Джордж Вашингтон — портрет и оригинал

Любой американец знает, о ком идет речь, когда встречает пышный и по- римски лаконичный титул: «Отец страны». Это — тот человек, чьим именем названы столица государства, еще 120 городов и деревень, штат на северо-западе страны, семь гор, восемь рек, десять озер, девять колледжей (список можно продолжить!). Это — Джордж Вашингтон.
Прижизненная слава первого из «отцов-основателей» США была ослепительной. Когда же он умер в 1799 году в возрасте 67 лет в своем поместье Маунт-Вернон, окруженный всеобщим поклонением, 30-летний генерал Наполеон Бонапарт, новый правитель Франции, слава которого только еще зарождалась, издал траурный приказ по армии, написанный энергичным и сильным языком: «Этот великий человек сражался против тирании; он утверждал независимость своего отечества. Память его всегда будет дорога для французского народа, как и для всех свободных людей обеих частей света». Несмотря на возвышенный слог, никто ни тогда, ни теперь не усмотрел здесь преувеличения.
Художник Джон Стюарт за три года до смерти Вашингтона создал его портрет, в 1932 году канонизированный и официально одобренный высшими инстанциями США. Но мало кому известно, что когда Д. Стюарт завершал свой труд, он так отозвался об этом человеке: «Четыре лица Вашингтона изобличают самые сильные и неуправляемые страсти. Если бы он родился в лесах, то был бы свирепейшим из дикарей». Такое суждение многих сильно удивит: мы видим величественное и холодное лицо старого джентльмена. Сам Стюарт поспешил уточнить: «Но, конечно, президент удивительно контролирует себя». И все же: был ли прав художник? Насколько соответствовал оригинал, то есть характер Вашингтона-человека, портрету?
Предки Вашингтона переселились на американский континент из Англии в середине XVII века. Его отец, Августин Вашингтон, человек огромной физической силы и редкостной доброты, обладал еще и блестящей деловой хваткой — он наладил выплавку чугуна, что позволило ему стать процветающим плантатором. Старший сын от второго брака, Джордж, унаследовал от отца высокий рост (191 см), силу, спокойный, ровный характер и, как увидим ниже, также и деловые качества.
Биография первого президента США — классический пример человека, «сделавшего самого себя», как говорят американцы. В 11 лет Джордж потерял отца, в 16 лет — начал самостоятельную жизнь, уехав от матери, деспотичной женщины с трудным характером. Детство и юность Вашингтона приходились на годы «неустойчивого мира» с индейскими племенами (30—40 гг. XVIII в.). Мальчик сутками пропадал среди живописных холмов и лесов Вирджинии, рано научился сидеть в седле и стрелять из мушкета. Большое влияние на него оказал сводный брат Лоуренс, образованный и благородный человек с мягким чувством юмора. Именно к Лоуренсу, унаследовавшему после смерти Августина Вашингтона большую часть его состояния, и переехал жить 16-летний Джордж. Лоуренс ввел его в круг своих родственников и друзей, блестящих аристократов Фэрфаксов, которые, оценив одаренность юноши, взяли Джорджа под свою опеку.
Чему они учили будущего «Отца нации»? Прежде всего — «науке жить» древних римлян, особенно стоиков (в почете был Сенека). На всю жизнь Джордж запомнил несколько простых и суровых правил: 1) надо не бежать от жизни, а встречать ее лицом к лицу, не избегать ответственности, а брать ее на себя; 2) хороший человек не может быть несчастным, а плохой — счастливым; 3) высшая доблесть — презрение к смерти. Так складывался характер государственного мужа.
В 20 с небольшим лет, когда началась война английских колоний в Америке с французами и их союзниками — индейцами. Молодому офицеру приходилось пробиваться из осажденных крепостей, менять под собой нескольких убитых лошадей в пылу яростной битвы, проваливаться под лед в 30-градусный мороз... «Бог хранил меня», — говорил Джордж (по мнению некоторых историков, он больше верил в судьбу). В 26 лет полковник вирджинского колониального ополчения Джордж Вашингтон выходит в отставку, так и не став офицером английской королевской армии, хотя он страстно желал этого. Некоторые историки спрашивали себя: не сложилась бы жизнь Вашингтона и история США иначе, добейся он своего? Вряд ли! История шла своим неумолимым чередом. Красивое поместье Маунт-Вернон за 7 лет до отставки Джорджа лишилось своего хозяина — Лоуренса Вашингтона (туберкулез). Наследником стал его любимый брат Джордж.
Вашингтон не был еще женат. Но был влюблен, тихо и безнадежно, уже 10 лет. Она — Салли Фэрфакс, блестяще образованная аристократка. И главное — жена его лучшего друга Джорджа Фэрфакса. Он преклонялся перед ее умом, добротой... Но, помня об усвоенных правилах стоиков, считал себя не вправе предать друга. Дружба так и не переросла в любовь, что стало трагедией для обоих. Вашингтон, ненавидя чрезмерную душевную открытость (кодекс джентльмена!), писал ей сдержанные и изящные письма. Их переписка длилась 40 лет, до самой смерти «отца-основателя» США...
Женился же он на Марте Кастинс, 26-летней богатой вдове с двумя детьми, ставшей ему верной супругой и другом до конца жизни. Приемных детей Джордж очень любил (своих у него не было), воспитывал, как родных, и воспринял смерть 17-летней дочери Марты, как глубочайшее личное горе. 17 лет жизни в своем поместье (1758—1775) — это благополучные годы богатого плантатора, владельца обширных земель и сотен рабов. К рабству наш герой относился, как к одобренной всеми системе хозяйства, следил, чтобы рабы были здоровы. Он был рачительным хозяином (первый в Вирджинии стал сеять пшеницу вместо табака), аристократом, обожавшим охоту на лис, настоящим американцем, отчеканившим классическую фразу: «Парламент в Лондоне имеет не больше права запускать руку в мой карман, чем я в его!».
Как из 43-летнего джентльмена получился военный (а затем и политический) лидер американской революции? Вашингтон был предельно возмущен отношением короля Георга III к своим американским подданным: поборы, запрет на свободную торговлю, диктат во всем... Он не был радикалом и не терпел анархии в чем бы то ни было (в будущем в Континентальной армии США была введена жесточайшая дисциплина). Но он твердо знал: колонии в целом, и каждый гражданин в частности (рабы и женщины — разговор особый) имеют право «на жизнь, свободу и стремление к счастью», а если любое правительство или даже (как мы бы сказали) «легитимно» коронованный английский король посягают на эти права — народ имеет полное право восстать. К восстанию Вашингтон присоединился отнюдь не в числе первых. Еще за полгода до начала Войны за независимость, осенью 1774 г., он писал другу: «Что касается независимости, то ее не желает ни один здравомыслящий человек во всей Америке». Но жесткая воля истории подчинила себе и его, наиболее опытного офицера среди лидеров восставших (одна из причин, почему именно он стал командующим). Раздумья Вашингтона накануне войны хорошо передают его слова: «Я совершенно уверен, что никто не должен ни на минуту колебаться прибегнуть к оружию для защиты священного дара свободы, от которого зависит все добро и зло в жизни, однако оружие, смею добавить, последнее средство». Но тут нет ни грамма растерянности — есть чувство величайшей ответственности за страну и людей. Именно это и сделало Вашингтона безупречным государственным лидером.
Последние 24 года жизни Джорджа Вашингтона овеяны славой. Они общеизвестны: победа во главе Континентальной армии США в Войне за независимость (1775—1783 гг.); ведущая роль в принятии первой (и по сей день единственной!) Конституции США 1787 года, пребывание на посту первого президента США (1789—1797 гг). Некоторые «горячие головы» в армии предлагали Вашингтону стать диктатором, даже монархом, но он наотрез отказался, ибо помнил: почитаемый им Рим вступил на путь гибели, когда из республики превратился в империю. В 1791 г. молодой француз Ф. де Шатобриан (впоследствии — известный писатель) посетил Вашингтона в тогдашней столице Филадельфии. Он был поражен: домик президента не отличался от остальных, никакой охраны, всего одна служанка... Держался президент очень просто и скромно. «Вот истинный признак величия!» — вспоминал затем Шатобриан.
Имя Джорджа Вашингтона о многом говорит и нам, украинцам. Достаточно вспомнить, что писал величайший украинец Тарас Шевченко о величайшем американце в знаменитой поэме «Юродивый»:
«Коли ми діждемося Вашінгтона
З новим праведним законом?
А діждемось-таки колись!?»
Нам всем, гражданам Украины, очень нужно, чтобы это случилось не когда-то, а сейчас. И зависит это только от нас.