Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Элита и война-4: Франклин Рузвельт и его преемник-2

За что западный мир и Украина должны быть благодарны Гарри Трумену
12 апреля, 11:49

Окончание. Начало  читайте «День» № 61

История, как известно, не имеет «сослагательного наклонения», хотя иногда невероятно интересно делать чудесные предположения: а что было, если бы. Мы не знаем, что было бы с миром, если бы Франклин Делано Рузвельт не ушел скоропостижно из жизни 12 апреля 1945 года, а остался на должности Президента США полный четвертый срок подряд, до января 1949-го. Есть, впрочем, основания предполагать (всего лишь предполагать), что его администрация и дальше, после завершения Второй мировой войны, продолжала бы осуществлять компромиссный курс по отношению к сталинскому СССР, мотивируя это необходимостью дальнейшего послевоенного сотрудничества крупных государств-победителей (на началах Ялтинского передела Европы!).

Мы не можем этого точно знать. Но мы точно знаем, как именно действовал Гарри Трумен. И сейчас, перед тем, как кратко рассказать, что именно им было сделано и почему это было тогда жизненно важным для Запада и для будущей свободной Украины — покажем читателю, что такие поступки 33-го Президента США были им выношены, глубоко продуманы и следовали из стратегии действий его страны, как он их понимал.

Еще в июне 1945 года Трумен записывает в дневнике: «Диктатура пролетариата не отличается от диктатуры царя или Гитлера. В России нет социализма. Это — рассадник особых привилегий. Они, очевидно, любят свое правительство, иначе бы они не умирали за него. Я люблю наше правительство, поэтому давайте сосуществовать». Это — мнение Трумена, который занимал президентскую должность только 2 месяца. Но уже тогда, встретившись в Белом доме с Молотовым, правой рукой Сталина, новый лидер США заявил ему (фактически самому «вождю народов») буквально следующее: «Если Москва не будет соблюдать основополагающие международные договоры, особенно относительно послевоенной Польши и основания ООН — то она может убираться ко всем чертям!» (совсем не в духе Рузвельта.). Молотов был как минимум шокирован. «Никто в моей жизни никогда не разговаривал так со мной» — заявил он. «Соблюдайте договоры, и с Вами не будут разговаривать так», — ответил Трумен.

Новый хозяин Белого дома стремительно избавлялся от иллюзий относительно кремлевского режима. Накануне встречи на высшем уровне в Потсдаме (июль-август 1945 года), встречи, еще наполненной вежливыми заверениями лидеров трех государств в готовности дальше сотрудничать, он делает следующую новую запись в дневнике: «У меня нет веры в какие-либо тоталитарные государства, будь то Россия, Германия, Испания, Аргентина или Япония. Они все построены на ошибочном выводе, что ложь является справедливой и что старая, давно разоблаченная иезуитская формула о том, что цель оправдывает средства, является правильной и необходимо во что бы то ни стало поддерживать власть правительства. Я с этим не согласен и не верю, что эта формула поможет человечеству в осуществлении его надежд. Честный коммунизм, как сказано в «Деяниях Апостолов», будет работать. Но Российская Безбожная Искаженная Система работать не будет».

То виденье геополитической ситуации, которое сложилось у Трумена на начало 1946 года, он сам запечатлел в таких немногих словах: «Мы хотим только мира. Но мы будем за него сражаться!». Дело, кроме всего прочего, было и в том, что Трумен уже тогда определил для себя: сталинский режим необходимо сдерживать, причем силой (!), а не призывами, иначе аппетиты Кремля будут расти настолько, что это будет крайне опасным для «свободного мира». И глубоко символично то, что Трумен стоял рядом с Уинстоном Черчиллем, когда знаменитый британский экс-премьер 5 марта 1946 года произносил известную «фултонскую речь» о «железном занавесе» и угрозе советской экспансии для всей Европы. Трумен применил все ресурсы США, чтобы реализовать тезисы, высказанные Черчиллем. И он имел и солидное теоретико-идеологическое обоснование: в феврале 1946-го посол США в Москве Джордж Кеннан отправил президенту знаменитую «длинную шифрованную телеграмму» (Трумен внимательно перечитал ее десятки раз), где обоснованно доказывал,   что   сталинский режим «фанатично убежден»  в невозможности «мирного сосуществования» с миром капитализма, прежде всего со США, что Сталин, как это было и раньше в истории России, делает ставку на военную агрессию «с целью обеспечения внутренней безопасности своего слабого режима». Но, подчеркивал Кеннан, «Кремль очень чувствителен к «логике силы» и всегда отступает  перед силой». Эти слова в отчете своего посла Трумен подчеркнул!

В общем, следует отметить, что 33-й Президент США был человеком действия, а не «глубокой обеспокоенности», очередных, сотых по счету, призывов «уважать международное право» и тому подобное. Лишь два примера. Летом 1945-го делегация сенаторов США посетила разрушенную войной Европу, и, вернувшись, рассказала президенту, что «Франция может стать коммунистической, так же, как Германия, Италия и Балканы, и есть большие сомнения в том, что Британия сохранит здравый смысл». Трумен, обдумывая услышанное, написал в дневнике: «Европа так часто была разрушена за последние 2000 лет, но всегда восстанавливалась, лучше или хуже, чем была, это как кому нравится, и потому эти «ораторские упражнения» оставили меня безразличным. Эти умники, в отличие от Цезаря или Ришелье, убеждены, что знают ответы на все вопросы».

Еще момент: когда Роберт Оппенгеймер, один из «родителей» атомной бомбы, после трагедии Хиросимы и Нагасаки, пришел к Трумену и начал говорить, что чувствует личную вину за совершенное страшное преступление (и через 74 года эти чувства можно понять и поддержать), то обычно сдержанный президент вспылил: «Больше никогда не пускайте ко мне этого... (непечатное слово). Он хнычет и говорит, что на его руках кровь. Кровь на моих руках как президента! Это все — мои проблемы!». Как известно, ядерные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки убили по меньшей мере 250 тысяч мирных японцев, однако, как до конца жизни считал Трумен, это заставило Токио капитулировать и сохранило жизнь полумиллиону солдат США.

А теперь, когда мы прояснили способ мышления и основу стратегических действий Трумена, кратко перечислим его основные мероприятия геополитического масштаба:

1. Доктрина Трумена. Ее основные положения были изложены в выступлении Президента перед Конгрессом 12 марта 1947 года. Этому предшествовал действительно драматичный ход событий. В конце февраля того года посол Британии в США лорд Роберт Инверчапелл сообщил Трумену и ведущим членам его правительства, что жестокий экономический кризис, военные потери и исключительно суровая зима вынуждают его страну прекратить какую-либо помощь Турции и Греции, в результате чего в этих государствах, а также и ряде стран Западной Европы, к власти могут прийти коммунисты (а они уже входили на тот момент в состав правительств Франции и Италии).

Трумен мгновенно оценил ситуацию. Обращаясь к Конгрессу 12 марта, он попросил 400 миллионов долларов экономической и военной помощи. Но глава государства преследовал цель не создать еще одну программу зарубежной помощи, а положить начало «полностью новой внешней политике». Потому что, подчеркнул президент, «одной из главных целей внешней политики Соединенных Штатов является создание условий, по которым мы и другие народы будем жить в мире, свободном от принудительного деспотизма. Это было главным вопросом в войне против Германии и Японии. Мы победили страны, которые хотели навязать свою волю и образ жизни другим народам. Этот курс на свободу мы тем более будем защищать и в дальнейшем» (СССР не назывался прямо, однако всем было понятно, о чем речь!).

Конгресс одобрил инициативу президента. А главные тезисы этой речи вскоре стали известны как «доктрина Трумена». Показательно, что жесткие военные и экономические меры «сдерживания» быстро принесли результаты: уже в мае 1947-го коммунисты были выведены из состава правительств Франции и Италии. Однако оставалась еще подконтрольная Сталину Восточная Европа.

2. План Маршалла (по фамилии тогдашнего госсекретаря США, боевого генерала). Его целью 5 июня 1947 года официально объявлена помощь в экономическом восстановлении и цивилизационном объединении послевоенной Европы (прежде всего Западной). Были задекларированы устранение торговых барьеров, модернизация промышленности Европы, ее экономическая и политическая интеграция (первое «маленькое зернышко» будущего ЕС!), и — что не всегда афишировалось — вытеснение коммунистов из властных структур европейских стран. СССР тоже официально пригласили принять участие в этом проекте, однако Сталин, конечно, саркастически и решительно отказался (как и его сателлиты в Восточной Европе). Общая сумма ассигнований по плану Маршалла (с апреля 1948 по декабрь 1951 г.) составила около 13 миллиардов долларов, причем Великобритания получила 2,8 млрд, Франция — 2,5 млрд, Италия и Западная Германия — 1,3 млрд. На протяжении 4-6 лет экономика соответствующих стран Западной Европы была в основном восстановлена, хотя еще оставались важные проблемы.

3. Создание Североатлантического альянса (НАТО). Того самого, который 4 апреля этого года отметил 70 лет своего существования. Возможно, это — самое важное из того, что сделано Труменом, ведь он приложил очень много усилий к тому, чтобы эта организация как мощный инструмент военного и политического сдерживания Сталина появилась на свет. Выступая на церемонии подписания договора об образовании НАТО 4 апреля 1949 года, Трумен сказал, что «если бы такой договор существовал в 1914  и 1939 годах и охватывал страны, которые присутствуют здесь сегодня, — я верю, что он предотвратил бы акты агрессии, которые привели к двум мировым войнам». Напомним о том, что: а) основателями НАТО тогда были 12 стран — США, Канада, Великобритания, Исландия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Италия, Португалия, Люксембург, Норвегия, Дания. Сейчас членами НАТО являются 29 государств. б) Особую, исключительную важность приобретает реализация статьи 5 Устава НАТО, согласно которой нападение на какое-либо государство — член НАТО является нападением на весь Альянс. в) В Конституции Украины закреплен курс на вступление в НАТО.

4. Берлинский кризис 1948 года. Руководство США и их союзники, вопреки объявленной Сталиным  блокаде Западного Берлина, наладило «воздушный мост», с помощью которого поставляло западным берлинцам все необходимое и прорвало блокаду. Фактически это было знаковое поражение Кремля.

5. Корейская война 1950—1953 годов. «Силы ООН» во главе со США  дали отпор агрессивным действиям Северной Кореи. Потом в войну вмешался Китай, и в конечном итоге,  уже при Ейзенхауэре, преемнике Трумена, было подписано перемирие 27 июля 1953 года. Но важно другое. Когда главнокомандующий силами ООН, «победитель Японии», американский генерал Дуглас Макартур  (суперпопулярный человек) предложил применить в ходе войны ядерное оружие — Трумен очень жестко напомнил ему, кто является Верховным Главнокомандующим, и отстранил от должности.

***

Интересно было бы поговорить и о внутренней политике Трумена. О его «справедливом курсе» 1948 года, который предусматривал контроль над ценами, кредитами, экспортом, зарплатами и тарифами за квартиры — левоцентристский документ; республиканское большинство в Конгрессе — противники Трумена — по сути, заблокировала его. Об «очистке государственных учреждений от коммунистов», сенаторе Джозефе Маккарти и «охоте на ведьм». Наконец, о фееричной избирательной кампании Трумена 1948 года (вот где пример так называемого популизма!) — никто не верил в его победу, фаворитом был сенатор-республиканец Томас Дьюи, однако президент 3 месяца путешествовал по стране на «агитационном поезде», выступал по 5-6 раз в день, и говорил: «Мои малоимущие сограждане, после того, что я сделал для вас, вы будете неблагодарными свиньями, если не поддержите своего Президента. Я борюсь с этими богачами из Уолл-Стрит!». Люди отвечали: «Поджарь их хорошо, Гарри!». И Гарри победил — это был шок! — с преимуществом в 3 миллиона голосов и был переизбран.

Но сейчас мы не об этом. Именно Трумен заложил фундаменты коллективной военной и экономической (МВФ и Всемирный банк были основаны в те же годы) безопасности Запада. И сдержал Сталина силой. Думается, это снимет вопрос наподобие: а за что Запад вообще (и Украина тоже) должны быть ему благодарным? И почему один из самых мощных авианосцев ВМФ США назван «Гарри Трумен»?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать