое внимание исследователей». О мощности государственного образования «черняховцев» свидетельствует и отсутствие оборонных сооружений в поселениях. Известно всего несколько укреплений, контролировавших на речках важные переправы. В частности, такое сооружение находится в селе Баммачка Днепропетровской области, которая полностью исследована археологами. На сегодня известно около 5000 памяток этой культуры в Украине, откопано и исследовано около двухсот поселений и могильников.
Следуя ошибочной теории Л.Гумилева, упадок черняховской культуры относят на начало V в. н.э., и связывают его с нашествием гуннов (?) Об этом пишется в «Древней истории Украины» книга 2, Киев «Либідь», 1995. С. 31. Как видим, неправильное решение одной проблемы заводит исследования историков на еще более глухие окольные пути.
Краткий вывод: гунны ни во II, ни в IV в. н.э. на наши земли не врывались из глубин Азии, они здесь жили и внесли свою определенную долю крови в становление украинского народа.
Продолжение на следующей (октябрьской) странице «История и «Я»