Человек не будет жить под игом
Иван Вазов и его творческое наследие
Купец Минче Вазов, который соблюдал в своей семье патриархальные традиции, патриотизм и уважение к православной вере (он жил в небольшом местечке Сопот, в Центральной Болгарии, в широкой долине между горными грядами Стара-планини и Средна-гори), мечтал, чтобы его сыновья (Иван, Георги, Владимир и Борис) тоже, как и он, стали коммерсантами. Но не так сложилось: Георги и Владимир стали генералами, Борис — известным общественным деятелем и политиком, а Иван, самый знаменитый из всех — выдающимся писателем, прозаиком, поэтом, драматургом, публицистом, гордостью болгарской литературы, художником, который достойно представлял национальную «изящную литературу» в Европе и целом мире. По-видимому, и доныне не так просто назвать писателя ХХ—ХХI вв., который мог бы сравниться с Иваном Минчевым Вазовым (09. 07. 1850-22. 09. 1921) по исключительно глубинному влиянию на сознание народа, по художественному мастерству, богатству идей, национальной и общечеловеческой силе образов.
Ивану не удалось получить систематического образования. Он учился в Сопоте, Пловдиве, Карлове, впоследствии переехал в Румынию, куда отец направил его к родственникам-эмигрантам, чтобы юноша подготовил себя к профессии торговца. Однако юношу вовсе не увлекала коммерция, зато он чувствовал в себе большую склонность к поэзии, и литература интересовала его больше всего в мире. И это не случайно: молодые лета Вазова приходятся на особый, неповторимый период в истории болгарского народа — время сплочения национально-освободительного движения против турецкого господства.
В 1875 году Иван возвращается в родной Сопот и как член местного революционного комитета (конечно, подпольного) активно участвует в подготовке восстания, которое вспыхнуло в апреле 1876 года. Перу Вазова принадлежит гимн повстанцев «Бой начинается, сердца наши бьются». И хоть в самом Апрельском восстании Вазов участия принять не смог, потому что угроза ареста заставила его накануне «начала боя» спасаться в Румынии, — именно неизгладимые впечатления тех героических дней, отложившись в памяти писателя, стали тем «зернышком», из которого через 13 лет «выросло» самое выдающееся произведение Вазова — роман «Под игом».
Известным Вазов стал как поэт-патриот (циклы «Флаг и гусла», «Освобождение»). После освобождения Болгарии (в 1878 г.) писатель возвращается на Родину, некоторое время занимает должность судьи в Северной Болгарии, а затем направляется в Южную Болгарию, которая стала после Берлинского конгресса автономным государством «Восточная Румелия», где он был активным участником общественно-политической и культурной жизни. После острого внутриполитического кризиса 1885—1887 гг., когда решался вопрос геополитического выбора Болгарии — Запад или Россия — и пророссийские политики потерпели поражение (а Вазов был в те годы скорее «русофилом»; однако уже в начале ХХ века его позиция изменилась коренным образом, о чем — немного дальше), писатель выехал на территорию Российской империи, на нашу, украинскую территорию — в Одессу. Именно там в 1888—1889 гг. он написал роман «Под игом» — жемчужину болгарской литературы, первое большое произведение, которое представило Европе и всему миру новую болгарскую литературу (очень быстро появились переводы на десятки языков).
Сам Вазов так вспоминал зарождение замысла романа: «Долго, с любовью работал я в Одессе над этой книгой. Дорогими воспоминаниями, которые проснулись в душе моей, она держала меня в постоянной связи с покинутой Родиной, была мне единственной отрадой в странствующей жизни. Я прочитал некоторые разделы моим соотечественникам-эмигрантам, которые проживали в Одессе. Один из них, офицер Атанас Иванов, дополнил мои воспоминания о Сопоте своими. Я воспользовался ими». А в последние годы жизни, в беседах с профессором Шишмановым, первым издателем романа (это вообще была знаковой для болгарской истории и культуры личность), Вазов привел еще некоторые сведения о том, что побуждало его начать работу над романом: «В Одессе меня очень тепло встретили славянофильские круги и болгарская колония. Но и это шумная жизнь скоро стала раздражать меня. Мысль о Болгарии властно захватила меня. Несмотря на благосклонный прием, я чувствовал себя на чужбине «обездоленным», никчемным и никому не нужным. И тогда, чтобы наполнить свое время и приглушить тоску бездеятельной жизни, я задумал написать роман «Под игом». Я поставил себе цель — показать жизнь болгар в последние дни рабства и революционный дух во время Апрельского восстания 1876 года. Идея, которая однажды, ночью, родилась в моей голове, начала воплощаться. С вдохновением и рвением я отдался работе и жил образами своей творческой фантазии. Много эпизодов романа — плод моих личных воспоминаний и наблюдений. Большинство действующих лиц — настоящие жители Сопота (в романе он называется Бяла-Черква; не чужое украинцам название! — И.С.), только их имена вымышлены или изменены». Так, чорбаджи Марко, очень колоритный персонаж, с описания ужина которого начинается произведение, — это сам Минче Вазов, купец, отец автора.
Итак, что же это за вещь — роман «Под игом», какое впечатление он производит на читателя? На 400 страницах книги идет речь о кровавых, ужасных, трагических событиях весны 1876 года — восстании против османцев (и их «добровольных» или вынужденных «доморощенных» болгарских приспешников, что тоже показал Вазов), большинство главных героев, дорогих автору, погибают от пуль или турецких пыток (ведь Освобождение еще впереди, и никто не может предвидеть заранее, когда оно придет) — но в произведении нет никакого скорбного «плача Ярославны». Напротив — видим спокойный, эпический стиль, неповторимость которому придают еще и юмор, и мягкая ирония, которые постоянно чувствуются в ходе авторского повествования (на мой взгляд, это «фишка» произведения и его огромное преимущество). Родина увидена в романе глазами изгнанника — и в то же время глазами человека, который уже знает о Победе, равно как и о цене этой Победы. Читатель не может не почувствовать особую теплоту, особое очарование, которые излучают герои, события, пейзажи, картины из прошлого болгарского народа. За внешне спокойным тоном рассказа, который не перерывается личными исповедями и лирическими отступлениями, кроется, в сущности, глубоко эмоциональное отношение к жизни. Вазов создал целый ряд образов, которые поражают своим благородством, душевной искренностью и красотой — Огнянов, доктор Соколов, чорбаджи Марко — гимн отцу, — слепой Колчо, Гинка, Лалка...
Однако в романе абсолютно нет благостного «подслащивания» действительности. Показаны и те приспособленцы, трусы, ренегаты (уместно употребить и слово «янычары»), которым совсем «неплохо живется» и при турецком господстве. Это — болгары, но их «болгарскость» — это лишь пустая, фальшивая оболочка, изнутри уже сильно разъеденная плесенью. Вот Кириак Стефчев, «молодой пижон», «со вкусом одетый», «местная элита» местечка Бяла-Черква, разъясняет соседу, Нечо Пиронкову, «губительную суть» действий и взглядов антитурецких «мятежников»: «Листовка бухарестских крамольников призывает нас к борьбе за освобождение, хотя бы даже ценой того, что все превратится в прах и пепел. — Хоть умри, но освободись, — насмешливо заметил Нечо Пиронков. — Ну, конечно же! Эти негодяи хотят все добро сжечь, превратить в прах и пепел; но чье добро, — спрашиваю я? — Чужое. Ведь они сами ничего не имеют. В прах и пепел — легко сказать! Вот мерзавцы, — сказал сердито чорбаджи Юрдан. — Сущие разбойники, — прибавил Хаджи Смион».
Думается, этот красноречивый эпизод комментариев не требует. Сила романа Вазова как раз в том, что автор убедительно показал: вопреки вот таким «янычарам» народ освободился от чужеземного ига (хотя турецкое влияние: тюркские слова, названия должностей, обычаев, имена, наконец, церемонии питья кофе, украшения жилья — все это в произведении есть). Освободился потому, что человек, достойный этого имени, не может жить в рабстве. Украинцы, которым на протяжении веков не раз приходилось идти на смертный бой за свободу, легко поймут это и прочитают лучшее произведение Вазова с интересом.
***
Наш герой вошел в историю болгарской литературы, конечно, не только романом «Под игом» (завершив его, он в 1889 году вернулся на родину). Вазов — автор сотен лирических стихотворений и блестящих образцов гражданской поэзии; его перу принадлежат романы «Наша родня», «Новая земля», многочисленные драмы, рассказы (наиболее известные из них — сатирические), публицистические статьи. В 1897—1899 гг. писатель был министром образования Болгарии по квоте национал-консервативной Народной партии; впоследствии от политики отошел, однако сохранил огромный моральный авторитет в болгарском обществе. Очень интересно, что в 1916—1918 годах, во время Первой мировой войны, Вазов выступил с публичной и очень острой критикой имперской политики России, предупреждая болгар, что это государство — «волк в овечьей шкуре», «под обольстительными словами об освобождении и славянском братстве кроется жадность, агрессивность и коварство». «Такая Россия враждебна нам», — это писал человек, который в 1877 году называл Петербургскую империю не иначе, как «освободительницей».
Иван Вазов умер мгновенно, от инсульта, осенью в 1921 году, в своем доме в Софии, когда ужинал с родными и друзьями. На похоронах присутствовали царь Борис, почти все министры правительства, большинство депутатов парламента, множество простых болгар. И только великий Гражданин государства мог быть удостоен такой чести.
Выпуск газеты №:
№151-152, (2016)Section
История и Я