Перейти к основному содержанию

Австрийские исторические уроки не только для объединенной Европы

08 апреля, 00:00
 

История могла бы многому научить людей, если бы они хотели у нее научиться, — говорил известный немецкий философ. Немцы никогда не могли приучать себя соблюдать меру. Поэтому немцев нужно оберегать от них самих, — считал не менее известный немецкий политик.

Эти мысли были высказаны в разное время и по разному поводу. Но именно они приходят в голову, когда наблюдаешь за нынешним утверждением у власти в Австрии коалиции с участием крайне правых сил во главе с Йоргом Хайдером, протестами и недоумением европейской общественности. Эти события неслучайны. Они отражают логику развития Австрийского государства и общества и, безусловно, являются для него закономерными.

Небольшая нейтральная Австрия редко становилась объектом всеобщего внимания. В послевоенное время в обыденном сознании она воспринималась как один из культурных центров Европы, оазис стабильности, родина В.А.Моцарта, Ф.Кафки, З.Фрейда... Внутриполитическая жизнь страны оставалась словно за кадром.

Обескураженные политические «гадалки» сейчас пытаются понять причины произошедшего и предугадать дальнейшие коллизии. Но если обратиться к историческим фактам, возникнет отчетливое видение сути современных австрийских событий. Австрия всегда была серьезной проблемой для Европы и даже для самих австрийцев. За Австрийским государством прочно закрепилось прозвище «лоскутная империя», поскольку оно соединяло в себе множество небольших и разнородных владений. В одном государстве оказались немцы, венгры, чехи, словаки, хорваты, сербы, словенцы, евреи, румыны, поляки, украинцы. В 1867 г. Австрия была преобразована в Австро-Венгерскую империю — союз австрийских немцев и венгров, в котором славяне не получили равного представительства. Возросшее национальное самосознание немцев требовало создания единого государства. Объединение всех немцев могло состояться еще в XIX веке! Но все получилось иначе. Австро-Венгерская империя возникла через год после австро-прусской войны. Австрия проиграла соперничество с Пруссией за лидерство и была исключена из Германского союза. Утрата главенствующего положения превратила австрийцев в немцев «второго сорта». Исключение Австрии из Германского союза, стало поворотным в истории страны, толчком к переосмыслению роли Австрии и к созданию идеологии пангерманизма.

Пангерманизм возник как реакция австрийских немцев, отказавшихся признать отделение Австрии от остальной Германии и намеренных восполнить этот разрыв присоединением (Аnschluss) Германо-Австрии (т.е. провинций, которые входили в Германский союз) к бисмарковскому Рейху. Австрийцев не останавливала даже угроза разрушения монархии Габсбургов. Однако в новых условиях достичь объединения с остальной Германией оказалось невозможно.

Перед многонациональным населением Австрии встал вопрос: зачем она существует, куда движется? Вопрос этот вызвал в обществе растерянность и пессимизм. Бытовавшие тогда настроения прекрасно выразил австрийский эссеист Роберт Музиль. Со свойственной ему ироничностью, Р. Музиль писал, что Австрия стала первой страной, в которой Господь усомнился, лишив ее жизнелюбия, веры в себя и присущей всякому культурному государству способности пропагандировать идею своей полезности. «В этом государстве, — отмечал Р.Музиль, — сокрыта какая-то тайна, какая-то неясная идея. Что это за идея, установить, однако, невозможно. Это идея не государства, не династии, не культурного симбиоза различных народов (Австрия, видимо, мировой эксперимент), а в действительности лишь движение, порожденное отсутствием направляющей идеи».

В условиях стремительной урбанизации и индустриализации, ключевой проблемой империи стал конфликт славянских и немецких интересов в государстве. По мнению австрийского политического философа Людвига Гумпловича, сущность, историческое значение и правомочность австрийского государства заключались в обеспечении продвижения Германии на Восток, с целью подчинения и цивилизаторства славянского населения. Смысл и идею Австрии в обороне интересов Германии усматривал и чешский историк Палацкий. В обороне, особо подчеркивал известный российский противник Австрии Н.Данилевский, главным образом используют славянские силы, но вопреки славянским интересам. Поэтому, считал он, для славян Австрия «составляет очевидно, препятствие, которое во что бы то ни стало рано или поздно, должно быть уничтожено».

«Если же прекратится влияние Австрии на Среднюю Европу, — пророчил венгерский политик и публицист Жигмонд Кемень, — не будет сохранено немецкое имперское положение. Австрия выродится в исключительно восточное государство, равновесие Европы окажется в состоянии грандиозного кризиса». Неразрешенные национальные противоречия в «стране социальных неискренностей» (А.Шницлер) и развязанная Австро-Венгрией Первая мировая война разорвали империю изнутри. На месте могущественной империи образовалось шесть небольших государств. Австрийские немцы сохранили за собой Вену, прекрасные замки, поместья, дворцы, институты образования и искусства, но почти полностью лишились сырьевой и промышленной базы. Так, еще в середине 20- х годов Австрия была вынуждена ввозить 75% потребляемого сырья и 70% продовольствия.

Но и в этих условиях большинство австрийцев не отказалось от стремления быть вместе с Германией. Они не верили, что такое маленькое государство может быть экономически жизнеспособным. Эту позицию поддерживали не только правые, но и левые политические партии, учитывая что у руля Веймарской Германии встали социал-демократы. Именно по этой причине известный деятель Австрийской социал-демократической партии Отто Бауэр говорил: «Аншлюс к Германии, есть аншлюс к социализму».

Но, несмотря на желание австрийцев присоединиться к Германии и право народов на самоопределение, державы-победительницы в Первой мировой войне запретили аншлюс. Новому австрийскому государству запретили также именоваться Германо-Австрией. Прежняя Австрия, эта, по выражению Н.Данилевского, «политическая нелепость» исчезла. Но и то, что возникло на ее развалинах продолжали именовать «политическим призраком».

Недолгие 20 лет существования Первой Австрийской республики выявили ее полную нежизнеспособность. Как пишет современный австрийский историк Ульрих Клуге, «через общество пролегли два глубоких окопа, не преодоленные фактически по 1938 год. Один разделил австрийских националистов от пангерманского немецко- националистического лагеря, другой — и в этом была основная дилемма — разделил поборников парламентской демократии и антипарламентско-корпоративные «внепартийные силы».

Значительную ответственность за судьбу Австрии в этот период несет католическая церковь. По существу на церкви тогда базировалась политическая система австрийского государства. В руках ее деятелей фактически находился весь государственный аппарат. Много лет во главе правительства находился прелат Игнац Зайпель, в годы канцлерства которого Ватикан оказывал самое непосредственное влияние на внутреннюю и внешнюю политику австрийского правительства. Начав с борьбы против большевизма, католическая церковь в Австрии проявила себя и активным борцом против парламентаризма и многопартийности. Особого разговора заслуживает ее попытка построить в Австрии христианское «сословное государство». Другой ставленник церкви на посту канцлера Энгельберт Дольфус, попытался сочетать экономические элементы фашизма с христианскими этическими принципами. Уже один этот факт приводит к пониманию современных австрийских событий. Становится ясным, как сказываются прошлые идеологические установки католической церкви на состоянии современного общественного сознания австрийцев. Исторический эксперимент прервал государственный переворот и последовавший за ним аншлюс.

В научной литературе Австрию принято рассматривать исключительно в качестве жертвы учиненного Гитлером аншлюса. Но говорить так, значит проявлять по меньшей мере неискренность и лукавство. Ведь даже австромарксисты стремились к этому столь последовательно и твердо, что Карл Реннер (впоследствии первый президент Второй Австрийской республики) фактически приветствовал аншлюс, в то время как коммунисты, пытаясь избежать присоединения к фашистской Германии, выработали теорию об особой австрийской национальности.

Да, Гитлеру была нужна Австрия. Уже тогда отмечалось значение Австрии, как стратегически важного в случае войны звена, соединяющего Германию с Венгрией. Но неужели австрийцы не должны разделять ответственность за утрату независимости своей страны, если на протяжении многих лет добивались понимания и признания в Европе «исторической необходимости разрешения вопроса, исходя из исторической перспективы Германской империи»? Как заметил известный немецкий политик Ф.Й.Штраус, «Гитлер в 1938 году решил эту проблему по-своему, и именно поэтому она теперь уже никогда не станет актуальной». Впрочем, последние события в Австрии заставляют в этом если не усомниться, то по меньшей мере задуматься.

После восстановления самостоятельности Австрии в 1945 г. (Вторая республика) и десятилетней оккупации войсками четырех держав — Советского Союза, США, Франции и Великобритании — Австрия стала суверенным государством. Были восстановлены ее границы, существовавшие на 1 января 1938 г. Парламент принял закон о постоянном нейтралитете Австрии, на котором и ныне строится внешняя политика страны. Этому решению предшествовали десять лет, в течение которых будущее Австрии выглядело еще менее определенным, чем когда-либо. В них уложилось и намерение жителей австрийской земли Форарльберг вступить в Швейцарскую конфедерацию, и стремление У.Черчилля создать «Дунайскую конфедерацию», включив в нее юг Германии, Австрию и Венгрию, и идея баварцев создать «Альпийский союз», объединив Австрию, Баварию, Баден, Вюртемберг и Южный Тироль, не без «подсказки» французских секретных служб.

В австрийской политической литературе неоднократно с благодарностью отмечалась «проавстрийская» позиция руководства Советского Союза. Писал об этом и президент Австрии Курт Вальдхайм в своей книге «Австрийский путь». Советского Союза давно нет. Но причины, позволившие Австрии сохранить самостоятельность и провозгласить нейтралитет, до сих пор предпочитают не обсуждать. Предоставим слово заинтересованной стороне — Ф.Й.Штраусу. «В принятии Москвой решения «позволить» Австрии стать нейтральной, важную роль играли собственные интересы Советского Союза, которые стали явственно видны, когда Федеративная республика вступила в 1955 г. в НАТО, — писал он. — СССР оказался перед неприятной дилеммой: либо разделить Австрию и тем самым с большой долей вероятности быть вынужденным согласиться с членством свободной части страны в НАТО, а стало быть созданием для Атлантического союза сухопутного «моста» в Северную Италию, либо сделать всю Австрию нейтральной». Таким образом, существующая ныне Австрия есть ни что иное, как результат стратегического планирования генеральных штабов СССР и НАТО времен холодной войны, искусственное государственное образование, своего рода «буферное государство».

В который раз австрийские немцы оказались по воле внешних могущественных сил перед необходимостью вновь искать свою австрийскую идентичность. И надо отдать им должное: Австрия сумела найти свою нишу в послевоенной Европе. Но прежние настроения в обществе, тяга к немецкому единству сохранились, и победа Австрийской партии свободы (АПС) Йорга Хайдера, явное тому подтверждение.

Созданная в 1955 г. на базе распавшегося «Союза независимых», в состав которого входило немало бывших нацистов и судетских немцев, АПС долгое время не пользовалась особой популярностью. Свою первую политическую победу она одержала на парламентских выборах 1983 г., когда получила 4,97% голосов избирателей и 12 мест в парламенте. На последних выборах 1999 г. АПС уже получила 29,6% голосов. Сейчас пытаются прогнозировать, что будет делать новое австрийское правительство и стоящая за ним АПС. Любопытная деталь: в своих партийных программах АПС последовательно не признавала факт существования австрийской нации, заявляя, что «подавляющее большинство австрийцев принадлежат к немецкому народному сообществу». Педалирование подобного тезиса в международных делах способно привести к весьма интересным последствиям. Объединение Австрии и ФРГ? А почему бы и нет? Ведь объединились же ФРГ с ГДР, а уж между ними гораздо больше различий, чем, скажем, между Баварией и Австрией. Возможно, в XXI веке мы станем свидетелями заключительного аккорда германского единения. Если, конечно, этот процесс не будет скомпрометирован участием в нем людей и партий, далеких от подлинных интересов Австрии и объединенной Европы.

Безусловно, интеграционные процессы объективно способствуют усилению роли немцев в Европе. И это позитивный процесс, хотя, вероятно, не все с этим согласятся. Ведь пока остается не ясным, где проходит грань, отделяющая интересы немцев от интересов государств объединенной Европы, и как будут соотноситься с ними интересы восточноевропейских государств, в частности, Украины. Несмотря на обилие возникающих вопросов, из австрийской истории мы можем извлечь и ряд важных уроков. Пожалуй, главный из них состоит в том, что игнорирование интересов наций и государств не снимает существующие проблемы, а делает их вечно актуальными.

Телефон ведущего страницы «ИСТОРИЯ И «Я»: 414-90-00 — Сергей МАХУН, «День»

Адрес электронной почты (e-mail): sport@day.kiev.ua

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать