Перейти к основному содержанию

Братья, которые изменили лицо цивилизации

Вклад украинской семьи Тимошенко в общечеловеческий прогресс
30 мая, 16:28
УКРАИНЕЦ СТЕПАН ТИМОШЕНКО (НА ФОТО), КОТОРЫЙ БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ ЖИЗНИ РАБОТАЛ В США, ПРИЗНАН В ЭТОЙ СТРАНЕ УЧЕНЫМ МИРОВОГО УРОВНЯ, СДЕЛАВШИМ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ВКЛАД В МЕХАНИКУ И ИНЖЕНЕРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Если в Древней Греции семь городов, согласно легенде, спорили о том, чтобы считаться родиной Гомера, то Украина до сих пор щедро дарует своих выдающихся земляков другим народам, забывая, что они являются украинцами, и не чествуя их должным образом. Скажем, недавно на День космонавтики многие масс-медиа перепечатали материал одного из ведущих информагентств, в котором были «пропущены» такие гениальные конструкторы космических систем, как Валентин Глушко и Глеб Лозино-Лозинский, первым украинцем в космосе назван Леонид Каденюк (хотя в действительности им был космонавт-4 Павел Попович), а среди заокеанских астронавтов украинского происхождения не названа гражданка Канады Робарта Бондарь...

Вот и из тех достойных людей, о которых дальше пойдет речь, в Украине сегодня хорошо знают и уважают только одного. А между тем эти три украинца — каждый по-своему — создавали наивысшие проявления современной цивилизации и так или иначе не порывали с Отчизной, хотя и становились гражданами других государств. Становились, потому что украинского гражданства по известным причинам с начала 1920-х до начала 1990-х просто не существовало.

ВЕЛИКИЙ МЕХАНИК

Фамилия Тимошенко украинским гражданам хорошо известна. В настоящее время она ассоциируется с известной политической деятельницей, а люди старшего возраста могут вспомнить знаменитого в свое время сталинского маршала. Но другие Тимошенко сделали более весомый вклад в украинскую историю и  мировую цивилизацию.

Родились братья в семье землемера Прокопия Тимошенко. Двое родились в селе Шпотовка, один в Базилевке на Черниговщине. Как считает киевский исследователь Дмитрий Малаков, «то, что их отец был землемером, то есть человеком, который стоял близко к проблемам земли, к проблемам украинского села, это, возможно, и способствовало тому, что они впитывали именно украинский дух, именно украинскость (в лучшем понимании этого понятия) и пронесли это достойно через всю жизнь».

Старший из братьев, Степан, родился в 1878 году в упомянутой уже Шпотовке. Высшее образование получил в Петербуржском институте инженеров путей (1901 год), потом работал там преподавателем. Переехал в Киев в 1906 году, в возрасте 28 лет стал профессором политехнического института. В 1911 году он вместе с группой профессоров Киевского политехнического института выразил протест против полицейского произвола в высшей школе, следовательно,  был уволен из института. Во время Первой мировой войны работает в Петрограде. В 1917 году, после начала революции, возвращается в Киев, опять занимает должность профессора политехники, работает в комиссии по выработке законопроекта об основании Украинской академии наук, в 1919-1920 годах — директор им же созданного Института технической механики УАН. Ну, а дальше — вынужденная эмиграция («старорежимная интеллигенция», еще и с какими-то проукраинскими настроениями). Степан Тимошенко переезжает в только что созданную Югославию, где становится профессором Загребского политехнического института, а в 1922 году эмигрирует в США, куда его пригласила всемирно известная компания «Вестингауз». Впрочем, в 1927 году он возвращается к преподаванию: сначала в Мичиганском, потом в Стенфордском университетах. Степан Прокопьевич прожил долгую и плодотворную жизнь. Умер он в США, в 94-летнем возрасте.

Формально предметом его научной заинтересованности (свыше 150 трудов) была механика, конкретно — сопротивление материалов, теория упругости и колебаний в инженерном деле. Но это только формально. Реально же шла речь о фундаментальных исследованиях новой, искусственной, инженерно созданной действительности, которая бурно замещала собой природную окружающую среду, начиная с рубежа ХIХ-ХХ веков. Разноформовый металлический прокат, который становился основой громадных конструкций, механизмы,  состоявшие из огромного количества деталей, сочетания разных материалов в единой целостности — все это требовало изучения с помощью точной науки, так как инженеры ХІХ века большинство своих новаций осуществляли, как говорят, на глаз, на основе интуиции (тоже важная вещь, если она основывается на опыте, но...). Степан Тимошенко быстро выяснил, что серьезные исследования в отрасли механики материалов невозможны без обстоятельных знаний математики. И он самостоятельно изучает высшую математику. Старший из Тимошенко писал позднее: «Я  не родился математиком. Тонкости абстрактной математики меня не привлекали. Однако математические применения в инженерных науках — это было именно то, что меня интересовало и к чему меня влекла природа». Для того, чтобы знать все научные новинки по сопротивлению материалов, Степан Тимошенко, который уже к этому времени хорошо знал французский и немецкий языки, специально изучает английский (сколько современных инженеров может похвастаться таким знанием западных языков?); он переводит фундаментальные труды немецких и французских механиков. К началу Первой мировой войны он уже осуществляет исследования и выводит формулы, которые находят широкое применение в строительстве и в конструировании механизмов. В Америке он продолжает дело осмысления технических основ современной цивилизации. В конце 1920-х организовал секцию механики при Американском обществе инженеров, начал издавать журнал «Прикладная механика», напечатал несколько монографий. Его деятельность позволила существенно улучшить подготовку американских инженеров, а разработки и формулы Тимошенко использовались везде — от возведения небоскребов и мостов до строительства самолетов и ракет. Он был членом многих академий наук мира и человеком, который стоял над политикой, в том смысле, что его деятельность как инженера, как ученого, как педагога была направлена на благо всего человечества, а написанные им учебники переводились на языки всех передовых наций мира. Поэтому, возможно, во время хрущевской оттепели ему был разрешен въезд в Советскую Украину — поскольку без Степана Тимошенко и его разработок преподавать механику было невозможно,  но было сделано все, чтобы он в сознании научных работников подпадал под понятие «российский инженер».

