Человек, который искал истину и жил в соответствии с ней
Василий ЛИСОВОЙ: «Прошу меня тоже арестовать и судить»
Он никогда не претендовал на первые роли, он не был завсегдатаем телешоу и популярным объектом скандальных газетных интервью на политические темы. Хотя сказать мог значительно больше, чем многие записные оракулы дня сегодняшнего. Свободное владение английским языком, прочитанные и осмысленные кипы книг, нестандартный взгляд на основополагающие принципы бытия и нежелание играть кем-то выписанную роль (чего стоит лишь тема его кандидатской диссертации — «Логіко-філософське дослідження побутової мови»; это 1971 год, время торжества диамата и истмата!), умение расставлять точки над «і» и в то же время не навязывать свое мнение другому — это выделяло его среди «реестровых говорунов», всегда готовых говорить обо всем и ни о чем.
Биография Василия Лисового (17.05.1937 — 19.07.2012) — это жизненный путь человека, который не просто ищет истину, но и стремится жить в соответствии с этой истиной. Уроженец Киевщины, крестьянский сын, выпускник историко-философского факультета Киевского университета имени Шевченко, преподаватель, затем — научный сотрудник Института философии. Это были времена, когда философская мысль в УССР, вырвавшись из лап сталинского догматизма, шла путем от аутентичного марксизма (фактически заново открытым оказался Маркс, большинство фундаментальных произведений которого до этого в Советском Союзе были неизвестны) к неомарксизму, который предусматривал творческое развитие идей Маркса и полемику с ними, а временами — и к постмарксизму. Василий Лисовой стал еще в 1960-х одним из немногих тогда украинских постмарксистов. Постмарксизм был характерным для тех гуманитариев (не только философов), которые глубоко изучили и осмыслили те неизвестные до сих пор в СССР тексты Маркса, которые нередко в корне противоречили не только сталинизму, но и ленинизму, — однако не остановились на разработке заложенных в них идей, а пошли дальше, за пределы всех вариантов марксизма и около-марксизма, находя свои варианты ответов на зафиксированные Марксом идейные вызовы.
Конечно, постмарксисты вынуждены были тем или иным способом маскировать свои философские позиции. Как вспоминал Лисовой, «в своих философских текстах, предназначенных для публикации, я хотел оставлять текст свободным от неуместного использования марксистской фразеологии. И если уже вынужден был делать «защитную» вставку, то пытался, чтобы она была четко локализованной, чтобы ее можно было легко «убрать».
...Людское бытие, как очень метко заметила Симона Вейль, начинается не со свободы (она вторична), а с долга перед другими, перед человеческим сообществом. Василий Лисовой всегда чувствовал этот долг, руководствовался им, жил в соответствии с ним, осмысливая события с позиции как текущего дня, так и с позиции Вечного, Софийного.
Как научный работник и преподаватель вуза, Лисовой формировался и работал во времена сначала хрущевской «оттепели», а затем шелестовского «советского автономизма», когда украинский язык опять получил определенные права в области образования и науки. Василий Семенович успел написать и защитить кандидатскую диссертацию из лингвистической прагматики, написанную именно украинским языком. Украинский тогда стал языком преподавания философии в некоторых ведущих вузах, в том числе Киевском государственном университете имени Шевченко. На украинском выходили также оригинальные и переводные книги по эстетике, культурологии, теоретической психологии, «критики буржуазной философии» (последняя нередко маскировала изложение западных философских учений).
Но наступил 1972 год, когда по Украине прокатилась волна арестов, целью которых было полное и окончательное искоренение «националистической заразы», под которой имелось в виду все украинское, пусть даже и относительно лояльное к советской системе. Петра Шелеста во главе ЦК КПУ заменил Владимир Щербицкий, секретарем ЦК по идеологии стал Валентин Маланчук, а КГБ УССР возглавил генерал Виталий Федорчук. Василия Лисового эта волна не коснулась, хотя он еще с начала 1960-х стал активным распространителем самиздата, а впоследствии — и его автором (статья «Лист виборця», подписанная псевдонимом «Антін Коваль»). В те времена многие либо «перековались», либо замолчали, пойдя любым способом на компромисс с действующей системой — мол, нужно спасать то, что еще можно спасать.
Василий Лисовой вместе с коллегой-философом Евгением Пронюком в 1972 году подготовил шестой выпуск журнала-самиздата «Український вісник» ради того, чтобы дать информацию об арестованных и попробовать отвести от них обвинение в издании предыдущих выпусков. После этого Лисовой написал «Открытое письмо членам ЦК КПСС и ЦК КП Украины», в котором рассудительно и логично доказывал неспособность советского строя к прогрессивному развитию и неизбежность его деградации и падения, которые будут предопределены в первую очередь внутренними факторами. А в конце, дав сокрушительную характеристику беззаконию, которым были буквально пронизаны все следственные дела арестованных украинских интеллигентов, Василий Лисовой требует от власти арестовать и судить его также, поскольку расправа над ними «Обернена проти живого українського народу і живої української культури». Письмо заканчивалось так: «обернена проти живого українського народу і живої української культури». Ответ Системы не заставил себя ждать: семь лет лагерей и три года ссылки...
Но даже в лагерях он оставался философом не в житейском, а в профессиональном смысле этого понятия. Василь Стус рассказывал коллеге по лагерю Михаилу Хейфецу: «Мы с Лисовым на «трійці» спорили о философии, и он неглупую вещь сказал: советских исследователей западной философии следует делить на две группы. Первая — это которые не понимают даже терминологии тех философов, о которых взялись писать. Вторые все понимают, ну, а о чем они пишут — зависит от ситуации и возможностей». Первая категория — это как раз те, кто в новейшие времена стали популярными «реестровыми говорунами»...
Наступила перестройка. В 1989 году ВАКК СССР восстановил его научную степень кандидата философских наук. В том же году реабилитирован, в 1990-м восстановлен на работе в Институте философии НАН Украины. Лисовой не идет в политику, как немало его друзей и соратников (хотя, возможно, там он был бы куда более полезен, чем многие из них, учитывая его умение систематизировать знания в любой области и четко формулировать проблемные вопросы). Он занимается не менее важным делом: написанием книг и статей, переводами классиков западной философской и политической мысли, подготовкой философских и политологических антологий и собраний произведений.
Как мыслитель, Василий Лисовой органично совмещал в себе искреннюю христианскую веру и последовательный рационализм мышления. Разрыв между этими первоосновами, присущий современной евроатлантической цивилизации, он считал одной из главных опасностей, которые влияют на современное человечество. Его христианство было внутренне сродни с Шевченковым — та же преданность христианским этическим принципам, та же неприязнь к «парадным» церковным действам, то же теплое отношение к народной украинской обрядности. Хотя, конечно, Шевченковская вера — пророческая, пропитанная чувственно-эмоциональными интенциями, а вера Лисового — та, где доминирует Логос.
Главной проблемой Украины Лисовой считал связь между индивидуализмом, базирующимся на прошлых, докоммунистических традициях, и неумением объединяться в общем деле — что является следствием бездержавно-колониальных времен. Индивидуализм европейского, в том числе и типично украинского типа — это способность индивида к самостоятельности, а также к самостоятельному, а не накинутому сверху, единению с такими же индивидами. Индивидуализма, точнее его возрождения в простых формах, мало. «Недостаточно появиться человеку-гражданину, личности, — говорил Лисовой. — Еще необходимо умение объединяться с другими, чтобы совместными усилиями контролировать власть». К сожалению, его очень актуальные в настоящее время размышления последних лет относительно форм и методов такого единения, боюсь, остались лишь в устной форме...
Работал Василий Семенович чрезвычайно много, очень скрупулезно, неспешно, многократно возвращался к написанным текстам, совершенствуя их. Всегда хотел наивысшего совершенства, чтобы язык был не просто тождественен мысли, но и доступен для восприятия аудитории, для диалогического по существу общения с ней. Это имело и свои плюсы, и свои минусы, потому что тормозило появление печатных текстов, а иногда и препятствовало публикации. Такая история случилась, скажем, с фундаментальным учебником философии, который так и не вышел из печати в середине 1990-х в рамках издательской программы Фонда «Відродження», хотя был практически полностью готов. Разделы из него печатались в журнале «Генеза», который я тогда редактировал и числа которого за 1990-х давно стали библиографической редкостью. Возможно, этот учебник, невзирая на все связанные с этим сложности, удастся напечатать сейчас?
Как уже было сказано, Лисовой всегда был рационалистом. Но его Рацио не имело ничего общего с технократичностью, с которой нередко путают рационализм. Это скорее был тот Логос, который совмещает в себе разум, дух и душу. «Різні техногенні кризи в сучасному суспільстві — це та крайність, яка має бути подолана почасти раціональним осмисленням, а почасти наголосом на духовному первні, софійності, яка містить у собі ласку до всього існуючого, турботу про буття, опіку над ним, — писав він. — Одначе, якщо ми недооцінюємо думку, як складову частину духовності, то з’являється загроза бездумної віри, коли ми наголошуємо на іншому первні — ідеальному, абсолютному... Ми маємо триматися рівноваги». К сожалению, «феодально-коммунистическая ментальность», обозначенная им как стойкий инвариант действующего украинского бытия, стоит на пути такому равновесию и проявляет себя даже в поступках кое-кого из тех, кто прошел вместе с Лисовым советские лагеря.
Выпуск газеты №:
№235-236, (2016)Section
История и Я