Человек Европы — Иван Федоров
К 425-й годовщине со дня смерти18 декабря этого года исполнилось 425 лет со дня смерти Ивана Федорова (Федоровича) — выдающегося печатника XVI в. В советские времена подобная дата стала бы поводом для празднования. Ведь при желании деятельность Федорова можно интерпретировать как яркое проявление культурных связей между «единокровными» восточнославянскими народами — русским, белорусским и украинским. В нынешнем политическом и культурном контексте говорить о подобных связях не очень уместно. Даже в России и Беларуси на них не акцентируют внимание. Похоже, Федоров перестал быть нужным как символ «русско-украинско-белорусской дружбы». Поэтому отмечать его юбилей никто особенно не собирается. С одной стороны, это хорошо. Имя Федорова перестало использоваться при построении крайне идеологизированных теорий. Следовательно, есть возможность более трезво и объективно взглянуть на этого деятеля. Но с другой стороны – «забывание» Федорова является вещью досадной. Ведь этот человек сделал очень много на культурном поле и, бесспорно, достоин уважения.
Среди выдающихся деятелей украинской культуры конца ХVI в. почетное место занимает печатник, русский по происхождению — «Иван, Федоров сын, из Москвы», который в украинских документах ХVІ в. часто фигурирует как Федорович. Высокая эрудиция, дипломатическое и литературное дарования, жертвенный труд этого выдающегося просветителя содействовали тому, что его брали к себе на службу сильные мира сего, с ним общались те, кто решал судьбу тогдашней Европы — русский царь Иван IV Грозный, польские короли Сигизмунд Август и Стефан Баторий, император Священной римской империи немецкой нации Рудольф II Габсбург; магнаты Речи Посполитой Григорий Ходкевич и Константин-Василий Острожский. И хотя он не был первопечатником ни для русских, ни для белорусов, ни для украинцев, это не умаляет его заслуг перед восточнославянскими народами. Во многих сферах кирилличной печати он действительно был первым. Стоит только вспомнить, что его книги в течение двух веков стали основой для большинства аналогичных изданий кирилличным шрифтом.
Относительно хорошо знаем о его произведениях — выпущены в свет в Москве, Заблудове, Львове, Остроге. Хуже обстоит дело с воссозданием полного жизнеописания Ивана Федорова. Но и известные на сегодняшний день факты многозначительны. Судя по собственным воспоминаниям печатника в его изданиях и патрониме, был он родом из Москвы, сыном какого-то Федора. Загадкой остается, каким образом молодой россиянин попал в Польское королевство. В последнее время установлено, что проживал он на Краковщине, в Пётрковицах. В конце 1520-х — в начале 1530-х годов владельцем городка был высокообразованный шляхтич Станислав Стадницкий (†1542), сын которого Станислав-Мацей в 1540-х гг. входил в краковский кружок гуманистов.
Из Пётрковиц Иван Федоров в 1529 году переехал в Краков, где поступил в Ягеллонский университет. В 1532 г. получил здесь ученую степень бакалавра. Именно в те времена это известное европейское учебное заведение переживало период значительного подъема. В частности, там опять начали преподавать античную литературу, греческий и древнееврейский языки. Поэтому молодой россиянин имел возможность получить здесь основательное филологическое образование, которое пригодилось через четверть века в его издательской деятельности.
Документы свидетельствуют, что проживал этот студент следующие два года в университетской бурсе «Иерусалим». Знаменита она была тем, что, кроме этнических поляков, здесь проживало особенно много представителей других национальностей. Некоторые исследователи допускают возможность того, что Иван Федоров работал в краковских латинско-польских типографиях. Мог он тогда ознакомиться и с продукцией украинского первопечатника немца Швайпольта Фиоля. Последний для населения Галичины в Кракове в течение 1491 – 1493 годов выпустил, по инициативе Перемышльского владычества, ряд кирилличных литургических изданий.
Неизвестно когда и куда выехал Иван Федоров из Кракова. Точно не знаем, где он был следующие двадцать лет: совершенствовал ли мастерство в какой-то из польских типографий или учительствовал на территории Белоруссии или Украины.
Около 1553 года в Москве основывается первая русская типография, по всей вероятности, по инициативе священника московского Благовещенского собора Сильвестра. По неизвестным теперь причинам в ее изданиях отсутствуют упоминания о месте и времени выпуска мастеров. К счастью, два документа 1556 года донесли к нам имя русского первопечатника Маруши Нефедьева, «мастера печатных книг».
Возможно, с ним сначала работал Иван Федоров. Во всяком случае точно известно, что он организовал аналогичное предприятие. Инициатором его создания был сам царь Иван IV Грозный. Непосредственным же стимулом для создания обеих типографий стал захват Россией земель Казанского (1552) и Астраханского (1556) ханств и в связи с этим возникла насущная потребность значительного количества литургических книг для новопостроенных церквей, христианизации покоренных народов.
Первой русской печатной книгой с выходными данными стал Апостол, увидевший свет в московской государственной типографии 1 марта 1564 года. Напечатали ее Иван Федоров, в то время – дьякон московской церкви св. Николая Гостунского, и белорус из города Мстиславца Петр Тимофеевич. Они же в следующем году выпустили два издания Часовника. В этой книге особенно нуждались новообращенные православные для заучивания основных молитв и псалмов.
Введение опричнины, наступление реакции стали причиной того, что печатники вынуждены были покинуть Россию. Как вспоминал Иван Федоров в послесловии ко львовскому Апостолу, он был обвинен в ереси. Возможно, какие-то формальные причины для этого таки были.
Печатники, очевидно, выбрали окружной, однако безопасный тогда путь: по оккупированной Швецией территории Эстонии и Латвии, а оттуда — в Великое княжество Литовское. Уже там были приняты королем Сигизмундом Августом и высшими должностными лицами государства. Очевидно, что этих власть имущих интересовали не проблемы кирилличной книжности, а информация о политической ситуации в соседнем Московском государстве. Приблизительно тогда же состоялась встреча печатников с Симоном Будным, известным белорусским печатником и реформатором. На ней обсуждались вопросы издания канонических христианских текстов.
Литовский гетман, известный православный политический деятель Григорий Ходкевич пригласил печатников в свое имение Заблудово (теперь Польская Республика). Заблудов, считается, находится на белорусской этнической территории. Хотя это украинско-белорусское этническое пограничье. Что же касается Ходкевичей, то они происходили из киевских бояр и в плане культурном были связаны с Украиной, в частности, Киевом и Киево-Печерской лаврой.
Если русский репертуар печатных изданий Ивана Федорова и Петра Мстиславца обусловливали политические обстоятельства, то в Белоруссии — религиозно-просветительские. По инициативе гетмана Ходкевича выходит Евангелие учительное (1569), сборники проповедей на воскресенье и важнейшие праздники, произносившиеся клириками в храмах или читались дома светскими людьми.
Петр Мстиславец решил «пойти на свои хлеба», в Вильно. Здесь на средства белорусских купцов Кузьмы и Луки Мамонычей он основал известную впоследствии типографию. А Иван Федоров в Заблудове выпустил еще Псалтырь с Часословцем (1570). В соответствии с языковой традицией, господствовавшей на белорусско-украинских землях, в обоих изданиях он назвал себя Иваном Федоровичем Москвитиным.
Вследствие тяжелой болезни гетман Григорий Ходкевич потерял интерес к издательской деятельности, типография прекратила свое существование. Немолодой уже Иван Федоров вынужден был покинуть Белоруссию и искать нового места для своей деятельности.
Осенью 1572 г. он направляется во Львов, в то время — самый крупный экономический и культурный центр Украины. В среде религиозно дискриминированного украинского населения он надеялся найти материальную и моральную поддержку своим просветительским начинаниям. Ведь именно в этом году украинская община города добилась от короля права для своих детей учиться в высших учебных заведениях.
Очень помог ему Сенько Каленикович, сидельник по профессии, интеллигент по духу. Именно он стал основателем печатного дела на украинских землях, одолжив Ивану Федорову огромную сумму — 700 злотых — и не потребовал их возврата. Этот поступок поставил украинского сидельника в один ряд с царем Иваном ІV и гетманом Григорием Ходкевичем.
Первой печатной книгой, которая увидела свет на украинских землях 15 февраля 1574 года, стал львовский Апостол. Не имея времени и средств на печатание какой-то еще не опубликованной большеформатной церковнославянской книги, Иван Федоров повторил московский Апостол. Интересно, что в этой книге впервые появляется его издательский знак. За основу он взял герб Стадницких — владельцев упомянутых Петрковиц, городка юности Федорова.
Уникальным стало следующее издание, небольшое по объему, но не менее важное по содержанию. Речь идет о первом в кирилличной печати выпуске Букваря (1574) — первом печатном учебнике у славян православной традиции.
В конце того же года печатник переезжает на Волынь. Здесь магнат Речи Посполитой князь Константин-Василий Острожский основал первую у восточных славян высшую школу — знаменитую Острожскую славяно-греко-латинскую академию и запланировал издать первую в мире полную Библию на церковнославянском языке.
Ученики академии в 1578 году получили Букварь. В соответствии с потребностями учебного заведения высшего типа, здесь в текст львовского Букваря был добавлен греческий алфавит и параллельные молитвы на греческом и церковнославянском языках. Чтобы привить ученикам патриотические и православные взгляды, в книгу поместили известный памятник староболгарской литературы сказания черноризца Храбра «О письменах». Во времена религиозно-культурной дискриминации православных она оказалась чрезвычайно актуальной, потому что в ней доказывалось равноправие церковнославянского языка наряду с «библейскими» — древнееврейским, греческим и латинским.
Нелитургическое назначение имело и следующее федоровское острожское издание — Псалтырь с Часословцем (1580).
Первым у восточных славян печатным справочно-библиографическим изданием стал составленный Тимофеем Михайловичем алфавитно-предметный указатель к Новому Завету (1580).
С Иваном Федоровым связано и первое у восточных славян печатное поэтическое произведение — так называемая Хронология белорусского реформационного деятеля Андрея Рымши. Одностраничная листовка с перечнем месяцев года на церковнославянском, древнееврейском и украинском языках предназначалась для обучения в начальных классах академии. В ней к каждому месяцу был добавлен стих на сюжет из ветхозаветной истории.
Мирового уровня изданием стала Острожская Библия 1581 года. Подготовлена она была острожскими деятелями, как отечественными, так и заезжими греками. Иван Федоров не только напечатал эту книгу на самом высоком на то время полиграфическом уровне. Как успешный выпускник Краковского университета, хороший знаток латыни и греческого языка, он, вне сомнения, участвовал в подборе и редактировании текстов.
Острожская Библия стала «лебединой песней» Ивана Федорова. Он вернулся во Львов, пытаясь опять стать самостоятельным издателем. Поскольку состояний в Остроге он так и не нажил, то стал неофициальным представителем известного львовского литейщика Даниила Кёнига. От своего имени, пользуясь влиятельными знакомствами, он добывает для него заказы. Так, в Кракове польский король Стефан Баторий выделил ему средства на изготовление обычной пушки. И сразу после этого Иван Федоров едет в Вену, столицу Священной римской империи немецкой нации. Самому императору Рудольфу ІІ он предложил изобретение — многоствольную разборную пушку. Правдоподобно, что император назначил ему аудиенцию, в первую очередь, по политическим соображениям. Как инициатору создания антитурецкой коалиции с привлечением России, этому самому влиятельному европейскому политику, очевидно, важно было встретиться с человеком, который лично знал царя Ивана Грозного и его окружение.
Иван Федоров мог иметь в Вене и какой-то собственный профессиональный интерес, в частности, мог общаться с представителями известной европейской печатной фирмы Шарфенбергов, с которой поддерживал связи. Но годы, а ему было около семидесяти, начали брать свое. Заболев, он вынужден был вернуться во Львов. Здесь Иван Федоров умер и был похоронен в церкви пригородного Святоонуфриевского монастыря. Львовские соратники, друзья поставили надгробие. Надпись на нем отразила большое уважение современников к его личности и творческому наследию:
«Іоан Федорович друкар Москвитин,
которий своїм тщанієм
друкованіє занедбалоє обновил.
Преставися во Львові року 1583 декембрія 5.
Воскресенія із мертвих чаю.
Друкар книг пред тим невиданих».
Выпуск газеты №:
№233, (1996)Section
История и Я