В Киеве на доме, где он когда-то проживал, по улице Гоголевской, 23, есть мемориальная доска с его портретом. Кроме того, установлен памятник Степану Тимошенко на территории КПИ. Его имя присвоено Институту механики НАН Украины. Поэтому идет речь о человеке, которого помнят в Украине, который даже на официальном уровне является гордостью украинской нации.

Но осознают ли сполна даже научные работники вклад Степана Тимошенко в современную цивилизацию?

... В США Американским обществом инженеров-механиков в 1957 году была основана медаль имени Степана Тимошенко. Первой такой медалью был награжденный сам Тимошенко с очень интересной формулировкой: «За бесценный вклад и личный пример как лидера новой эры в прикладной механике». Тимошенко, который воспитал в США настоящую  плеяду учеников, называют там отцом современной американской механики. Трудно назвать отрасль строительной, и не только строительной в стандартном смысле слова (я не зря вспоминал о ракетостроении) механики, где бы он не оставил весомый вклад. Его исследования позволили, по меньшей мере, на четверть сократить расходы металла в строительстве и ускорить освоение ряда важных новых технологий, поэтому будет ли преувеличением утверждение, что Степан Тимошенко является одним из отцов современной урбанистической цивилизации?

АРХИТЕКТОР

Средний брат — Сергей Тимошенко. Родился в Базилевке в 1881 году. Архитектор и строитель по специальности и по призванию. Окончил Институт гражданских инженеров в Петербурге. Там примкнул к нелегальным украинским организациям, стал активным участником Украинского студенческого общества. Во время одной студенческой демонстрации его очень побили черносотенцы, врачи едва спасли жизнь. Возникли проблемы со зрением на один глаз. В 1903 году стал членом Революционной украинской партии, и с того времени не покидал общественную и политическую деятельность в разнообразных украинских структурах. Был он, понятное дело, и участником художественных объединений.

Но главное — он строил. Список того, к чему успел приобщиться этот молодой человек, который в начале ХХ века только получил высшее образование, просто-таки поражает.

В 1906 году, по окончании института, Сергей Тимошенко переезжает на Волынь, где работает на строительстве железнодорожного узла станции Ковель и одновременно в уездном земстве. Под его руководством были построены большой вокзал, помещение кондукторных и паровозных бригад, школа, интернат, склад и тому подобное, по его проектам — земский госпиталь, женская гимназия. Немало из этих зданий сохранились и до сегодня. В 1908 году Сергей Тимошенко переехал в Киев, где работал инженером в техническом отделе дирекции Юго-Западной железной дороги. По его проектами были построены четырехэтажные дома Л.Юркевича и С.Лаврентьева. В следующем году его пригласили на строительство Южно-Донецкой железной дороги, и он переезжает в Харьков. В Харькове им построен дом управления Северо-Донецкой железной дороги, известные особняки Бойко, Попова, Томицкого, Лазаревых, несколько пятиэтажных домов. Сергей Тимошенко был консультантом при строительстве химического завода общества «Русскокраска» в Купянском уезде, где по его проектам был построен дом электростанции, корпуса цехов по производству антрацита, серной кислоты, фенола, хлора, известки, административные здания, а также городок для рабочих на 10 тысяч человек со школой. Он принимал участие в строительстве завода «Коксобензол» на станции Рубежная, где по его проектам построены помещения для инженеров, техников, мастеров, руководил конструкторским бюро, которое разрабатывало проект электрификации Донецкого бассейна под названием «Углеток». Наконец, по проекту Сергея Тимошенко появился курорт «Борисово» на побережье Черного моря. В его комплекс входили сооружения санатория, казино-ресторана, бассейна, нескольких вилл-особняков. Несколько проектов курортных сооружений мастерской Тимошенко реализовано в Сочи, Туапсе, Геленджике и некоторых городах Крыма. А среди домов общественного назначения, спроектированных Тимошенко, можно отметить помещение уездной земской управы в Константинограде, музей в Полтаве, несколько народных домов на Полтавщине... Кажется, ничего не упустил, а о нескольких только что упомянутых примечательных домах в Киеве и Харькове немного дальше.

А еще он запроектировал и построил (как руководитель работ) линии железной дороги Льгов-Роданово, Федоровка-Скадовск, Яма-Бахмут-Никитовка, Гришино-Ривное и разнообразную инфраструктуру к ним.

И все это — за 11 лет, из которых три года приходятся на войну.

Когда он это все успевал?

Начало. Окончание читайте в следующем выпуске страницы «История и Я»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать