Перейти к основному содержанию

Духовный светоч Болгарии

Путь Климента Охридского, первого славянского писателя
16 июня, 15:39

Известно, что десять веков тому назад средневековый человек (в частности, и человек древнеславянского мира, мира Киевской Руси и Первого Болгарского Царства) по-особому относился к истории. Этот человек чувствовал прошлое ближе и острее нас, сегодняшних. История человечества — так же, как и история родной земли — воспринималась им как непрерывная цепь (сеть, череда) событий, которые были начаты еще во времена Сотворения Мира и которые (это важно) неумолимо приближают конец всего сущего. Собственная жизнь каждого человека представлялась как отдельное звено этой огромной, безграничной цепи, которое было «вмонтировано» (вплетено) в пеструю канву мифических и реальных деяний. Рассказ или записи о делах далекого прошлого не только читались с огромным интересом, но и были средством определения своего места во всеобъемлющей «связи времен», разрыв которой воспринимался тогдашним человеком как личная трагедия.

Таким же трепетным, очень уважаемым, очень личностным было и восприятие культуры, образования и книги как их священной квинтэссенции. «Любая слава человеческая — как цветок на траве. Засохла трава — и цветок отпал, но Слово будет оставаться и переходить от рода к роду». Так перефразировал евангельские слова болгарский книжник ХІV века монах Виссарион, выразив отношение человека Средневековья к книге (и на нашей земле это ощущение было очень похожим: вспомним Ярослава Мудрого, митрополита Иллариона и Владимира Мономаха). Речь идет о стремлении через книгу быть причастным к Вечности — Вечной Жизни, — и о преклонении перед спрятанной в книгах мудростью (которая однако далеко не каждому дается в руки!), и гордость за Слово, которое, наконец, звучит не на чужом, пусть тысячи раз высоко вознесенном, а все-таки на родном языке — и обретает правдивое бессмертие под «грешной рукой» монаха через письмена, созданные Великими Учителями славянства — Кириллом и Мефодием.

Фигуры этих гениальных духовных «сеятелей» являются общеизвестными во всех славянских странах. По-видимому, с особым уважением относятся к ним в Болгарии, Македонии и Сербии — тех государствах, на территории которых творцы славянской письменности и культуры развернули свою деятельность в 50—80-х годах ІХ в. Гораздо меньше известно у нас в Украине имя и наследие Климента Охридского (около 840 — июль 916 г.), православного святого, любимого ученика прославленных «Солунских братьев» (так часто называют Кирилла и Мефодия), усердного, талантливого и блестящего продолжателя их дела, выдающегося просветителя, переводчика, религиозного подвижника, в конце концов «первого славянского писателя» (как достаточно обоснованно называют его некоторые историки). Представьте себе: Климент Охридский жил во времена Аскольда, Дира, Рюрика и вещего Олега, во времена расцвета славного Первого Болгарского царства (охватывало территорию не только собственно Болгарии, но и Македонии, значительной части Сербии, Албании, часть современных Румынии и Греции). Жанр, внедренный им чуть ли не впервые в «высокую» древнеславянскую литературу — так называемое Похвальное Слово, — получил значительное распространение и на территориях Киевской Руси (сборники духовной литературы, «Златоусты» или «Златословы», как их именовали). Но это было впоследствии — ведь христианство в Давней Украине-Руси официально внедрил князь Владимир через 72 года после смерти Климента Охридского. И его культурная, посредническая (в высоком смысле этого слова) роль в этом определяющем цивилизационном перевороте была очень существенной. А о том, как относятся к памяти Климента в Болгарии и Македонии, свидетельствуют хотя бы такие факты. Его имя носит Софийский университет (а также центральная станция метро, прилегающая к нему; интересно бы выглядела станция киевского метро на Крещатике «Митрополит Илларион»; а может, это тоже — весомый критерий европейскости — так уважать человека, который ушел из жизни 1100 лет тому назад?). В Антарктиде действует единственная болгарская исследовательская станция «Климент Охридский» (!). Наконец, наибольший храм столицы Республики Македония, города Скопье, носит имя святого Климента. Кажется, сказанного достаточно, чтобы и украинский читатель заинтересовался жизнью и духовным наследием этого человека.

СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ КЛИМЕНТ ОХРИДСКИЙ — ДУХОВНЫЙ СВЕТОЧ БОЛГАРИИ. В ИСТОРИИ СТРАНЫ ОН ЯВЛЯЕТСЯ ПРЯМЫМ ПРЕЕМНИКОМ И НАСЛЕДНИКОМ ВЕЛИКИХ ПОДВИЖНИКОВ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ / ФОТОРЕПРОДУКЦИЯ С САЙТА DEREVTSOV.COM

Итак, что мы, собственно, знаем о Клименте Охридском? Он — один из святых, уважаемых в Болгарии «седьмочисленников» (этот список открывают сами Кирилл с Мефодием, а дальше — их ученики: Климент, Наум, Сава, Горазд, Ангеларий). Относительно места его рождения, у историков до сих пор нет общего мнения (но, очевидно — на территории Первого Болгарского царства). Вероятнее всего, Климент был в молодом возрасте участником известной миссионерско-христианской Моравской миссии Кирилла и Мефодия. После смерти Мефодия (середина 80-х годов ІХ в.) Климент должен был убегать от преследований «немцев» и «латинян» в Болгарию. После этого болгарский князь Борис І (852—889), весьма благосклонный к святому, послал Климента проповедовать христианство в западную часть Первого Болгарского царства, в частности на территорию современной Албании и в Охрид (в настоящий момент — Республика Македония). Там Климент провел остальную жизнь (практически полностью) до смерти, 27 июля 916 года.

Именно там, в Охриде, Климент основал Охридскую книжную школу, которая стала самым давним, и, без преувеличения, самым мощным культурным центром славянства на Балканах (и не только на Балканах). На всенародном соборе в Преславе, столице Первого Болгарской царства, Климент Охридский был единогласно избран «первым епископом славянского языка» (в 893 г.). Это не удивило современников: ведь Климент очень четко осознавал и образцово выполнял возложенную на него миссию, как он ее понимал. А именно — если его бессмертные учителя, Кирилл и Мефодий, дали славянским народам Слово, то теперь необходимо, не жалея сил и жизни, нести это Слово людям, учить детей читать на родном языке и мыслить по-христиански, писать на этом языке такие необходимые народу духовные книги.

Литературное наследие Климента насчитывает поразительное количество произведений (к сожалению, значительная часть их потеряна). Это — похвальные слова Матери Божьей и Иоанну Предтечи, перевод святых книг, многочисленные «жития святых». Огромной заслугой этого подвижника было создание им фундаментальных, основополагающих биографических источников о жизни первопросветителей славян — «Разлогая жизнь Кирилла», «Повесть о Мефодии» и несколько позже, уже на склоне лет — «Похвальное слово Кириллу». Без этих произведений объем наших знаний о больших славянских святых был бы несравненно уже. В средневековом писании «Охридская легенда» (ХІV в.), которая принадлежит перу тамошнего архиепископа Димитрия Хоматияна (это — жизнеописание Климента), вспоминается, что наш герой учил болгарских детей читать и писать («на четмо и писмо»), у него было свыше 3000 учеников, а кроме того, он учил также астрономии, математике и овощеводству. Немало ученых считают, что основанная Климентом Охридская школа является абсолютно схожей по своему значению со знаменитой Магнаурской школой в Константинополе — одним из самых известных учебных заведений Византии.

Однако это все — «сухой» перечень фактов и событий, зафиксированных в истории. Возможно, читателю интересно будет ознакомиться с живым, образным, красочным (пусть немного многоречивым) описанием жизни Климента Охридского, который оставил нам уже упомянутый Димитрий Хоматиян. Там есть, например, такие строки: «Как земля плодотворная и благодатная, принял он, Климент, настоящие евангельские семена и, согласно словам Божьим, взрастил плод и в шестьдесят, и в сто раз больший, подтвердив сказанное делами своими. Возлюбивши монашескую безгрешную жизнь, которую из добродетелей не выявил он, которую из соблазнов не преодолел он мудростью своей? Молчанием побеждал внешние и враждебные ссоры, постом и истощением отгонял совсем стыдные похотливые желания, непрерывным бдением и молитвой очищал душу от страстных и обманчивых мыслей. А чем больше всего отличалась душа его? Безграничной любовью и искренней смиренностью!

И высокие замыслы его, и труд святых рук его уважаются народом, так же, как скрижали Моисея, писанные на плитах самим Богом. И поскольку народ болгарский еще не весь просветился крещением и часто еще придерживался обычаев варварских, Климент напутствующим Божьим учением совершенствовал его и превратил дикие обычаи его в благочестивые, научив благозаконной и мудрой жизни». И дальше, о Клименте: «Князя же болгарского Бориса обновил он в Божьей Благодати, а также и сына его, Михаила, что первым назван был царем болгар. И устроил их жизнь Климент по христианскому обычаю, а затем завладел умом целого народа, как будто бы умом одного человека, и вел его за собой не силой, а доброй волей, тернистым и скорбным путем Христа. И шел народ за ним, и не только слушал премудрые слова, проповеди и наставления его, но и удивлялся многим чудесам, которые творил Христос через раба своего, потому что слепым и немым даровал он зрение и чистый язык, исцелял бесноватых и любой болезни был целитель. А упомянутого царя болгар Михаила так подчинил он слову своему, что тот помогал ему возводить храмы и готов был выполнять любой приказ его. Через преданность святому он усовершенствовался в хороших делах и превзошел самого себя».

«Когда же Климент наполнился святой любовью к учебе и чистому прозрению и избрал их для себя, то отрекся от епископского сана, потому что старость, кроме всего прочего, уже нависала над его головой, — царь Михаил не оставил его, однако умолял искренне и все же уговорил его напутствовать верующих своих до конца дней своих. Так и было. Невзирая на старость и немощность, мучавших его, учил он людей заботиться о спасении душ своих. А мудростью своей открыл он и другие образы букв, более понятные людям, чем те, что изобрел премудрый Кирилл» (интересная информация! — И. С.).

***

Что остается после человека, когда она покидает этот мир? Память. И добрые дела. Пока помнят о человеке и о делах его — он живет. Думаем, то, что мы рассказали о деяниях Климента Охридского — доказывает это. А умер он давно, 1100 лет тому назад.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать