Перейти к основному содержанию

Человек в школе жизни

Ян Амос КОМЕНСКИЙ — основатель европейской педагогики Нового времени
21 января, 15:09
ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ ЗАЛОЖИЛ ОСНОВЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ПЕДАГОГИКИ КАЧЕСТВЕННО НОВОГО УРОВНЯ. ОЧЕНЬ МНОГИЕ ИЗ ЕГО ИДЕЙ АКТУАЛЬНЫ ДО СИХ ПОР / ФОТО С САЙТА PPT-ONLINE.ORG

Украине трудно. Как обществу выйти из глубокого кризиса — духовного, социально-экономического, политического? Как научиться различать фальшивых «моральных авторитетов», которых у нас — множество, от настоящих, неброских? Куда идти, во что верить, как преодолеть «разруху в головах» — ту самую первопричину зла? Вопросы, вопросы...

А вот Ян Амос Коменский (1592—1670), великий чешский мыслитель-гуманист, основатель европейской педагогики Нового времени (одновременно и науки о воспитании и обучении, и практического школьного дела, всемирно известным реформатором которого он был) ответил бы на эти вопросы так: «Вдумайтесь в слова Цицерона: «Правильное воспитание юношества — основа сильного, стабильного и гармоничного государства» — и вам станет понятно, как действовать». На склоне лет Коменский, работая над «Автобиографией», вспоминал, как 16-летним подростком он задумался над этим высказыванием знаменитого римлянина и понял: здесь и кроется смысл его жизни, его призвание — помогать воспитывать настоящего Человека!

•  Жизнь прославленного чешского гуманиста никак не назовешь легкой. Хоть она была и длинной (78 лет, именно столько длился его земной путь, это, как для ХVII века, очень почтенный возраст), хоть он дожил до общеевропейской славы (созданные им учебники были известны не только почти во всех странах Европы, но и в Оттоманской империи, и даже, по некоторым сведениям, в Иране) и завершил свои дни в Амстердаме, окруженный всеобщим уважением, никоим образом не в бедности — все равно это был горький хлеб чужбины, горький хлеб изгнания. Свою Родину, Чехию, Коменский навсегда покинул в 1628 году и больше никогда не увидел ее. Потому что Европа была охвачена тогда Тридцатилетней войной (1618—1648), жестоким политико-религиозным конфликтом между католиками и протестантами, между силами Реформации и государствами, которые (формально или по сути) отстаивали «символ веры» папского Рима, и Центрально-Восточная Европа, Чехия в частности, находилась в эпицентре этой бойни (в первую очередь политической, а не религиозной). Коменскому, не только выдающемуся педагогу, мыслителю, писателю, но и уважаемому священнику (находясь в эмиграции, он был епископом польской и венгерской общины «чешских братьев» — очень своеобразного протестантского течения, которое развивало идеи Яна Гуса), не раз приходилось спасать свою жизнь; трижды горели дома, где он жил; за ним охотились, и не один год. Да и детство нашего героя было вовсе не безоблачным: в 12 лет, во время эпидемии чумы, он за несколько дней потерял отца, мать, двух сестер, оставшись сиротой. И стал человеком, чье имя было известно во всех странах Старого Света (знали о деятельности Коменского и использовали его опыт также в «братских школах» в Украине).

На чем основывалась общеевропейская слава чешского педагога? Он был автором первой во всемирной истории иллюстрированной книги для детей «Мир вещей в картинках» (1657), которая, по определению самого автора, должна была стать «энциклопедией всего видимого мира для школьников» — и быстро выполнила свою миссию, потому что еще при жизни Коменского была переведена на 12 европейских языков! Он же создал первую в мире учебно-педагогическую книгу для родителей «Материнская школа» (речь шла о воспитании самых младших детей в семье), которую тоже очень быстро начали читать в странах Европы. Перу Коменского принадлежат знаменитые учебники «Открытые двери языков» (1640 г., новаторская книга, где подавалась методика идеального и наилучшего усвоения детьми иностранных языков, в первую очередь латыни — международного языка того времени), «Физика», «Астрономия», «Дидактика» (общая теория обучения). В последние годы жизни, уже в Амстердаме, чешский ученый интенсивно работал над главным своим произведением «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» объемом более 3000 страниц, где, кроме определенных утопических предложений, есть очень интересные идеи, на несколько веков опередившие свою эпоху (например, речь шла о создании международной организации, которая исключительно мирным путем решала бы конфликты между государствами, — прообраз ООН; об учреждении «Коллегии света», всеевропейской организации научных работников и интеллектуалов, которая занималась бы повсеместным распространением «истинных знаний», в противовес мистике и лженауке; о примирении между народами, для чего необходимо простые принципы межчеловеческих отношений положить в основу международного права). Напомним, что все это высказывалось 350 и более лет тому назад. В полном объеме этот труд Коменского был издан в Праге лишь в 1966 году.

•  Наконец, именно Ян Амос Коменский заложил организационные и практические основы европейской школы нового типа (сохранены до сих пор) с последовательным, определенным количеством лет обучения (10, 12), последовательным, определенным количеством классов со своими комнатами, учителями и учебниками, домашними заданиями, оценками и четким соотношением времени на игру, уроки, выходные дни и каникулы (так называемая «классная система»).

Это — о заслугах Коменского. Но еще интереснее выглядят его идеи. Коротко очертим их.

1  Задание школы — воспитать хорошего гражданина и христианина (это неделимо). А это абсолютно немыслимо без уважения к родному языку. Коменский утверждал: «Я хочу и умоляю, чтобы мудрость изучалась отныне не только на латинском языке, чтобы она не оставалась закрытой в стенах школ, что имеет место и в наше время, причем народ и народные языки окружены огромным пренебрежением, и это — вопиющая несправедливость. Пусть же любому народу все передается его собственным языком и тем самым предоставляется ему возможность заниматься свободными искусствами — преимущественно в противовес хлопотам этой жизни, стремлениям к почестям, к богатству и до остальных суетных вещей, как это постоянно бывает, когда человек тратит свои силы и жалким образом теряет свою жизнь и свою душу. И пусть вместе с науками и искусствами приобретают утонченную огранку и сами эти языки» (Из произведения «Предсказатель общей мудрости», 1636). Замените слова «свободные искусства» словом «культура» — и формула Коменского приобретет абсолютно актуальное значение.

2  «Книги — самый первый инструмент развития человеческих талантов». Стоит ли обстоятельно доказывать, что это мнение Коменского остается актуальным и в наши дни (возможно, еще в большей степени, чем до сих пор), во время закрытия книжных магазинов, массового «нечитания» молодежи («электронные книги» — это совсем другое дело, и «воспитывают» они сознание вовсе не так, как печатные).

3  Главная цель воспитания — развить в каждом человеке человеческую сущность. Учиться можно и необходимо всему, на протяжении всей жизни, вплоть до старости (интересно, что эта идея Коменского была упомянута при создании современных педагогических концепций «непрерывного обучения», признанных на Западе).

4  Краеугольным камнем педагогики является возможность принять во внимание особенности каждого ребенка, каждой человеческой личности (потому что ребенок — это личность!). Это означает: обучение сначала родному языку и только впоследствии — латыни. Таким образом, дети должны одновременно познавать и слова, и вещи, которые эти слова «маркируют» (пользуясь современным языком). Это означает, наконец, соблюдение строгой последовательности и методичности в обучении (переход от легкого к сложному, от конкретного к абстрактному). Именно этому Коменский уделял особое значение.

5  Выдающийся чешский мыслитель верил во «всемогущество воспитания, которое должно распространяться на всех, потому что все в нем нуждаются, ведь нет человека, которого с помощью воспитания нельзя было бы сделать лучше». Но для этого у человека (не только у детей, но и у взрослых) нужно параллельно и гармонично развивать «ум, руку, сердце, волю» (ключевая формула Коменского).

6  Выходя из фундаментального тезиса: «Народный язык является средством цементирования народа как такового» (Когда это написано? В наши дни? В 1636 году!), Коменский разработал целостную, практически ориентированную концепцию, стройную систему школьного образования качественно нового типа. Эта система включала: а) «Материнскую школу» (воспитание ребенка в семье — в возрасте до шести лет). б) «Школу родного языка» для всех мальчиков и девочек, независимо от сословной принадлежности и происхождения, в возрасте от 6 до 12 лет. Кроме безупречного владения родным языком, такая школа должна была давать ученикам необходимые систематизированные знания по арифметике, географии, истории, экономической жизни, государственному строю, знакомить с разными ремеслами и конечно давать основы христианской веры и Святого Письма. в) Гимназию, или Латинскую школу, для детей и подростков 12—18 лет. Наряду с латынью, языком тогдашней науки, в этой школе, куда допускались наиболее способные ученики «школы родного языка», изучались реальные предметы — физика, математика, природоведение, а также параллельно — история, этика, новые языки (то есть те, которые уже шли на смену латыни, — французский, немецкий, английский, испанский). г) И, наконец, последняя и самая высокая ступень — академии, высшие учебные заведения для молодых людей в возрасте 18—24 лет, проявивших незаурядные таланты и одаренность. Здесь готовили будущих серьезных ученых. Во многом эти академии напоминали уже существующие в Западной Европе университеты, которые начали возникать еще в ХІ—ХІІ веках.

7  Всю жизнь Коменский выступал за общедоступное образование, без социальных ограничений, барьеров и привилегий. Учитывая тот факт, что Европа ХVII в. была обществом по сути еще феодальным, мягко говоря, весьма недемократическим, где сословная замкнутость повсеместно давала о себе знать — гуманистическая позиция выдающегося чешского педагога подкупает. И еще один момент: а как относительно образовательных проблем в современной Украине, когда одаренные дети из малоимущих семей часто не могут реализовать себя, получив надлежащее образование (именно против этого выступал истинный демократ Коменский)?

8  Предметом человеческого познания, по Коменскому (а роль школы как «мастерской человечности» является здесь абсолютно незаменимой), должны быть, во-первых, мир возможного (мир идей), во-вторых, мир прообразов (мир духовный), в-третьих, мир материальный, в-четвертых, мир нравственности, в-пятых, мир человеческого труда (!), в-шестых, мир душевный, мир человеческих взаимоотношений, и, в-седьмых, мир вечный, мир Божий. Человек (и ребенок, и взрослый) должен и может все это понять, развив тем самым все лучшее, что заложено в нем природой и Богом.

***

Каждый человек, кем бы он ни был, — ученик в школе жизни, — любил говорить Коменский. Знаменитый чешский гуманист заложил основы современной педагогики, дал возможность впоследствии Иоганну Песталоцци, Льву Толстому, Константину Ушинскому, Янушу Корчаку, Григорию Ващенко, Антону Макаренко, Василию Сухомлинскому, многим другим Учителям плодотворно развивать идеи, которые никогда не станут устаревшей архаикой.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать