Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Еще раз об исторических параллелях: малоизвестная публикация Александра Кошица

06 февраля, 17:03

Современная российская власть без малейших колебаний «замяла» большинство трагических страниц московской истории, подделывая ее или отмежевываясь от настоящих первопричин и последствий. Эдакие наставления «братскому» украинскому народу впитали в себя немало крови тех народов империи, которые когда-либо оказывались в красиво описанных в красивых книжках «братских объятиях». Похоже, что и разные личности идеологического фронта, равно же как и С. Глазьев, прежний руководитель «Конгресса русских общин», а сегодня — советник В. Путина по вопросам региональной экономической интеграции, или Кирилл, патриарх «московский и всея Руси», и многие другие их соотечественники, склонные к «сквернословию», воспитывались именно на таких поддельных образцах российской истории, названных в их государстве сегодня «правильной историей». Во имя этой «правильной истории» из научного дискурса в современной России часто устраняются классические исторические труды, которые не вписываются в разработанную идеологами «правильную доктрину».

Вероятно, мало что скажет «поучителям» обращенных к Европе украинцев такая страница российской истории, как опричнина. «Первого царя всея Руси», «великого князя московского» Ивана Васильевича, известного как Грозный, многие идентифицируют с веселым комедийным воплощением актера Юрия Яковлева в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Современной российской идеологии выгодна такая симпатичная трансформация образа тирана в образ острослова — меньшее количество населения «великой страны» будет знать о классических методах московской тирании.

И все же исторические параллели в поведении московской власти время от времени проявляются с новой силой. Так, как это произошло в далеком 1940 году, когда выдающийся украинский хоровой дирижер и композитор Александр Кошиц (1875 — 1944) опубликовал в американском украиноязычном журнале «Свобода» статью «Малюночки з Російської історії». Причины, которые побуждали автора впервые обратиться к этой теме, достаточно выразительно прослеживаются в начале публикации. Судя по приведенным аргументам, практика «освобождения» московской властью народов или определенной части населения продолжилась в XX веке. В новую историческую эпоху, по мнению А. Кошица, полностью были перенесены и свойственные для московской традиции тирании методы. Неожиданная для многих современников публикация великого дирижера, хоровой коллектив которого еще в 1920 годы на всемирном турне показал наивысшие качества украинской музыкальной культуры, стала актуальной не только для периода «освобождения» советской Москвой Галицкой Украины (в соответствии с тайным протоколом Пакта Молотова — Риббентропа), но и находит отголосок в политических событиях постсоветской истории.

АЛЕКСАНДР КОШИЦ — ВЫДАЮЩИЙСЯ УКРАИНСКИЙ ХОРОВОЙ ДИРИЖЕР

 Александр КОШИЦ

«МАЛЮНОЧКИ З РОСІЙСЬКОЇ ІСТОРІЇ» (1940)

По поводу современных событий, как мировых, так и украинских, стоит вспомнить некоторые факты из российской истории, хотя бы ввиду того, что познание прошлого дает ключ к пониманию современности и является наукой на будущее. Те события из российской истории, о которых будет идти речь, не только интересны сами по себе, но близки украинскому народу из-за тех методов, которыми эти события вызывались и развязывались. Это методы подступа, лжи, обмана, интриги, шантажа и насилия и жестокости, методы, так хорошо известные украинскому народу, что всегда характеризовали московскую политику. Вот эти методы ни на грамм не изменились с давних времен до наших дней, несмотря на то, какую маску и какого цвета надевала Москва. Особенно же интересны те высокие лозунги, которыми всегда прикрывалась московская работа. Лозунги, обязательно обкуренные ладаном религиозности и морали, либо же Христовой религии, как в давние времена, либо Марксовой, как во времена наши, но всегда голосящие о «высшей справедливости», которая кончается обязательным «освобождением» кого-то от чего-то или от кого-то (хоть освобождение и непрошеное!). Те лозунги не изменились ни на грамм. Не изменилась и фразеология, которой Москва заговаривала зубы своей жертве перед тем, как ее поглотить. Следовательно, то «прошлое», о котором расскажу, звучит как настоящее современное.

Речь пойдет об «освобождении» независимой Новгородской Республики от ее собственной независимости, от ее собственного новгородского республиканского правительства, от ее интеллигенции и священничества. Это будет рассказ 3-й Новгородской летописи («Книга, глаголемая Летописец Новгородский вкратце») из XVI ст.: «О приходе царя и Великаго Князя Ивана Васильевича, како казне Великий Новгород, еще опричнина» именуется». Это Рассказ повествует о трагическом финале столетней борьбы Новгородской Республики с Москвой за свою независимость. Особый ужас придает повествованию его простой летописно спокойный тон, пропитанный глубоким сожалением и грустью, и тот дьявольский насмешливый хохот, который звучит на каждом шагу в царском титуле «Благочестивый, Христолюбивый, Великий» и т. д., Чтобы лучше понять Рассказ, надо хотя бы вкратце охарактеризовать ситуацию, в которой произошла эта страшная драма, и главных героев ее — Москву и Новгород. Поэтому надо начать немного издалека.

Главным торговым путем, связывавшим северную Европу со среднеазиатским Востоком (через Византию), был, по словам Летописи, «Великий путь из Варяг в Греки». Этот «путь» начинался на севере в Новгороде, шел к Днепру и дальше вниз через Киев на юг к черноморским греческим колониям и потом по Черному морю к Царьграду. На двух концах того пути были два главных пункта торговли: на севере Новгород, на юге Киев. Это был не только путь торговых сношений, но и путь культурных влияний и один из факторов организации государственности славян. Так было до XIII ст. Но когда в IV Крестовом Походе, в 1204 году, Византия была разбита крестоносцами и прибрала к рукам латинян, европейская торговля с Востоком пошла через Дунай, а «Великий путь из Варяг в Греки» начала коснеть, а после упадка Киева под татарским нашествием 1240 года полностью замер. Активным остался только северный пункт этого пути — это Новгородская Республика. Незатронутый татарским погромом, имея в руках огромные колонии севера до самого Урала, Новгород собрал в своих руках исключительно торговлю мехами и серебром («Закамское серебро»). Он вошел в «Ганзейскую систему» свободных торговых немецких городов Балтики (Гамбург, Бремен, Любек, Мемель и т. д.), начал расти, богатеть, играл большую политическую роль на севере, пользуясь политической независимостью и республиканским демократическим укладом. Этот республиканский уклад, как и торговля с Европой, соседство и связи с Литвой, оформляли лицо Новгорода на западный манер и направляли его симпатии и наклоны в противоположную сторону от татарской, заскорузлой, фанатичной и тираничной  Москвы. Республиканские свободы и культ политической независимости, которые пропитывали жизнь Новгорода и были прямой противоположностью московскому режиму, стали бельмом на глазу московского князя. Последнее действие этой трагедии с окончательным физическим истреблением Новгорода, окончательным «освобождением» его из-под его собственной власти, от его интеллигенции и священничества, и переселением остатка Новгорода на московские земли отыграно было московским царем Иваном Васильевичем IV в январе 1570 года. Отыграно было это трагическое действие согласно тем же московским рецептам и средствам и с той же фразеологией о предательстве и латинстве, как и все предыдущие московские игры. Словом, теми московскими средствами и методами, воплощением которых был царь Иван IV. И интересная вещь, что потом не только правительственная московская история, но и народная московская душа, гипокритично вздыхая над мерзостью, совершенной этим царем, не только оправдала этого тирана, но еще наделила его подхлебной трепетно-ласковой фамилией Грозный. Надо сказать, что слово «Грозный» не означает «лютый», как переводят некоторые наши историки и литераторы. Содержание его гораздо выше и шире.

ИВАН ГРОЗНЫЙ. КАРТИНА ХУДОЖНИКА КОНСТАНТИНА ШИШКИНА

Слово «Грозный» — содержит в себе понятие: Потрясающе-Величественный, Сурово-Справедливый и Неумолимо-Правосудный. Этим словом снята порфира с Небесного Царя, и одет в нее земной тиран, страшное психическое чудовище, моральный выродок, на оценке которого сходятся все психиатры мира до сих пор. Одет именно за то, что он был воплощением московской души, московской политики, московского православия и московского абсолютизма.

Итак, об одном из многих «блестящих» государственных действий этого «Великого, Благочестивого и Христолюбивого» повествует нам смиренный Летописец Новгорода. Послушаем его.

«О приходе царя и великаго князя

Ивана Васильевича, како казнил

Великий Новгород, еще «опричнина»

именуется»

Из Новгородской третьей летописи: «Книга, глаголемая Летописец Новгородский вкратце»

«В лето от создания света 7078 (в 1570 г.) генваря во 2-й день, в понедельник, в память святого отца нашего Сильвестра, папы римского, Благочестивый Государь, Царь, и Великий Князь Иван Васильевич, всея Руси Самодержец, послал в Великий Новгород заранее себя отряд, первый полк своих государевы бояр и воевод, и князей, и дворян, и «детей боярских»1, и всяких воинских людей большое и многочисленное количество. Они же, приехав в Великий Новгород, по приказу Благочестивого Государя, Царя и Великого Князя Ивана Васильевича, Всея России Самодержца, около Великого Новгорода поставили большие заставы и стражи со всем оборудованием, и повелели стражи на заставах крепко стеречь жителей города, чтобы ни один человек из города не убежал. А другие Государевы князья и «дети боярские», того же первого полка, разъехались по всем монастырям, что около города Великого Новгорода, запечатали монастыри и церковную казну, а игуменов и черных священников и дьяконов и соборных старцев2 изо всех новгородских монастырей собрали и привели с собой в Великий Новгород с количеством пятьсот старцев и больше, и поставили их всех на «правеж»3 до приезда Государева. А другие «боярские дети», того ж таки первого Государев полка, собрали со всего Новгорода со всех церквей, попов и дьяконов и поставили их на правеж, и раздавали их по десять человек приставам и приказывали держать их крепко в кандалах железных; велели приставам 4 бить их с утра до вечера, на правеж, до выкупа, немилосердно. Править же с них повелел Государь по два[д]цать рублей5, как у них в Новгороде стоит цена деньгам. Другие же дети боярские, того же Государева первого полка, запечатали по всему городу Новгороду в общественных приходах церкви и подцерковные помещения, и домовые помещения всех именитых людей Великого Новгорода со всем имуществом, и поставили сторожа стеречь их крепко до Государева приезда. А другие же «дети боярские», того же Государева первого полка, во всем Великом Новгороде приезжих (торговых) и служащих людей, и великих торговых людей перенимали и раздавали приставам и велели крепко держать их в железных путах, а их дома и все их имущество запечатали, а женщин и детей их сказали страже внимательно стеречь до Государева приезда.

И в том же таки 7078 (1570) году, генваря (января) в 6-й день, на праздник Богоявления Господа нашего и Спаса Иисуса Христа, приехал в Новгород Благочестивый Государь, Царь и Великий Князь Иван Васильевич, всея России Самодержец, и с ним сын его Государев, благоверный царевич, князь Иван Иванович, а с ним, Государем, большое множество полков, князей, бояр, и «детей боярских» и других воинских людей, да еще полторы тысячи «стрельцов»6.  И приехал Государь в Великий Новгород и стал со всей своей силой на Торговой стороне, в месте, что зовется Городище, две версты от Новгорода. А на утро, в субботу, Благочестивый Государь, царь и великий князь Иван Васильевич, всея Руси Самодержец, повелел игуменов и попов черных, и диаконов, и старцев соборных, которых первый полк взял из монастырей и поставил на правеж перед приездом Государевым, бить палками на смерть. А убив их всех, повелел каждого из них в свой монастырь отвезти и похоронить.

А в воскресенье, генваря в 8-й день, Государь со всеми полками поехал к большой соборной церкви Премудрости Божьей — Софии слушать Службу Божью. И встретил его на большом Волховском мосту, около Черного креста, архиепископ новгородский Пимен, согласно закону царскому: со всем Священным Собором, с крестами и чудотворными иконами. И когда хотел Пимен, согласно с обычаем царским, Царя и Великого Князя Ивана Васильевича и сына его, благоверного царевича Ивана Ивановича благословить крестом, то Государь и Вел[икий] Князь Иван Вас[ильевич] и сын его, царевич князь Иван, к кресту не пошли. И говорил Царь и Вел[икий] Кн[язь] архиепископу Пимену: «Ты, злочестивче, в руке своей держишь не крест Животворящий, а оружие и этим оружием хочешь ранить наше царское сердце лютым твоим злоумыслом вместе с твоими злодеями, жителями города этого; хотите родину нашего царского государства, этот великий и богохранимый город Новгород передать супостату нашему, иноплеменному королю литовскому Сигизмунду Августу!!! С этих пор и в дальнейшем ты не можешь зваться учителем и «сопрестольником» великой соборной апостольской церкви Премудрости Божьей — Софии, а волком, хищником, губителем и предателем, а нашей царской порфирий венцу досадителем!».

После Службы Божьей пошел Государь со всеми своими князьями и боярами, и «детьми боярскими», и со всем воинским людом к архиепископу Пимену в столовую палату за стол хлеб кушать. И как сел Государь за стол и стал хлеб кушать, то, немного подождав, мгновенно закричал громким голосом с большой яростью к своим князьям и боярам, как обычно, «ясаком» (приказом) царским. И сейчас же повелел казну и весь архиерейский двор, со всем глажением, всеми палатами и кельями разграбить, а бояр его владычных (достойников) и всех слуг повелел связать и отдать приставам в свое распоряжение. А самого владыку Пимена, ограбив, велел отдать приставам, чтобы крепко его стерегли, и приказал давать «из казны» (из государственного казны) по копейке в день на содержание его. Дворецкому же свому, Льву Андреевичу Салтыкову, протопопу Евстахию и другим своим боярам повелел Государь идти в соборную церковь Премудрости Божьей — Софии и взять «ризную казну» (Соборную казну), драгоценные церковные вещи и святые чудотворные иконы Корсунские, кисти греческих мастеров. И дальше повелел Государь по всему Великому Новгороду во всех божьих церквях забирать церковную казну и всякие честные божественные чудотворные иконы, и ризы, и колокола. И вокруг всего Великого Новгорода, во всех монастырях велел Государь забирать из церквей церковные сокровища, дорогие греческие иконы Корсунские, дорогие ризы, святые церковные вещи и колокола.

Потом Великий благоверный Государь, царь и великий князь Иван Васильевич, всея России Самодержец, с сыном своим благоверным царевичем, князем Иваном Ивановичем, «сел на судище» (на судном месте) в Городище, там, куда он приехал. И велел приходить к себе из Великого Новгорода владычных бояр да и других служивых людей, и знатных и больших торговых людей, их жен и детей. И повелел Государь мучить их перед собой свирепо, горько, разными нечеловеческими муками, а после неожиданных горьких, страшных мук повелел поджигать им тело каким-то неизвестным мудрым веществом, которое называется «поджар», а своим государевым «детям боярским» приказывает Государь тех мученных и подсмаленных людей вязать то за руки, то за ноги, то за головы тонкими веревками к саням, и повелел им быстро за санями волочить их на большой мост на Волхове и бросать с моста в реку Волхов. А женщин и детей их мужского и женских пола повелел Государь привозить на реку Волхов, на мост, выводить на повышение на мосту, что было сделано, и с большой высоты бросать их в реку Волхов в воду. Другие же боярские «дети государевы», и военные люди в малых лодках ездили по реке Волхову с оружием, рогатинами и копьями, с топорами, крюками, и какие люди, мужчины или женщины, разного возраста, из глубины речной вверх на воду всплывают, они, притянувши крюками, тех людей копьями и рогатинами кололи и топорами рубили, в речную глубину сурово и немилосердно топили, нанося им лютую и горькою смерть.

***

И было такое неистовое и неописуемое пролитие крови христианской (за грехи наши) от неугомонной люти царевой каждый день без перерыва до семи недель и больше: потому что каждый день бросить и потоплять в воде людей разного возраста до тысячи, а иногда тысячу и пол; и тот уже день был легче, Бога благодарить, когда бросили в воду до пяти сотен люда или шесть сотен. А по окончании всего этого Великий Государь, Князь и Царь Иван Васильевич, всея России самодержец, со своими государевыми людьми, с князьями и боярами, и с «детьми боярскими», и остальными воинскими людьми начал ездить около Великого Новгорода по святым монастырям и там велел в монастырях грабить монастырскую церковную казну, и кельи, и служебные монастырские дома, и все имущество, в амбарах хлеб всякий, и стоящий в скирдах; а на полях немолоченный хлеб велел огнем жечь, а скот разный, коней и коров, велел в пень рубить. А после этого Благоверный Государь, Царь и Великий Князь Иван Васильевич, самодержец всея России, приехал из монастырей в Великий Новгород и повелел по всему Новгороду, по всем улицам и торговым рядам (базарам) и лавкам разный товар грабить, а торговые амбары и лавки велел рубить и разрушать. А затем Государь Благоверный и Великий князь со всеми своими людьми и военными полками начал ездить по всему Новгороду и по всем пригородам и повелел всех городских жителей в их домах грабить, а самих мужчин и жен их с их имуществом немилосердно грабить, а их дворы и дома ломать, а двери и ворота без милости рубить и выламывать. И было того обыска и руины, потрясения и кровопролития роду человеческому в Великом Новгороде и его окраинных сторонах беспрестанно шесть недель за грехи наши!

Это все случилось по неизреченным судьбам Божьим и наказанию от Господа Бога нашего в Великом этом и Богоспасаемом Новом городе всем живучим в нем за грехи наши, а всему роду человеческому в науку — Аминь».

Как пророчески звучит предложение «Всему роду человеческому в науку»! Кто имеет уши, чтобы слушать, пусть слушает!

Опубл.: Свобода. — 1940. — Ч. 12 (16 января); Ч. 13 (17 января).


1 «Государевы бояре» — придворные чины, «государевы князья» — те князья, которые,  потеряв свою независимость, стали двораками при дворе великого князя Московского, а по его милости помещиками на подаренных землях. «Дети боярские» — отдельный отряд воинов, составленный из детей государевых бояр и князей, что-то наподобие царской гвардии.

2 «Черные священники» — священники-монахи. «Соборные старцы» — члены монастырского совета.

3 «Ставить на правеж» — способ взыскивать долги по постановлению суда: подсудимого ставили на площади на специальном помосте, и палач бил его до тех пор, пока кто не пощадит и не выкупит его за ту сумму, что он должен. Конечно, милосердных находилось мало, и пытка продолжалась иногда неделями. В данном случае все шло по приказу царя. Не было здесь никакого долга. Не было и суда, а приняты только страшные меры для наказания и сдирания денег. — А. К.

4 Приставы — чины полиции.

5 2 000 рублей или около 100 долларов на современные деньги.

6 Войско.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать